Политическая культура — совокупность исторически сложившихся в обществе относительно устойчивых знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Правомерно говорить о политической культуре общества, социальной общности, отдельной личности.
Структура политической культуры личности включает познавательный, эмоционально-психологический, оценочный, поведенческий компоненты.
Познавательный компонент отражает политические знания, политическую образованность, способы политического мышления личности.
Эмоционально-психологический компонент включает политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, испытываемые по отношению к политической системе и ее функциям, участникам политического процесса и их деятельности Люди осознают свое отношение к политической действительности не только через разум, но и чувства, эмоции, подсознание. Вместе со знаниями они материализуются в политическом сознании и культуре политического поведения
|
|
личности.
Оценочный компонент выражает личное отношение к политической системе, политическим процессам, к собственной политической деятельности. Это есть ощущение того, что политические действия индивида оказывают или могут оказывать влияние на политический процесс. Это «вера в возможность политической действенности» (Уолтер Розенбаум (1938) — американский политолог).
Поведенческий компонент есть продолжительность и способ участия индивида в политической жизни, а также частота, с которой он использует свои политические «ресурсы». Здесь многое зависит от способности и готовности личности реализовать усвоенные знания, ценности, приобретенные убеждения, эмоционально-чувственные ощущения и представления в практической деятельности. Участие индивида в политической жизни характеризуется соблюдением или не соблюдением установленных в данном обществе норм и образцов политического поведения. Это также характеризует политическую культуру.
Политической культуре присущи общие черты и свойства, что позволяет определить ее типологию. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба (1932) на основании сравнительного анализа политической осведомленности граждан и их участия в политике выделяют три основных тина политической культуры: патриархальную, подданническую и активистскую.
Отличительной чертой патриархальной политической культуры является отсутствие у граждан знаний о политической системе и интереса к политической жизни. Такой тип политической культуры характерен для традиционных обществ, абсолютных монархий.
|
|
Подданническая политическая культура характеризуется хорошим информированием граждан о структуре и функциях политической системы, обо всем, что происходит в стране и мире, но низким уровнем их индивидуальной активности. Граждане ведут себя в политике как пассивные наблюдатели, исполнители приказов властей, как подданные. Это культура подчинения. Одни граждане верят власти, согласны с ее действиями и не участвуют в политике, другие не верят и не участвуют, ибо убеждены в бесплодности своих попыток что-либо изменить.
Активистская политическая культура характеризуется наличием у граждан знаний о функционировании политической системы, о деятельности властей и их активным участием в политической жизни. Они пытаются влиять на политику в своих интересах.
На основе смешения элементов этих основных типов возникают еще три политические культуры: патриархально-подданническая, подданническо- активистская и патриархально-активистская. Именно данные смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории.
В качестве собирательного типа Верба и Алмонд выделяют гражданскую культуру, характерную для большинства демократических стран. Гражданская культура есть такой тип политической культуры, в которой образованность, вовлеченность и политическая активность граждан основаны на усвоении и соблюдении ими установленных в данном обществе традиций, ценностей, норм и образцов политического поведения.
Польский политолог Ежи Вятр (1931) в соответствии с классификацией типов политических режимов выделяет авторитарную, тоталитарную и демократическую политические культуры. Для авторитарной политической культуры в условиях отсутствия демократических прав и свобод характерна политическая апатия, политическое бездействие, индифферентность граждан.
Политическая культура тоталитарного режима, наоборот, стремится, в том числе и силой, привлечь народ к активному участию в политической жизни. Упомянутый тип политической культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой».
Демократический тип политической культуры формирует гражданина, осознающего и несущего свою долю ответственности за страну и себя.
У. Розенбаум по степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства выделяет консенсусный и конфликтный типы культур.
Ни одна из политических культур не существует в чистом виде. В настоящее время выделяются несколько типов так называемых субкультур: региональная, обусловленная экологическими и экономическими различиями, которые отражаются на образе жизни населения того или иного региона; этнолингвистическая, связанная с языковыми и этническими особенностями; социально-экономическая, обусловленная различным социальным статусом граждан; религиозная; возрастная.
Политическая культура выполняет в политической жизни общества, следующие функции: познавательную (вооружает субъектов политики знаниями, необходимыми им для успешной политической деятельности); информационную (распространяет и обеспечивает субъектов политики разнообразной политической информацией); воспитательную (побуждает граждан участвовать в политической жизни общества); нормативно-ценностную (разрабатывает нормы, ценности, модели политического поведения); регулятивную (регулирует отношения, обеспечивает стабильность и утверждает консенсус в обществе); интеграционную (приобщает индивидов к усвоению накопленных обществом традиций, норм, ценностей); прогностическую (дает возможность предвидеть реакцию субъектов политики на различные политические ситуации в зависимости от их уровня культуры); коммуникативную (обеспечивает культурную преемственность поколений); политической социализации.
|
|