Российские регионы во внешнеэкономических связях. Социально-экономическая характеристика приграничных регионов. Институты приграничного и межрегионального сотрудничества. Типы приграничного сотрудничества
Либерализация и открытие экономики России сделали ее частью глобальной экономики, в которой по ряду признаков она выступает как мировая экономическая периферия. Об этом свидетельствует топливно-сырьевой уклон в структуре экспорта страны. В 2008 г. на долю товаров топливно-энергетической группы пришлось 69,6% российского экспорта (в 2004 г. — 56,8%), а на машиностроительную продукцию — 4,9%. Россия — чистый импортер высокотехнологичных товаров и услуг, плательщик инновационной ренты ведущим центрам глобальной экономики. В то же время у российской экономики наблюдаются отдельные черты глобального центра и полуперифе- рии — существенная роль в мировом производстве вооружений, космических и транспортных услугах, в фундаментальных научных исследованиях, экспорт капитала, динамичное развитие современных средств связи. Учитывая то, что углеводороды являются геополитическим товаром, а рост цен на них свидетельствует о возникающем дефиците на мировом рынке, то большой объем российского экспорта данной товарной группы говорит о росте мирового политического и финансового веса России.
|
|
Глобализация ставит Россию в условия жесткой конкуренции, растущей трансграничной мобильности национальных финансовых и инновационных ресурсов, активного проникновения в экономику страны иностранного капитала, включения ее в глобальные производственно-сбытовые сети. Либерализация международного экономического сотрудничества является предпосылкой конкуренции стран и регионов стран за инвестиции, за место на мировых рынках, за инновационное лидерство. Однако далеко не все регионы, не только российские, но и любой другой страны, могут выдержать эту конкуренцию.
Участие в глобальном экономическом пространстве оборачивается для России оттоком части ресурсов развития (кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов) в страны мирового центра. Но в то же время оно дает стране шанс для использования своих сравнительных преимуществ с помощью иностранных инвестиций, привлечений новых технологий, участия в мировых экономических и информационных сетях.
9.1. Российские регионы во внешнеэкономических связях
Глобальные экономические процессы влияют на российское пространство через существующую международную специализацию регионов, характер и динамику их международных экономических отношений, конкуренцию стран и их регионов в разработке и производстве товаров и услуг, привлечение на свою территорию финансовых ресурсов и новых технологий, политику компаний и банков, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции. В институциональном плане это определяется национальным законодательством России и системой международных отношений, заключаемых с международными организациями, группой стран в рамках региональных группировок и отдельными странами.
|
|
Для России характерны громадные межрегиональные различия по объемам и структуре участия во внешнеэкономических связях, что является одной из главных причин усиления различий между регионами по социально-экономическим и финансовым показателям. Территориальные диспропорции в России сегодня во многом производны от обособленности экспортного и импортозамещающего секторов российской экономики. Большая часть финансовых ресурсов страны связана с экспортной деятельностью. Происходящие изменения в географии экономики базируются на традиционной международной специализации хозяйства России. При резком преобладании топливно-сырьевых отраслей во внешнеэкономических связях большая часть субъектов РФ пока не обрела своего места в глобальной экономике.
На первую десятку субъектов РФ в 2007 г. пришлось более 71,2% экспорта и 75,6% импорта страны (табл. 9.1). Причем территориальная концентрация экспорта и импорта устойчиво растет: еще в 2000 г. на первую десятку субъектов РФ приходилось 65,4% экспорта и 60,1% импорта России.
За 2000—2007 гг. состав первой десятки регионов в экспорте заметно изменился. Из нее выбыли Московская, Самарская, Иркутская области и Республика Башкортостан, но вошли Ленинградская, Сахалинская, Челябинская и Кемеровская области. Изменения структуры первой десятки во внешней торговле не связаны с какими-либо сдвигами в товарной структуре экспорта ведущих регионов. Эта структура у всех территорий-лидеров остается традиционной — нефть и нефтепродукты, металлы, химические полуфабрикаты, каменный уголь. Такая же структура экспорта отмечается и у выбывших из первой десятки регионов, как, впрочем, и у всех остальных регионов — крупнейших экспортеров России. В 2007 г. в стране насчитывалось 17 субъектов РФ с объемом экспорта более 3 млрд долл. Эти же регионы лидируют и по показателю экспорта на душу населения. Самые высокие значения экспорта отмечались у Сахалинской области — 13,5 тыс. долл., Тюменской области (с округами) — 12,7 тыс. и у Москвы — 12,2 тыс. долл. (при среднероссийском значении около 2,5 тыс. долл.).
Таблица 9.1. Десять субъектов Российской Федерации с наибольшим объемом экспорта и импорта в 2007 г.
|
Источник. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2007. ФСГС, 2008.
Присутствие в этом списке Москвы и Санкт-Петербурга, на которые в сумме приходится более 2/5 российского экспорта, но которые не производят в больших объемах указанные товарные группы, связано с концентрацией в них посреднических компаний, которые непосредственно осуществляют экспортные операции и таможенное оформление данных товаров. В столицах сосредоточены представительства компаний-импортеров. Здесь имеются квалифицированные специалисты, банки соответствующего уровня и другая необходимая инфраструктура.
|
|
Принципиальной особенностью большинства регионов — главных производителей экспортных товаров является их внутриматериковое размещение (см. табл. 9.1). Более 60% экспортного потенциала России размещается на расстоянии 3—4 тыс. км от европейских и дальневосточных пограничных переходов. Такого рода «перевернутая модель» размещения экспортного производства из-за больших транспортных затрат объективно понижает его доходность и, учитывая ценовые колебания на мировых рынках, является нестабильной в плане наполнения бюджета (например, при падении мировых цен на металл сокращается прибыль металлургических компаний, поскольку на экспорт идет более половины выплавляемого металла, а значит, и отчислений налогов на прибыль в бюджеты всех уровней). Необходимая доходность экспорта угля, черных и цветных металлов, лесопродукции опирается не только на определенный уровень мировых цен, но и железнодорожных тарифов.
При резком преобладании топливно-сырьевых отраслей в экспорте значительная часть субъектов РФ пока не обрела своего места в глобальной экономике. В 2007 г. у шести субъектов РФ объем экспорта был меньше 200 млн долл., а у 13 — не превышал 100 млн долл. У всех этих регионов (республики Кавказа, Поволжья, Сибири, ряд областей ЦФО и регионов ДФО) объем экспорта на душу населения не превышал 250 долл. или был в 10 раз меньше среднероссийского уровня.
Изменения в составе регионов — крупнейших импортеров за 2000-2007 гг. были более существенными, чем регионов-экспор- теров. Из десяти крупнейших участников внешнеэкономической деятельности выбыли внутриматериковые Тюменская, Самарская, Оренбургская области и Красноярский край, которые получают сырье и материалы из соседнего Казахстана. Но в десятку вошли приморские регионы — Ленинградская и Ростовская области, Приморский край, а также пограничная с Украиной Белгородская область.
|
|
В 2007 г. объем импорта 22 регионов России превышал 1 млрд долл., в том числе у 14 приграничных регионов. Новым явлением в географии импорта стало развертывание сборочных производств в ряде приморских регионов — Ленинградской, Калининградской, Ростовской области и Санкт-Петербурге. Деятельность многих предприятий, созданных с участием иностранных компаний в Московском регионе (Москве и области), а также во Владимирской, Калужской, Липецкой и Нижегородской областях, также повлекла за собой быстрое наращивание импорта сырья, материалов и компонентов. Повышение доли приграничных и приморских регионов в импорте свидетельствует о начале формирования новой территориальной структуры российской экономики, более полно отвечающей требованиям глобализации и регионального экономического сотрудничества.
Еще более неравномерно по регионам страны размещаются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они осуществляются в большинстве субъектов Федерации, однако основной их объем направляется в 10—15 регионов. В 2007 г. в десятку регионов-лидеров входили Москва, Сахалинская, Московская, Ленинградская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская, Челябинская, Ростовская области и Краснодарский край, на которые пришлось около 88% ПИИ, размещенных в России. На следующую десятку регионов пришлось около 5% ПИИ, а на остальные 63 субъекта РФ — около 7%. В ряде субъектов РФ иностранные инвестиции либо вообще не осуществляются, либо они невелики, и их величина год от года сильно колеблется. Концентрированный приток ПИИ в ограниченное число регионов — устойчивое явление для России. Он подтверждает серьезные различия между регионами по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли — с другой. Иностранный капитал стремится прежде всего в экономически активные части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, емким региональным рынком, квалифицированной рабочей силой и располагающие благоприятными условиями в плане инфраструктуры. Таких регионов в стране немного. Другой вектор движения прямых иностранных инвестиций — регионы, богатые природными ресурсами. Сегодня это прежде всего Сахалинская область, а также Амурская область и Ненецкий АО.
Регионы, широко включенные во внешнеэкономические связи, — регионы-экстраверты (их около 20), имеют более благоприятные условия для социально-экономического развития. Финансовое положение предприятий-экспортеров в условиях благоприятной конъюнктуры более устойчивое, чем у предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Регионы, широко включенные во внешнеэкономические связи, имеют преимущества, поскольку в них концентрируются инвестиции, активнее привлекаются и внедряются новые технологии. В целом у регионов-экстравертов шире образующая бюджет база, в среднем более развита инфраструктура и выше квалификация менеджмента. В них активнее протекают процессы модернизации региональной экономики.
Большая часть российских регионов слабо включена во внешнеэкономические связи и в них преобладают производства, ориентированные на внутренний рынок. Тем не менее, и в интровертных регионах отчетливо ощущается влияние внешнеэкономических факторов — через конкуренцию импортных товаров, более высокую стоимость кредитов, поскольку финансовые ресурсы направляются в первую очередь в высокодоходные экспортно-сырьевые производства, колебание курса рубля. По мере упрочения экономического положения страны и роста внутреннего спроса условия развития регионов-экстравертов и интровертов стали выравниваться.
Мировой экономический спад сильнее ударил по регионам- экстравертам. Однако кредитные проблемы, сокращение доходов предприятий и бюджетов заставили население сократить внутреннее потребление и тем самым ограничить спрос на продукцию интровертных регионов. Влияние внешнеэкономических факторов охватило все регионы страны, хотя и в разной степени.
Главной территориально-структурной особенностью участия России в процессах глобализации является ключевая позиция Москвы. Благодаря концентрации институтов, обеспечивающих международные связи, столица является главным окном России во внешний мир. Высокая доля в импорте связана с геоэкономическим положением столицы в центре европейской части России, исключительной ролью столичного региона в экономике и на рынке страны, развитой логистикой и банковской системой.
В столице действует более половины всех предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в России. Москва устойчиво поглощает около половины иностранных инвестиций, поступающих в страну (в 2007 г. — 56% ПИИ). Через московские банки осуществляется 4/5 всех операций в стране с иностранной валютой. В Москве располагается преобладающая часть банков с иностранным долевым участием. Благодаря близости к Москве быстро растут внешнеэкономические связи Московской, Владимирской и Калужской областей, в которых уже создан крупный кластер компаний с иностранными инвестициями.
Другой полюс включения России в процессы глобализации — Санкт-Петербург с Ленинградской и Новгородской областями. Но пока он значительно уступает Московскому региону.
Резкое преобладание столичного региона во внешнеэкономических связях страны отражает центрально-периферийную организацию российского пространства, как в политическом, так и экономическом плане. Причем с ростом вовлечения России в глобальную экономику эта организация становится все более поляризованной в плане внешних и внутренних условий развития центра и периферии.
Помимо громадной дифференциации по объемам внешнеэкономической деятельности, субъекты РФ сильно различаются по географической структуре своих внешнеэкономических связей.
Отчетливо проявляется зависимость географической структуры внешней торговли регионов от их географического положения. Доля соседних стран заметно выше во внешнеторговом обороте у тех регионов, которые непосредственно с ними граничат, например, высока доля Украины у Белгородской области и Китая у Читинской. У регионов, расположенных в глубине российской территории, позиционный фактор проявляется не так явно. Но статистика свидетельствует о вполне очевидной регионализации российского пространства — тяготение либо к европейскому рынку, либо к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В регионализации пространства страны по преимущественной ориентации внешнеэкономических связей на соседние страны или группы стран нет ничего необычного. Западные штаты США имеют иную географию внешних связей, чем восточные. То же самое характерно для запада и востока Китая, Индии, севера и юга Франции, Италии, Мексики и т.д. В условиях либерализации международных экономических отношений такая регионализация проявляется все рельефнее по мере формирования нового глобального пространства. Экономическая эффективность интеграции частей национального пространства и смежных стран оказывается выше, чем интеграции собственно национального пространства. В этом, вероятно, состоит экономический смысл глобализации экономики.
В России формирование единого рынка затрудняется большими расстояниями, слабым развитием инфраструктуры и разными уровнями развития регионов. В этой ситуации экономическое единство ее пространства обеспечивают глубинное размещение крупнейших экспортных производств, концентрация финансовых и инновационных ресурсов в столице, централизация власти и финансовых ресурсов.
Положение России между ЕС, Северной Америкой и СевероВосточной Азией и широкое соседство с этими крупнейшими экономиками мира позволяет России развивать экономическое сотрудничество на разных направлениях (многовекторное сотрудничество) и выступать в качестве евразийского моста глобальной экономики. Вместе с тем концентрация экономики России в ее наиболее освоенной европейской части определяет ее большую экономическую связанность с европейскими странами. Так, в географической структуре внешней торговли России особое место занимает ЕС. На его долю в 2008 г. пришелся 53,1% российского товарооборота, в то время как на страны СНГ — 14,4%, а на страны АТЭС — 19,2%. В первой десятке стран по величине российского экспорта в 2008 г. находилось шесть стран ЕС — Нидерланды, Германия, Италия, Финляндия и Великобритания, Польша, две страны СНГ — Украина и Белоруссия, Турция и внеевропейский Китай. В импорте страны среди первых 10 стран-партнеров было четыре страны ЕС — Германия, Италия, Франция и Великобритания, две страны СНГ — Украина и Белоруссия, четыре страны АТЭС — Китай, Япония,
Южная Корея и США. Причем состав крупнейших торговых партнеров остается в целом стабильным. Основные различия связаны с изменением позиции стран внутри десятки. Большую роль во внешней торговле России играют соседние страны. На 13 сухопутных соседей и два морских — Турцию и Японию устойчиво приходится 35—40% ее внешнеторгового оборота.
Страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в России. В первой десятке стран по объемам инвестиций в 2008 г. восемь стран были членами ЕС, на них пришлось почти 4/5 всех иностранных инвестиций страны. Одновременно страны ЕС являются наиболее привлекательными для российских юридических и физических лиц местами помещения капиталов и приобретения бизнеса.
Страны СНГ существенно уступают ЕС и по объемам торговли товарами и услугами, и по объемам операций с капиталом. В структурно-экономическом и институциональном отношении, а также с точки зрения рисков европейский рынок более интересен для российских компаний, чем рынок постсоветских стран. Развитию торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ препятствует однотипная сырьевая структура экономики стран Содружества, большие расстояния и неразвитость инфраструктуры, растущий отрыв России от большинства стран СНГ по доходам населения (подробнее см. гл. 7).
В последние годы устойчиво растут торгово-экономические связи России со странами АТЭС, прежде всего с Китаем. Развитие этого сотрудничества сдерживается экономической слабостью регионов Забайкалья и Дальнего Востока. Китайские, японские и южнокорейские компании все активнее разворачивают свою деятельность в Европейской России, прежде всего в Московском и Ленинградском регионах.
Для формирования большого экономического пространства важное значение имеют внешние устремления российских компаний. Они в основном определяются корпоративными интересами, а не интеграционными проектами России. Приобретение крупными российскими компаниями, в том числе государственными, активов в зарубежных странах связано со стремлением понизить корпоративные риски, гарантировать присутствие на внешних рынках, повысить доходность деятельности и капитализацию компании. Пространство деятельности таких компаний, как Газпром, Интер РАО ЕЭС, «Русский алюминий», «Норильский никель», ЛУКойл, «Северсталь» и ряда других стало международным. Для большинства крупных российских компаний европейский вектор является основным в пространственной диверсификации своей деятельности.
По направленности внешнеэкономического тяготения пространство России в целом можно разделить на три зоны — западную, восточную и промежуточную. Западная зона тяготеет в основном к Европе, включая европейские страны СНГ. Ее восточный рубеж совпадает с восточными границами Уральского федерального округа. В этой зоне в сумме производится около 85% ВРП и проживает почти 82% населения России.
Восточная зона тяготеет преимущественно к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее западный рубеж проходит по западной границе Иркутской области. К этой же зоне относятся Республики Тыва и Алтай, которые, однако, практически не включены во внешнеэкономические связи. Это наименее освоенная и заселенная, но одновременно наиболее протяженная часть страны. На нее в 2007 г. пришлись около 7% общего ВРП и 8,2% населения России.
Остальные регионы Сибири составляют своего рода промежуточную, или переходную, зону. На нее пришлось 8,3% общего ВРП и 10,2% населения страны. Во внешнеторговых связях этих регионов, а также примыкающих регионах Урала весомую роль играют связи со странами СНГ.
По мере изменения соотношения отдельных векторов внешнеэкономических связей происходят изменения в регионализации пространства России по экономическому тяготению к евроатлантической, тихоокеанской или евразийской зонам (СНГ). В ближайшие годы следует ожидать расширения ареала российского пространства, во внешнеэкономических связях которого будет возрастать доля стран тихоокеанской зоны.
9.2. Социально-экономическая характеристика приграничных регионов
Большую часть пространства России занимают приграничные субъекты Федерации, т.е. те, часть административной границы которых совпадает с государственной границей. Из 83 субъектов Российской Федерации (на начало 2009 г.) таковыми являются 48. Из них 19 приграничных регионов (ПР) имеют старые, унаследованные от советского периода, межгосударственные границы, 23 — новые, возникшие вследствие распада СССР. У шести регионов межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ. Одиннадцать приграничных регионов имеют только морские границы, 27 — только сухопутные и 10 — сочетание морских и сухопутных.
Из общей протяженности государственных границ России 60,4 тыс. км 23 тыс. км составляют сухопутные границы, к которым выходят 37 субъектов РФ. Из них шесть непосредственно граничат с ЕС, 26 — со странами СНГ и восемь — с Китаем и Монголией (табл. 9.2). Некоторые из них имеют двойное (или даже тройное соседство) — Калининградская, Мурманская, Ленинградская, Псковская, Брянская области, Краснодарский край, республики Дагестан, Алтай, Читинская область, Приморский край (рис. 4)
Рис. 4. Федеральные округа |
I — Центральный III — Южный V — Уральский
II — Северо-Западный IV — Приволжский VI — Сибирский VII — Дальневосточный
Таблица 9.2. Доля приграничных регионов в некоторые социально-экономических показателях России в 2005 г., %
|
Приграничные регионы | ВРП на душу населения, тыс. руб. | Населе ние | Общий валовый регио нальный продукт | Экс порт | Им порт | Ино стран ные инве стиции |
С Азербайджаном и Грузией | ||||||
13. Краснодарский край | 63,9 | 3,6 | 2,2 | 0,6 | 1,4 | 0,8 |
14. Республика Карачаево- Черкессия | 33,7 | 0,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | |
15. Республика Кабардино- Балкария | 36,1 | 0,6 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | |
16. Республика Северная Осетия | 36,1 | 0,5 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | — |
17. Республика Ингушетия | 12,2 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | — |
18. Чеченская республика | 19,9 | 0,8 | 0,1 | — | — | — |
19 Республика Дагестан | 28,8 | 1,8 | 0,5 | 0,0 | 0,1 | — |
Всего данные регионы | — | 7,1 | 3,2 | 0,6 | 1,5 | 0,8 |
С Казахстаном | ||||||
20. Астраханская область | 62,6 | 0,7 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
21. Волгоградская область | 61,3 | 1,9 | 1,1 | 0,9 | 0,6 | 0,0 |
22. Саратовская область | 58,7 | 1,8 | 1,1 | 0,7 | 0,5 | 0,0 |
23. Самарская область | 109,4 | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 1,0 | 1,7 |
24. Оренбургская область | 82,2 | 1,5 | 1,2 | 0,9 | 0,8 | 0,2 |
25. Челябинская область | 86,2 | 2,5 | 2,1 | 2,0 | 1,6 | 1,6 |
26. Курганская область | 45,8 | 0,7 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,0 |
27. Юг Тюменской области без автономных округов | 153,5 | 0,9 | 1,4 | 7,6 | 0,1 | 6,1 |
28. Омская область | 103,1 | 1,4 | 1,4 | 3,0 | 0,3 | 9,6 |
29. Новосибирская область | 75,5 | 1,9 | 1,4 | 0,4 | 0,6 | 0,1 |
30. Алтайский край | 44,0 | 1,8 | 0,8 | 0,3 | 0,2 | — |
Всего данные регионы | — | 17,3 | 13,6 | 18,6 | 6,1 | 19,4 |
С Китаем и Монголией | ||||||
31. Республика Алтай | 45,5 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | — |
32. Республика Тыва | 31,6 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | — |
33. Республика Бурятия | 67,5 | 0,7 | 0,4 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
34. Читинская область | 56,2 | 0,8 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
35. Амурская область | 75,2 | 0,6 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
36. Еврейская АО | 60,5 | 0,4 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
37. Хабаровский край | 95,7 | 1,0 | 0,9 | 1,2 | 0,6 | 0,5 |
38. Приморский край | 72.9 | 1,4 | 1,0 | 0,4 | 2,2 | 0,1 |
Всего данные регионы | — | 5,2 | 3,4 | 1,9 | 3,2 | 1,0 |
Всего приграничные регионы | — | 41,7 | 31,5 | 29,3 | 34,4 | 25,9 |
Россия | 101,3 | 100,0 | 100,0 | 100, | 100,0 | 100,0 |