1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями.
4. Контрольные вопросы не должны сразу следовать за основными.
5. Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы). Вопрос необходимо формулировать в позитивной форме (≪Вы на следующей остановке выходите?≫), а не в негативной (≪Вы на следующей остановке не
выходите?≫, которая может ≪подсказать≫ неправильный ответ.
6. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое
предисловие.
7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт
опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
8. Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.
Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов.
Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают
|
|
следующие виды ответов:
· по области поиска ответы делятся на прямые и косвенные;
· по объему информации различают полные и частичные ответы;
· по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением,
логически с вопросом не связанным;
· по степени точности ответы могут быть определенными или неопределенными;
· по грамматической структуре – краткими и развернутыми;
· по семантической характеристике – истинными или ложными.