Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 1 страница

Российские регионы во внешнеэкономических связях. Социально-экономическая характеристика приграничных регионов. Институты приграничного и межрегионального сотрудничества. Типы приграничного сотрудничества

Либерализация и открытие экономики России сделали ее частью глобальной экономики, в которой по ряду признаков она высту­пает как мировая экономическая периферия. Об этом свидетельствует топливно-сырьевой уклон в структуре экспорта страны. В 2008 г. на долю товаров топливно-энергетической группы пришлось 69,6% рос­сийского экспорта (в 2004 г. — 56,8%), а на машиностроительную продукцию — 4,9%. Россия — чистый импортер высокотехнологич­ных товаров и услуг, плательщик инновационной ренты ведущим центрам глобальной экономики. В то же время у российской эконо­мики наблюдаются отдельные черты глобального центра и полуперифе- рии — существенная роль в мировом производстве вооружений, космических и транспортных услугах, в фундаментальных научных исследованиях, экспорт капитала, динамичное развитие современных средств связи. Учитывая то, что углеводороды являются геополити­ческим товаром, а рост цен на них свидетельствует о возникающем дефиците на мировом рынке, то большой объем российского экс­порта данной товарной группы говорит о росте мирового политиче­ского и финансового веса России.

Глобализация ставит Россию в условия жесткой конкуренции, растущей трансграничной мобильности национальных финансовых и инновационных ресурсов, активного проникновения в экономику страны иностранного капитала, включения ее в глобальные произ­водственно-сбытовые сети. Либерализация международного эконо­мического сотрудничества является предпосылкой конкуренции стран и регионов стран за инвестиции, за место на мировых рын­ках, за инновационное лидерство. Однако далеко не все регионы, не только российские, но и любой другой страны, могут выдержать эту конкуренцию.

Участие в глобальном экономическом пространстве оборачива­ется для России оттоком части ресурсов развития (кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресур­сов) в страны мирового центра. Но в то же время оно дает стране шанс для использования своих сравнительных преимуществ с по­мощью иностранных инвестиций, привлечений новых технологий, участия в мировых экономических и информационных сетях.

9.1. Российские регионы во внешнеэкономических связях

Глобальные экономические процессы влияют на российское про­странство через существующую международную специализацию регионов, характер и динамику их международных экономических отношений, конкуренцию стран и их регионов в разработке и про­изводстве товаров и услуг, привлечение на свою территорию финан­совых ресурсов и новых технологий, политику компаний и банков, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции. В институцио­нальном плане это определяется национальным законодательством России и системой международных отношений, заключаемых с ме­ждународными организациями, группой стран в рамках региональ­ных группировок и отдельными странами.

Для России характерны громадные межрегиональные различия по объемам и структуре участия во внешнеэкономических связях, что является одной из главных причин усиления различий между регионами по социально-экономическим и финансовым показате­лям. Территориальные диспропорции в России сегодня во многом производны от обособленности экспортного и импортозамещающе­го секторов российской экономики. Большая часть финансовых ресурсов страны связана с экспортной деятельностью. Происходя­щие изменения в географии экономики базируются на традиционной международной специализации хозяйства России. При резком преоб­ладании топливно-сырьевых отраслей во внешнеэкономических свя­зях большая часть субъектов РФ пока не обрела своего места в гло­бальной экономике.

На первую десятку субъектов РФ в 2007 г. пришлось более 71,2% экспорта и 75,6% импорта страны (табл. 9.1). Причем терри­ториальная концентрация экспорта и импорта устойчиво растет: еще в 2000 г. на первую десятку субъектов РФ приходилось 65,4% экспорта и 60,1% импорта России.

За 2000—2007 гг. состав первой десятки регионов в экспорте за­метно изменился. Из нее выбыли Московская, Самарская, Иркут­ская области и Республика Башкортостан, но вошли Ленинградская, Сахалинская, Челябинская и Кемеровская области. Изменения структуры первой десятки во внешней торговле не связаны с ка­кими-либо сдвигами в товарной структуре экспорта ведущих регио­нов. Эта структура у всех территорий-лидеров остается традицион­ной — нефть и нефтепродукты, металлы, химические полуфабрикаты, каменный уголь. Такая же структура экспорта отмечается и у вы­бывших из первой десятки регионов, как, впрочем, и у всех осталь­ных регионов — крупнейших экспортеров России. В 2007 г. в стра­не насчитывалось 17 субъектов РФ с объемом экспорта более 3 млрд долл. Эти же регионы лидируют и по показателю экспорта на душу населения. Самые высокие значения экспорта отмечались у Саха­линской области — 13,5 тыс. долл., Тюменской области (с округа­ми) — 12,7 тыс. и у Москвы — 12,2 тыс. долл. (при среднероссий­ском значении около 2,5 тыс. долл.).

Таблица 9.1. Десять субъектов Российской Федерации с наибольшим объемом экспорта и импорта в 2007 г.
Субъекты РФ Экспорт Субъекты РФ Импорт
Объем, млн долл. Доля, % Объем, млн долл. Доля, %
Российская Федерация 352 568 100,0 Российская Федерация 199 270 100,0
г. Москва 127 282 36,1 Москва 84 318 42,3
Тюменская область 42 746 12,1 Санкт- Петербург 19 979 10,0
Санкт- Петербург 17 799 5,0 Московская область 13 527 6,8
Республика Татарстан 12 935 3,7 Калининград­ская область   3,9
Красноярский край 12 051 3,4 Ленинград­ская область   3,3
Свердловская область   2,6 Ростовская область   2,3
Ленинград­ская область   2,3 Приморский край   2,1
Сахалинская область   2,0 Белгородская область   2,0
Челябинская область   2,0 Свердловская область   1,5
Кемеровская область   2,0 Челябинская область   1,4
Итого По 10 субъ­ектам 251 293 71,2 Итого По 10 субъ­ектам 150 648 75,6

Источник. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2007. ФСГС, 2008.

Присутствие в этом списке Москвы и Санкт-Петербурга, на ко­торые в сумме приходится более 2/5 российского экспорта, но ко­торые не производят в больших объемах указанные товарные груп­пы, связано с концентрацией в них посреднических компаний, ко­торые непосредственно осуществляют экспортные операции и тамо­женное оформление данных товаров. В столицах сосредоточены представительства компаний-импортеров. Здесь имеются квалифи­цированные специалисты, банки соответствующего уровня и другая необходимая инфраструктура.

Принципиальной особенностью большинства регионов — главных производителей экспортных товаров является их внутриматериковое размещение (см. табл. 9.1). Более 60% экспортного потенциала России размещается на расстоянии 3—4 тыс. км от европейских и дальне­восточных пограничных переходов. Такого рода «перевернутая мо­дель» размещения экспортного производства из-за больших транс­портных затрат объективно понижает его доходность и, учитывая ценовые колебания на мировых рынках, является нестабильной в плане наполнения бюджета (например, при падении мировых цен на металл сокращается прибыль металлургических компаний, по­скольку на экспорт идет более половины выплавляемого металла, а значит, и отчислений налогов на прибыль в бюджеты всех уров­ней). Необходимая доходность экспорта угля, черных и цветных металлов, лесопродукции опирается не только на определенный уровень мировых цен, но и железнодорожных тарифов.

При резком преобладании топливно-сырьевых отраслей в экс­порте значительная часть субъектов РФ пока не обрела своего места в глобальной экономике. В 2007 г. у шести субъектов РФ объем экс­порта был меньше 200 млн долл., а у 13 — не превышал 100 млн долл. У всех этих регионов (республики Кавказа, Поволжья, Сибири, ряд областей ЦФО и регионов ДФО) объем экспорта на душу населе­ния не превышал 250 долл. или был в 10 раз меньше среднероссий­ского уровня.

Изменения в составе регионов — крупнейших импортеров за 2000-2007 гг. были более существенными, чем регионов-экспор- теров. Из десяти крупнейших участников внешнеэкономической деятельности выбыли внутриматериковые Тюменская, Самарская, Оренбургская области и Красноярский край, которые получают сы­рье и материалы из соседнего Казахстана. Но в десятку вошли при­морские регионы — Ленинградская и Ростовская области, Примор­ский край, а также пограничная с Украиной Белгородская область.

В 2007 г. объем импорта 22 регионов России превышал 1 млрд долл., в том числе у 14 приграничных регионов. Новым явлением в географии импорта стало развертывание сборочных производств в ряде приморских регионов — Ленинградской, Калининградской, Ростовской области и Санкт-Петербурге. Деятельность многих предприятий, созданных с участием иностранных компаний в Мос­ковском регионе (Москве и области), а также во Владимирской, Калужской, Липецкой и Нижегородской областях, также повлекла за собой быстрое наращивание импорта сырья, материалов и ком­понентов. Повышение доли приграничных и приморских регионов в импорте свидетельствует о начале формирования новой террито­риальной структуры российской экономики, более полно отвечаю­щей требованиям глобализации и регионального экономического сотрудничества.

Еще более неравномерно по регионам страны размещаются пря­мые иностранные инвестиции (ПИИ). Они осуществляются в боль­шинстве субъектов Федерации, однако основной их объем направ­ляется в 10—15 регионов. В 2007 г. в десятку регионов-лидеров вхо­дили Москва, Сахалинская, Московская, Ленинградская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская, Челябинская, Ростовская области и Краснодарский край, на которые пришлось около 88% ПИИ, размещенных в России. На следующую десятку регионов пришлось около 5% ПИИ, а на остальные 63 субъекта РФ — около 7%. В ряде субъектов РФ иностранные инвестиции либо во­обще не осуществляются, либо они невелики, и их величина год от года сильно колеблется. Концентрированный приток ПИИ в огра­ниченное число регионов — устойчивое явление для России. Он подтверждает серьезные различия между регионами по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли — с другой. Иностранный капитал стремится прежде всего в эконо­мически активные части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, емким региональным рынком, квалифицированной рабочей силой и располагающие бла­гоприятными условиями в плане инфраструктуры. Таких регионов в стране немного. Другой вектор движения прямых иностранных инвестиций — регионы, богатые природными ресурсами. Сегодня это прежде всего Сахалинская область, а также Амурская область и Ненецкий АО.

Регионы, широко включенные во внешнеэкономические связи, — регионы-экстраверты (их около 20), имеют более благоприятные условия для социально-экономического развития. Финансовое по­ложение предприятий-экспортеров в условиях благоприятной конъ­юнктуры более устойчивое, чем у предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Регионы, широко включенные во внешне­экономические связи, имеют преимущества, поскольку в них кон­центрируются инвестиции, активнее привлекаются и внедряются новые технологии. В целом у регионов-экстравертов шире об­разующая бюджет база, в среднем более развита инфраструктура и выше квалификация менеджмента. В них активнее протекают процессы модернизации региональной экономики.

Большая часть российских регионов слабо включена во внешне­экономические связи и в них преобладают производства, ориенти­рованные на внутренний рынок. Тем не менее, и в интровертных регионах отчетливо ощущается влияние внешнеэкономических фак­торов — через конкуренцию импортных товаров, более высокую стоимость кредитов, поскольку финансовые ресурсы направляются в первую очередь в высокодоходные экспортно-сырьевые производ­ства, колебание курса рубля. По мере упрочения экономического положения страны и роста внутреннего спроса условия развития регионов-экстравертов и интровертов стали выравниваться.

Мировой экономический спад сильнее ударил по регионам- экстравертам. Однако кредитные проблемы, сокращение доходов предприятий и бюджетов заставили население сократить внутреннее потребление и тем самым ограничить спрос на продукцию интро­вертных регионов. Влияние внешнеэкономических факторов охва­тило все регионы страны, хотя и в разной степени.

Главной территориально-структурной особенностью участия Рос­сии в процессах глобализации является ключевая позиция Москвы. Благодаря концентрации институтов, обеспечивающих междуна­родные связи, столица является главным окном России во внешний мир. Высокая доля в импорте связана с геоэкономическим положе­нием столицы в центре европейской части России, исключительной ролью столичного региона в экономике и на рынке страны, разви­той логистикой и банковской системой.

В столице действует более половины всех предприятий с ино­странными инвестициями, зарегистрированных в России. Москва устойчиво поглощает около половины иностранных инвестиций, поступающих в страну (в 2007 г. — 56% ПИИ). Через московские банки осуществляется 4/5 всех операций в стране с иностранной валютой. В Москве располагается преобладающая часть банков с иностранным долевым участием. Благодаря близости к Москве быстро растут внешнеэкономические связи Московской, Влади­мирской и Калужской областей, в которых уже создан крупный кластер компаний с иностранными инвестициями.

Другой полюс включения России в процессы глобализации — Санкт-Петербург с Ленинградской и Новгородской областями. Но пока он значительно уступает Московскому региону.

Резкое преобладание столичного региона во внешнеэкономиче­ских связях страны отражает центрально-периферийную организа­цию российского пространства, как в политическом, так и эконо­мическом плане. Причем с ростом вовлечения России в глобальную экономику эта организация становится все более поляризованной в плане внешних и внутренних условий развития центра и периферии.

Помимо громадной дифференциации по объемам внешнеэко­номической деятельности, субъекты РФ сильно различаются по географической структуре своих внешнеэкономических связей.

Отчетливо проявляется зависимость географической структуры внешней торговли регионов от их географического положения. До­ля соседних стран заметно выше во внешнеторговом обороте у тех регионов, которые непосредственно с ними граничат, например, высока доля Украины у Белгородской области и Китая у Читин­ской. У регионов, расположенных в глубине российской террито­рии, позиционный фактор проявляется не так явно. Но статистика свидетельствует о вполне очевидной регионализации российского пространства — тяготение либо к европейскому рынку, либо к рын­ку Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В регионализации пространства страны по преимущественной ориентации внешнеэкономических связей на соседние страны или группы стран нет ничего необычного. Западные штаты США имеют иную географию внешних связей, чем восточные. То же самое харак­терно для запада и востока Китая, Индии, севера и юга Франции, Италии, Мексики и т.д. В условиях либерализации международных экономических отношений такая регионализация проявляется все рельефнее по мере формирования нового глобального пространства. Экономическая эффективность интеграции частей национального пространства и смежных стран оказывается выше, чем интеграции собственно национального пространства. В этом, вероятно, состоит экономический смысл глобализации экономики.

В России формирование единого рынка затрудняется большими расстояниями, слабым развитием инфраструктуры и разными уров­нями развития регионов. В этой ситуации экономическое единство ее пространства обеспечивают глубинное размещение крупнейших экспортных производств, концентрация финансовых и инноваци­онных ресурсов в столице, централизация власти и финансовых ресурсов.

Положение России между ЕС, Северной Америкой и Северо­Восточной Азией и широкое соседство с этими крупнейшими эко­номиками мира позволяет России развивать экономическое сотруд­ничество на разных направлениях (многовекторное сотрудничество) и выступать в качестве евразийского моста глобальной экономики. Вместе с тем концентрация экономики России в ее наиболее осво­енной европейской части определяет ее большую экономическую связанность с европейскими странами. Так, в географической струк­туре внешней торговли России особое место занимает ЕС. На его долю в 2008 г. пришелся 53,1% российского товарооборота, в то время как на страны СНГ — 14,4%, а на страны АТЭС — 19,2%. В первой десятке стран по величине российского экспорта в 2008 г. находилось шесть стран ЕС — Нидерланды, Германия, Италия, Финляндия и Великобритания, Польша, две страны СНГ — Украи­на и Белоруссия, Турция и внеевропейский Китай. В импорте стра­ны среди первых 10 стран-партнеров было четыре страны ЕС — Германия, Италия, Франция и Великобритания, две страны СНГ — Украина и Белоруссия, четыре страны АТЭС — Китай, Япония,

Южная Корея и США. Причем состав крупнейших торговых парт­неров остается в целом стабильным. Основные различия связаны с изменением позиции стран внутри десятки. Большую роль во внешней торговле России играют соседние страны. На 13 сухопут­ных соседей и два морских — Турцию и Японию устойчиво прихо­дится 35—40% ее внешнеторгового оборота.

Страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в России. В пер­вой десятке стран по объемам инвестиций в 2008 г. восемь стран бы­ли членами ЕС, на них пришлось почти 4/5 всех иностранных ин­вестиций страны. Одновременно страны ЕС являются наиболее привлекательными для российских юридических и физических лиц местами помещения капиталов и приобретения бизнеса.

Страны СНГ существенно уступают ЕС и по объемам торговли товарами и услугами, и по объемам операций с капиталом. В струк­турно-экономическом и институциональном отношении, а также с точки зрения рисков европейский рынок более интересен для российских компаний, чем рынок постсоветских стран. Развитию тор­гово-экономического сотрудничества России со странами СНГ пре­пятствует однотипная сырьевая структура экономики стран Содру­жества, большие расстояния и неразвитость инфраструктуры, растущий отрыв России от большинства стран СНГ по доходам населения (подробнее см. гл. 7).

В последние годы устойчиво растут торгово-экономические свя­зи России со странами АТЭС, прежде всего с Китаем. Развитие этого сотрудничества сдерживается экономической слабостью регионов За­байкалья и Дальнего Востока. Китайские, японские и южнокорейские компании все активнее разворачивают свою деятельность в Европей­ской России, прежде всего в Московском и Ленинградском регионах.

Для формирования большого экономического пространства важное значение имеют внешние устремления российских компаний. Они в основном определяются корпоративными интересами, а не интеграционными проектами России. Приобретение крупными российскими компаниями, в том числе государственными, активов в зарубежных странах связано со стремлением понизить корпора­тивные риски, гарантировать присутствие на внешних рынках, по­высить доходность деятельности и капитализацию компании. Про­странство деятельности таких компаний, как Газпром, Интер РАО ЕЭС, «Русский алюминий», «Норильский никель», ЛУКойл, «Се­версталь» и ряда других стало международным. Для большинства крупных российских компаний европейский вектор является основ­ным в пространственной диверсификации своей деятельности.

По направленности внешнеэкономического тяготения простран­ство России в целом можно разделить на три зоны — западную, вос­точную и промежуточную. Западная зона тяготеет в основном к Ев­ропе, включая европейские страны СНГ. Ее восточный рубеж сов­падает с восточными границами Уральского федерального округа. В этой зоне в сумме производится около 85% ВРП и проживает почти 82% населения России.

Восточная зона тяготеет преимущественно к рынкам стран Ази­атско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее западный рубеж проходит по западной границе Иркутской области. К этой же зоне относятся Республики Тыва и Алтай, которые, од­нако, практически не включены во внешнеэкономические связи. Это наименее освоенная и заселенная, но одновременно наиболее протяженная часть страны. На нее в 2007 г. пришлись около 7% общего ВРП и 8,2% населения России.

Остальные регионы Сибири составляют своего рода промежу­точную, или переходную, зону. На нее пришлось 8,3% общего ВРП и 10,2% населения страны. Во внешнеторговых связях этих регио­нов, а также примыкающих регионах Урала весомую роль играют связи со странами СНГ.

По мере изменения соотношения отдельных векторов внешне­экономических связей происходят изменения в регионализации пространства России по экономическому тяготению к евроатланти­ческой, тихоокеанской или евразийской зонам (СНГ). В ближай­шие годы следует ожидать расширения ареала российского про­странства, во внешнеэкономических связях которого будет возрас­тать доля стран тихоокеанской зоны.

9.2. Социально-экономическая характеристика приграничных регионов

Большую часть пространства России занимают приграничные субъ­екты Федерации, т.е. те, часть административной границы которых совпадает с государственной границей. Из 83 субъектов Российской Федерации (на начало 2009 г.) таковыми являются 48. Из них 19 при­граничных регионов (ПР) имеют старые, унаследованные от совет­ского периода, межгосударственные границы, 23 — новые, возник­шие вследствие распада СССР. У шести регионов межгосударствен­ные границы представляют собой сочетание старых и новых гра­ниц. Одиннадцать приграничных регионов имеют только морские границы, 27 — только сухопутные и 10 — сочетание морских и сухопутных.

Из общей протяженности государственных границ России 60,4 тыс. км 23 тыс. км составляют сухопутные границы, к которым выходят 37 субъектов РФ. Из них шесть непосредственно граничат с ЕС, 26 — со странами СНГ и восемь — с Китаем и Монголией (табл. 9.2). Некоторые из них имеют двойное (или даже тройное соседство) — Калининградская, Мурманская, Ленинградская, Псковская, Брянская области, Краснодарский край, республики Дагестан, Алтай, Читинская область, Приморский край (рис. 4)

Рис. 4. Федеральные округа

I — Центральный III — Южный V — Уральский

II — Северо-Западный IV — Приволжский VI — Сибирский VII — Дальневосточный

Таблица 9.2. Доля приграничных регионов в некоторые социально-экономических показателях России в 2005 г., %
Приграничные регионы ВРП на душу населе­ния, тыс. руб. Населе­ ние Общий валовый регио­ нальный продукт Экс­ порт Им­ порт Ино­ стран­ ные инве­ стиции
Со странами ЕС
1. Мурманская область 137,4 0,6 0,8 0,5 0,2 0,1
2. Республика Карелия 79,9 0,5 0,4 0,4 0,2 0,1
3. Ленинградская область 106,3 1,2 1,2 2,5 3,2 0,7
4. Санкт-Петербург 113,3 3,2 3,6 2,0 10,2 2,7
5. Калининградская область 69,8 0,7 0,5 0,4 3,8 0,1
6. Псковская область 50,7 0,5 0,3 0,2 0,3 0,0
Всего данные регионы 6,7 6,8 6,0 17,9 3,7
С Белоруссией и Украиной
7. Смоленская область 57,3 0,7 0,4 0,3 0,3 0,1
8. Брянская область 41,4 0,9 0,4 0,1 0,7 0,0
9. Курская область 70,4 0,8 0,6 0,1 0,3 0,0
10. Белгородская область 75,0 1,1 0,8 0,6 1,9 0,0
11. Воронежская область 50,6 1,6 0,8 0,3 0,4 0,1
12. Ростовская область 52,1 3,0 1,5 0,8 2,1 0,8
Всего данные регионы 5,4 4,5 2,2 5,7 1,0
Приграничные регионы ВРП на душу населе­ния, тыс. руб. Населе­ ние Общий валовый регио­ нальный продукт Экс­ порт Им­ порт Ино­ стран­ ные инве­ стиции
С Азербайджаном и Грузией
13. Краснодарский край 63,9 3,6 2,2 0,6 1,4 0,8
14. Республика Карачаево- Черкессия 33,7 0,3 0,1 0,0 0,0  
15. Республика Кабардино- Балкария 36,1 0,6 0,2 0,0 0,0  
16. Республика Северная Осетия 36,1 0,5 0,2 0,0 0,0
17. Республика Ингушетия 12,2 0,3 0,0 0,0 0,0
18. Чеченская республика 19,9 0,8 0,1
19 Республика Дагестан 28,8 1,8 0,5 0,0 0,1
Всего данные регионы 7,1 3,2 0,6 1,5 0,8
С Казахстаном
20. Астраханская область 62,6 0,7 0,4 0,1 0,2 0,1
21. Волгоградская область 61,3 1,9 1,1 0,9 0,6 0,0
22. Саратовская область 58,7 1,8 1,1 0,7 0,5 0,0
23. Самарская область 109,4 2,2 2,4 2,6 1,0 1,7
24. Оренбургская область 82,2 1,5 1,2 0,9 0,8 0,2
25. Челябинская область 86,2 2,5 2,1 2,0 1,6 1,6
26. Курганская область 45,8 0,7 0,3 0,1 0,2 0,0
27. Юг Тюменской области без автономных округов 153,5 0,9 1,4 7,6 0,1 6,1
28. Омская область 103,1 1,4 1,4 3,0 0,3 9,6
29. Новосибирская область 75,5 1,9 1,4 0,4 0,6 0,1
30. Алтайский край 44,0 1,8 0,8 0,3 0,2
Всего данные регионы 17,3 13,6 18,6 6,1 19,4
С Китаем и Монголией
31. Республика Алтай 45,5 0,1 0,1 0,0 0,1
32. Республика Тыва 31,6 0,2 0,1 0,0 0,0
33. Республика Бурятия 67,5 0,7 0,4 0,1 0,0 0,1
34. Читинская область 56,2 0,8 0,4 0,1 0,2 0,1
35. Амурская область 75,2 0,6 0,4 0,1 0,1 0,2
36. Еврейская АО 60,5 0,4 0,1 0,0 0,0 0,0
37. Хабаровский край 95,7 1,0 0,9 1,2 0,6 0,5
38. Приморский край 72.9 1,4 1,0 0,4 2,2 0,1
Всего данные регионы 5,2 3,4 1,9 3,2 1,0
Всего приграничные регионы 41,7 31,5 29,3 34,4 25,9
Россия 101,3 100,0 100,0 100, 100,0 100,0

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: