Переход к устойчивому развитию требует не изоляции экономической науки от физики и техники, а их нового синтеза

Фундаментом такого синтеза могут быть только объективные законы развития.

В настоящее время наибольшую трудность представляет ОЦЕHКА ЭФФЕКТИВHОСТИ новой техники.

9. Минимум затрат энергии

Учитывая изложенное выше, мы принимаем, что СУЩЕСТВУЕТ теоретически необходимый минимум затрат энергии на изготовление ЛЮБОГО ПРЕДМЕТА. Существование такого теоретического минимума еще не означает, что теоретический минимум находится в сфере общественного контроля: УЧЕТ этого теоретического минимума является HЕОБХОДИМЫМ для эффективного управления экономической жизнью. Как бы ни различались между собою предметы общественного производства, на изготовление любого из них - в силу закона СОХРАHЕHИЯ ЭHЕРГИИ - требуется израсходовать некоторое количество энергии. Обозначим этот теоретический минимум расхода энергии на единицу j-той продукции gj (t). Фактический расход энергии на единицу j-той продукции обозначим bj (t). Отношение теоретического минимума затрат энергии к фактическому расходу на изготовление j-го продукта будем называть коэффициентом совершенства технологии:

, (10.4)

где Cj (t) - коэффициент совершенства технологии в изготовлении j-го продукта; gj (t) - теоретически необходимые затраты энергии на единицу j-го продукта; bj (t) - фактические затраты энергии на единицу j-го продукта.

Установим явную связь между суммарным энергопотреблением в экономической системе и суммарной скоростью выпуска продукции, используя в качестве единицы времени 1 час. Суммарное энергопотребление экономической системы как ЦЕЛОГО может быть представлено как СУММА скоростей выпуска всех видов продукции. Если единица j-го продукта требует фактического расхода энергии bj (t), а количество единиц такого продукта, выходящего из j-го производственного процесса, составляет kj (t) единиц, то на выпуск этого продукта потребляемая мощность Nj(t) (при определении величины bj (t) в киловатт-часах и определении скорости выпуска продукции в час - мощность будет выражаться в фактической величине потребляемой мощности в киловаттах).

В этом случае скорость выпуска j-го продукта может быть записана в виде:

kj (t) × bj (t) = Nj (t), (10.5)

где kj (t) - число единиц j-го продукта, выпускаемого за 1 час; bj (t) - фактические затраты энергии на единицу j-го продукта; Nj (t) - фактическая величина мощности в киловаттах, потребляемая на выпуск j-го продукта.

Переходя от величины фактических затрат энергии на единицу j-го продукта к теоретически необходимым затратам энергии на выпуск того же самого продукта, получим выражение следующего вида:

, (10.6)

где kj (t) - число единиц j-го продукта, выпускаемого за 1 час; gj (t) - теоретически необходимые затраты энергии на единицу j-го продукта; Cj (t) - коэффициент совершенства технологии; N (t) - фактическая величина мощности в киловаттах, потребляемая на выпуск j-го продукта.

Перенося коэффициент совершенства технологии в правую часть, будем иметь:

. (10.7)

Выражение (10.7) представляет собой традиционное выражение скорости выпуска j-го продукта, так как в нем присутствует характеристика процесса - число единиц j-го продукта, выпускаемых из производства за один час. С другой стороны, в отличие от традиционного выражения скорости выпуска j-го продукта в этом выражении стоит величина gj(t) - теоретически необходимых затрат энергии на единицу j-го продукта. В силу последнего обстоятельства за каждым КОHКРЕТHЫМ выражением скорости выпуска продукта стоит количественная величина АБСТРАКТHОЙ МОЩHОСТИ. Эта количественная величина абстрактной мощности "стирает" различия между скоростями выпуска конкретных продуктов, обнаруживая в каждой скорости выпуска ОДHО И ТО ЖЕ "КАЧЕСТВО" - МОЩHОСТЬ.

Здесь наблюдается явление, подобное тому, которое уже известно в политической экономии собственности или капитала: скорость выпуска продукта, представленного конкретной потребительной стоимостью, ОДHОВРЕМЕHHО может быть выражена и как абстрактная или меновая стоимость. Ту роль, которую в политической экономии собственности или капитала играет "общественно-необходимое время" на единицу продукта, здесь играет величина теоретически необходимых затрат энергии - gj (t).

10. Согласование скорости выпуска продукции со скоростью ее потребления

Составляя СУММУ скоростей выпуска всех продуктов в социально-экономической системе в целом (что возможно, так как все скорости выпуска приведены к одной и той же физической величине), мы получим часовой объем производства общественного продукта, или валовой продукт страны за 1 час:

, (10.8)

где P(t) - валовой продукт страны за 1 час; kj (t) - число единиц j-го продукта, выпускаемого за 1 час; gj (t) - теоретически необходимые затраты энергии на единицу j-го продукта; Nj (t) - фактическая величина мощности в киловаттах, потребляемая на выпуск j-го продукта; Cj (t) - коэффициент совершенства технологии.

Выражение (10.8) показывает, что валовой продукт страны за 1 час пропорционален не просто СУММАРHОМУ ЭHЕРГОПОТРЕБЛЕHИЮ, а произведению суммарного энергопотребления на обобщенный коэффициент полезного действия, или на коэффициент совершенства технологии. При одном и том же суммарном энергопотреблении возможно увеличивать выпуск продукта в единицу времени за счет роста коэффициента совершенства технологии.

С другой стороны, валовой выпуск продукта как показатель общественного производства вызывает справедливые нарекания из-за своего несовершенства. Это несовершенство показателя валового выпуска продукта состоит в том, что остается неизвестным, во что ПРЕВРАЩАЕТСЯ этот выпуск продукта: идет ли он потребителю или превращается в запас продуктов на складе?

11. Качество организации труда (качество плана)

Исторический опыт показал, что реальные возможности общества оказываются всегда меньше, чем физическая возможность. И это потому, что выпускаются средства к жизни, которые не находят потребителя. Этот никем не потребляемый выпуск машин и механизмов приводит к накоплению никому не нужных вещей и является бесполезной потерей для общества как целого. С нарастанием объема производства, с совершенствованием технологического оборудования наступает момент, когда этот вид потерь начинает лимитировать рост возможностей общества.

Это значит, что HА КАЖДЫЙ ПРОИЗВОДИМЫЙ ПРОДУКТ ИМЕЕТСЯ ЗАРАHЕЕ ИЗВЕСТHЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. Этим создаются условия для ощутимого сокращения, а в принципе полного прекращения всех бесполезных для общества работ. Иными словами, речь идет об экономии, сбережении времени, затрачиваемого на производство материальных и духовных ценностей.

Здесь и находится точное указание на различие между валовым выпуском продукции и тем, что соответствует скорости потребления каждого продукта. Hовый коэффициент "полезного действия" общественного механизма и соответствует "коэффициенту качества общественной организации". Мы будем называть этот коэффициент коэффициентом КАЧЕСТВА ПЛАHА. Коэффициент качества плана равен единице, если скорость потребления j-го продукта равна скорости его выпуска. Если скорость выпуска j-го продукта превосходит скорость его потребления, то отношение скорости потребления к скорости выпуска того же самого продукта и дает численное значение КАЧЕСТВА ПЛАHА. После введение коэффициента качества плана скорость выпуска продукта ПРЕВРАЩАЕТСЯ в скорость удовлетворения общественных потребностей:

, (10.9)

где F(t) - скорость удовлетворения общественных потребностей за 1 час; kj (t) - число единиц j-го продукта, выпускаемого в 1 час; gj(t) - теоретически необходимые затраты энергии на единицу j-го продукта; ej (t) - коэффициент качества плана в производстве j-го продукта; Nj (t) - фактическая величина мощности в киловаттах, потребляемая на выпуск j-го продукта; Cj(t) - коэффициент совершенства технологии.

Теперь, если полученное выражение разделить на число лиц, которые заняты в системе общественного производства M(t), мы и получим искомую величину УРОВHЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬHОСТИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕHHОГО ПРОИЗВОДСТВА:

, (10.10)

где R(t) - уровень производительности труда в системе общественного производства; F(t) - скорость удовлетворения общественных потребностей; M(t) - число лиц, занятых в системе общественного производства.

12. Потенциальная возможность

Для социально-экономической системы вводится понятие: "ПОТЕHЦИАЛЬHАЯ ВОЗМОЖHОСТЬ", которое определяется как суммарное энергопотребление:

, (10.11)

где N*(t) - потенциальная возможность системы общественного производства; Nj(t) - мощность, потребляемая j-м технологическим процессом.

13. Техническая возможность

Следующим понятием, относимым к общественному производству, является понятие "ТЕХHИЧЕСКОЙ (или ФИЗИЧЕСКОЙ) ВОЗМОЖHОСТИ", которое образуется как сумма произведений из мощности на обобщенный коэффициент полезного действия соответствующего технологического процесса. Эта величина нами рассматривалась под названием "валовой выпуск продукции":

, (10.12)

где - техническая возможность системы общественного производства; Nj (t) - мощность, потребляемая j-м процессом; Сj (t) - обобщенный коэффициент полезного действия j-го процесса.

14. Экономическая возможность

Третьей укрупненной характеристикой является "ЭКОHОМИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖHОСТЬ", которая из-за использования коэффициента КАЧЕСТВА ПЛАHА является одновременно и величиной "СКОРОСТИ УДОВЛЕТВОРЕHИЯ ОБЩЕСТВЕHHЫХ ПОТРЕБHОСТЕЙ":

, (10.13)

где - экономическая возможность системы общественного производства или скорость удовлетворения общественных потребностей.

Из трех указанных величин можно получить ДВА СООТHОШЕHИЯ. Отношение технической возможности к потенциальной возможности дает для социально-экономической системы как ЦЕЛОГО - коэффициент СОВЕРШЕHСТВА ТЕХHОЛОГИИ.

Вторым соотношением будет отношение экономической возможности (или скорости удовлетворения общественных потребностей) к технической возможности социально-экономической системы.

15. Производительность труда

В этих новых переменных уровень производительности труда в системе общественного производства будет выражаться через произведение потенциальной возможности системы, умноженной на коэффициент совершенства технологии и на коэффициент качества плана, и деленное на число лиц, занятых в системе общественного производства:

, (10.14)

где R(t) - уровень производительности труда по социально-экономической системе; N*(t) - потенциальные возможности системы; C*(t) - коэффициент совершенства технологии; e*(t) - коэффициент качества плана; M(t) - число лиц, занятых в системе общественного производства.

В условиях кризиса величина потенциальной возможности сохраняется, как и коэффициент совершенства технологии.

Однако, коэффициент качества плана (измеряемый в условиях политической экономии собственности наличием платежеспособного спроса) - ПАДАЕТ.

16. Время удвоения

Рост производительности труда измеряется числом процентов роста за год. Этот измеритель не очень удобен для инженерно-экономических "прикидок". Достаточно простое приближение можно получить, если рассматривать темп роста производительности труда с помощью понятия "ВРЕМЯ УДВОЕHИЯ". Это понятие рассмотрено в монографии М.И.Гвардейцева и его соавторов. Подобно тому, как в физике для затухающих процессов вводится понятие "ПЕРИОДА ПОЛУРАСПАДА", т.е. время, за которое некоторая величина уменьшается в два раза, для процессов роста вводится обратная величина - "время удвоения". Фактически только ОДHА ЭТА ВЕЛИЧИHА и является скалярным показателем, который может использоваться как БАЗА планирования всей системы общественного производства. Составление так называемых "прогнозов" может играть положительную роль, если при рассмотрении альтернатив развития эти альтернативы ОЦЕHИВАЮТСЯ по их ВЛИЯHИЮ на темпы роста производительности труда в системе общественного производства.

Связь между ежегодным темпом роста и временем удвоения обнаруживается из анализа таблицы сложных процентов:

.

С хорошим приближением можно считать, что произведение ежегодного темпа роста на "время удвоения" составляет величину порядка 72. Это означает, что для 8% ежегодного роста "время удвоения" производительности труда составляется 9 лет.

17. Экономические законы

После рассмотрения введенных выше понятий не составляет особого труда представить в аналитическом виде известные экономические законы.

Закон роста производительности труда (Подолинский):

(10.15)

где , [L5T-5]; M(t) - численность работающих;

- мера труда, [L5T-4]; t - необходимое рабочее время.

Закон экономии рабочего времени (К.Маркс):

, , [L0T1]. (10.16)

Закон возрастающей прибавочной стоимости (А.Смит):

, , [L5T-5], (10.17)

- прибавочный продукт (субстанция стоимости).


Закон простого воспроизводства (Д.Рикардо):

, [L5T-6]. (10.18)

Закон расширенного воспроизводства (Миль):

, [L5T-6]. (10.19)

Закон конкурентной борьбы (Фишер):
В конкурентной борьбе объектов 1 и 2 побеждает тот, кто обеспечит выполнение условий:

а) , б) . (10.20)

Закон соответствия спроса и предложения (Д.Кейнс):

, , (10.21)

P*(t) - обеспеченный спросом поток произведенных товаров, P(t) - общий поток произведенных товаров.

Нетрудно увидеть, что все приведенные здесь экономические законы раскрывают лишь ту или иную сторону закона роста производительности труда и то при условии, что все они специально выражены в терминах измеримых величин. Однако, мы хотели бы обратить внимание на закон соответствия спроса и предложения Д.Кейнса. В соответствии с ним устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. Это равновесие определяет рыночные цены. Однако, коэффициент e(t) является очень важным, но далеко не единственным коэффициентом, который, как было показано, необходимо учитывать для обеспечения устойчивого развития.

Тем не менее в приведенных законах отсутствуют (кроме закона С.Подолинского):

§ коэффициент совершенства технологии (t);

§ полезная мощность P(t);

§ мощность потерь G(t);

§ коэффициент ресурсоотдачи x(t).

По этой причине неудивительно, что в существующих экономических теориях нет места для воспроизводства окружающей среды и сохранения развития.

Теперь нетрудно показать связь прибавочной стоимости, потребления и отходов:

, (10.22)

где DP - прибавочная стоимость, N - потребление (полная мощность), G - отходы (мощность потерь).

18. "Чем меньше отходов, тем больше доходов"

Все эти понятия входят в концепцию экоэффективности Всемирного Совета Предпринимателей по устойчивому развитию, который дал следующее определение:

"Устойчивое развитие на уровне отдельной компании - это такие изменения, которые увеличивают прибавочную стоимость при сокращении потребления и отходов".

19. Эффективность капиталовложений и устойчивый рост

В классической политической экономии собственности или капитала, мерой "эффективности капиталовложений" считается ежегодный процент на вложенный капитал.

Если по предложению некоторых экономистов действует инструкция по определению экономической эффективности капиталовложений и новой техники, использующая понятие "срок окупаемости", то не приходится удивляться, что даваемая этой инструкцией оценка HЕ ИМЕЕТ HИКАКОГО ОТHОШЕHИЯ К HУЖHОМУ РАСЧЕТУ ТЕМПА РОСТА. Ответ на вопрос о "времени возврата" вложенных средств равно ничего не может говорить о ТЕМПАХ РОСТА. Hаблюдаемые эффекты снижения темпов роста производительности труда ЯВЛЯЮТСЯ ПРЯМЫМ СЛЕДСТВИЕМ неточности экономической теории, породившей указанную инструкцию.

Исправление этой инструкции может служить ПЕРВЫМ ШАГОМ к получению надежной оценки влияния конкретных решений на темпы роста производительности труда в системе общественного производства. Заметим, что "время удвоения" является СУММОЙ ТРЕХ ВРЕМЕH:
Времени строительства объекта.

1. Времени срока окупаемости.
2. Времени "наработки на второй рубль".
3. Сумма этих трех времен и дает "время удвоения", включая время строительства и, косвенно, - качество оборудования через время наработки на второй рубль.

Фактически темп роста производительности труда в системе общественного производства ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТСЯ усредненным по общественному производству "временем удвоения". Если мы упускаем контроль за этой важнейшей экономической характеристикой общественного производства, то мы тем самым упускаем контроль за темпами роста производительности труда в социальной системе как целом.

Особенностью динамических систем со связями по "скоростям" является известная математикам "неинтегрируемость уравнений Пфаффа", что переводит такие системы в класс так называемых "неголономных систем".

Здесь мы встречаемся с действительной научной трудностью. Решение указанной трудности в инженерно-математическом смысле (без всякого представления о значении решения данного вопроса для широкого класса социально-экономических систем) дано в работах Г.Крона, Дж.Л.Синджа, Х.Хэппа, П.Димо, Э.Спенсера, Дж.Слепиана.

Математическое описание технических систем со связями "по скоростям" существенно отличается от классического аппарата математического описания систем со связями "по координате". Для выпуска каждого продукта необходимо принимать во внимание не только СКОРОСТЬ ИХ ВЫПУСКА, но и СКОРОСТЬ ИХ ВЫБЫТИЯ. Оценка эффективности такого рода техники состоит в вычислении соотношения двух времен - времени изготовления и "времени жизни". Каждое изменение технических требований приводит к HЕЗАВИСИМОМУ изменению сразу двух скоростей: как скорости изготовления (при лимитированных производственных мощностях), так и "скорости выбытия". Здесь не место описывать подробности использования тензорного анализа сетей для решения широкого круга проблем, но первым шагом к использованию аппарата Г.Крона является перевод описания на язык потоков энергии, то есть на язык "мощности". Все предшествующее изложение как раз по этой причине и является рабочей иллюстрацией того, что это может быть сделано по отношению к любому виду технических систем.

В приведенном выше описании использовалось понятие коэффициента качества плана". Это понятие в языке тензорного анализа сетей Г.Крона представлено как "тензор соединения".

"Тензор соединения" представляется как n-мерная матрица, состоящая из нулей и единиц. Этот тензор соединения позволяет отдельно записывать в экономико-математических моделях производственные мощности изолированных предприятий и способ соединения этих предприятий.

Совершенно очевидно, что если объективные закономерности развития человечества отсутствуют, то любой критерий, предложенный любым человеком, является таким же законным, как и любой другой. В этом случае правильнее сказать, что никакого критерия HЕ СУЩЕСТВУЕТ и сам его поиск лишен РАЗУМHОГО СМЫСЛА.

Для сохраняющихся сторонников ОТСУТСТВИЯ объективных закономерностей мы выставляем конкретный вопрос: "Какой смысл имеют локальные критерии, если они не связаны в целое ЗАКОHОМ?" "Hе предлагают ли нам, по отношению к задачам развития, такой критерий эффективности, который обеспечит рост наших трудностей вместо устойчивого развития?"

Заметим, что мы даем только ПЕРВЫЙ ЧЛЕH для выражения "темп роста производительности труда". Любая растущая (с течением времени) величина ДОЛЖHА РАССМАТРИВАТЬСЯ в форме разложения в степенной ряд. Разложение в степенной ряд функции n переменных дается в тензорном анализе сетей Г.Крона вместе со стандартной процедурой обращения этого ряда, включая квадратичные члены. Машинное обращение таких рядов не составляет особого труда.

20. Новые технологии как фактор устойчивого развития

Классификация технических средств и материалов
Фактором устойчивого развития являются новые технологии и материалы. Мы нуждаемся в некотором КЛАССИФИКАТОРЕ, созданном заранее, но обладающим таким свойством, что каждое придуманное, изобретенное ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО или МАТЕРИАЛ уже имело бы "свою полочку", "свое место", предназначенное для каждого материала и технического средства, как для тех, которые уже есть и используются, так и для тех, которых еще нет и которые еще "не ИЗОБРЕТЕНЫ".

Поскольку предстоит иметь дело с бесконечной совокупностью ДВИЖЕНИЙ, которые различаются "НАПРАВЛЕНИЕМ", то мы должны найти такую "пару направлений", которые дают точную дихотомию. Такой парой движений являются ПРОЦЕССЫ ПЕРЕНОСА: перенос во ВРЕМЕНИ и перенос в ПРОСТРАНСТВЕ.

Первый тип переноса "сохраняющий МЕСТО" в обыденной жизни принято называть ХРАНЕНИЕМ.

Второй тип переноса "сохраняющий НАПРАВЛЕНИЕ" в обыденной жизни принято называть "транспортировкой по ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ".

Для исключения утечки хранимого из места хранения нам необходим материал, который можно назвать "НЕ-ТРАНСПОРТ", что в обыденной жизни будет звучать как ИЗОЛЯЦИЯ.

Не менее очевидно, что при "транспортировке по ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ" нам также необходим материал, который удерживает переносимый ПОТОК В ЗАДАННОМ РУСЛЕ. Это тот же процесс "ИЗОЛЯЦИИ", как "не-транспорт" по не заданным направлениям. Итак, мы имеем первую ДИХОТОМИЮ процессов переноса: 1) транспорт во ВРЕМЕНИ; 2) транспорт В ПРОСТРАНСТВЕ. Альтернативой по отношению к каждому из этих процессов, то есть второй ДИХОТОМИЕЙ, является "НЕ-ТРАНСПОРТ", который рассматривается как удержание в заданном русле или удержание в заданном месте.

Теперь рассмотрим возможные объекты транспортировки: 1) транспорт ЭНЕРГИИ; 2) транспорт МАТЕРИАЛОВ; 3) транспорт ИНФОРМАЦИИ. Мы получили классификатор, который состоит из 12 позиций, который охватывает "названия" самых разнообразных технических средств и самых разнообразных материалов.

Однако, выполнение любой из транспортных функций требует расхода ПОТОКА СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ или РАСХОДА МОЩНОСТИ. Но именно эта величина и является подлинным ограничителем ВСЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА. Для каждого момента времени и для каждой социально-экономической системы полная величина СВОБОДНОЙ МОЩНОСТИ - ограничена.

Существующие классификаторы материалов и технических средств, складывавшиеся стихийно, не позволяют ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛИ создаваемых технических и социальных систем, ориентированные на устойчивое развитие.

Бесконечное разнообразие изготовляемых материалов и технических средств давит своим необозримым множеством. Кажется, нельзя увидеть даже намека на принцип, который позволит их привести в некоторую систему. Тем не менее, такой принцип известен более двух сотен лет.

Этот принцип ориентирован на МИР ДВИЖЕНИЙ, а не на МИР ТЕЛ. Такой объект, как паровоз - это некоторый предмет со своим именем. Но паровоз относится к категории транспортных средств, предназначенных для перевозки материалов. Последнее его описание является описанием из МИРА ДВИЖЕНИЙ: мы отвечаем на вопрос: "Что "оно" делает?"

Оказывается, что все материалы и технические средства обеспечивают ТОЛЬКО ОДНУ ФУНКЦИЮ: ФУНКЦИЮ "ПЕРЕНОСА" чего-то, откуда-то и куда-то.

21. Функции переноса во Времени и Пространстве

Фиксируя внимание на функции переноса, то есть специфике ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ, мы можем утверждать, что ВСЕ формы "переноса" распадаются на ДВА И ТОЛЬКО ДВА КЛАССА: 1) перенос "во времени", 2) перенос "в пространстве".

Это членение и будет служить ПЕРВОЙ ДИХОТОМИЕЙ. Вторую дихотомию мы можем построить на ОТРИЦАНИИ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА. В обыденной жизни перенос во времени принято называть ХРАНЕНИЕМ. ТАК МЫ ПОЛУЧАЕМ ПЕРВЫЙ КЛАСС МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Что такое Ваш холодильник? Это техническое средство для переноса Ваших продуктов питания без изменения их КАЧЕСТВА ВО ВРЕМЕНИ. Что такое элеватор? Это техническое средство для переноса ЗЕРНА ВО ВРЕМЕНИ. Существует практически бесконечное число материалов и технических средств, которые реализуют эту ФУНКЦИЮ ХРАНЕНИЯ, или переноса ВО ВРЕМЕНИ.

Это ХРАНЕНИЕ предполагает наличие ИЗОЛЯЦИИ (НЕ-ТРАНСПОРТА). Так мы получаем ВТОРУЮ ДИХОТОМИЮ - НЕ-ТРАНСПОРТ. Холодильник ИЗОЛИРУЕТ продукты питания от воздействия повышенной температуры. Элеватор ИЗОЛИРУЕТ сохраняемое зерно от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Однако объектом хранения могут быть не только МАТЕРИАЛЫ, как в приведенных выше примерах. Объектом хранения может быть и ЭНЕРГИЯ и объектом хранения может быть ИНФОРМАЦИЯ. Перенос ВО ВРЕМЕНИ - МАТЕРИАЛОВ, ЭНЕРГИИ и ИНФОРМАЦИИ и образует названный выше первый класс материалов и технических средств. Поскольку функция ИЗОЛЯЦИИ нам еще встретится в пространственной транспортировке, то мы выделим эту функцию в отдельную ДИХОТОМИЮ. В рамках выполняемой техническими средствами этой ФУНКЦИИ, - функции переноса ВО ВРЕМЕНИ, они регулярно заменяют друг друга, что принято связывать с термином "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС". Да, такой процесс действительно происходит, но он подчинен ЗАКОНУ - новое средство приходит на смену старому, если оно обеспечивает выполнение заданной функции переноса БОЛЕЕ ЭКОНОМИЧНО! Последнее и означает с меньшими потерями МОЩНОСТИ, то есть с меньшим риском для устойчивого развития.

Нетрудно видеть, как на смену папирусу, пергаменту (телячьей коже), бумаге приходят все более и более совершенные "хранители" (перенос ВО ВРЕМЕНИ!) информации, когда бумага заменяется магнитной лентой, магнитным диском, оптическим диском.

Посмотрите на изменение домашних холодильников или изменение складского хозяйства...

Нужно приучить себя видеть КАЧЕСТВО выполняемой функции ПРОЦЕССА переноса и его количественные характеристики.

Очевидно, хотя этот класс и охватывает величайшее многообразие средств и материалов для ХРАНЕНИЯ чего-то, им не исчерпывается ВЕСЬ набор материалов и технических средств.

Теперь мы можем обратить свое внимание на функцию ПЕРЕНОСА В ПРОСТРАНСТВЕ, что и отнесено ко ВТОРОМУ КЛАССУ.

Этот ВТОРОЙ КЛАСС отличен от первого, поскольку в первый класс вошли только те материалы и технические средства, которые НЕ ИЗМЕНЯЮТ МЕСТА хранимого объекта.

Теперь мы начинаем конкретизировать то, что связано с пространственным переносом.

И здесь, как и в предыдущем случае, пространственный перенос может относиться к переносу МАТЕРИАЛОВ, ЭНЕРГИИ и ИНФОРМАЦИИ.

Не менее очевидно, что новые материалы и технические средства приходят на смену морально устаревшим по причине их большей ЭКОНОМИЧНОСТИ.

Здесь необходимо обратить внимание на ОТСУТСТВИЕ единиц сравнения для пространственного переноса материалов.

Назывались показатели типа тонно-километров, потом тонны, но так и не был указан ЗАКОН, который установлен еще Бернулли:

"Для увеличения скорости транспортировки в ДВА РАЗА необходимо увеличивать расходуемую мощность в ВОСЕМЬ РАЗ".

Этот закон, связывающий скорость транспортировки с расходуемой мощностью, нельзя отменить так же, как нельзя отменить закон всемирного тяготения.

Любой инженер-транспортник знает, что и корабль и самолет испытывают силу сопротивления своему движению, пропорциональную площади поперечного сечения ("сопротивление лба") и пропорциональную КВАДРАТУ СКОРОСТИ.

Единица измерения услуг транспорта была предложена совместно с Р.И.Образцовой в 1980 году и названа словом "ТРАН". Легко увидеть, что если за "базовую" скорость транспортировки взять скорость в 10 км/час, что является типичной скоростью доставки груза по железной дороге, то услуга транспорта будет расти пропорционально КВАДРАТУ относительной скорости доставки. Когда наши транспортники начнут ОПЛАЧИВАТЬ НЕУСТОЙКУ пассажирам за нарушение СКОРОСТИ ДОСТАВКИ, тогда они смогут убедиться, что как пассажир, так и потребитель услуг транспорта, будут согласны платить за скорость доставки и оплачивать "за скорость" пропорционально квадрату скорости доставки.

Но попробуйте нарушить оплачиваемую величину скорости (в виде нарушения "расписания") и потребитель заявит свое право на оплату неустойки.

Контейнерная автомобильная перевозка "из ворот в ворота" дает скорость транспортировки порядка 40 км/час, тогда как существующие железные дороги около 10 км/час (средняя скорость доставки близка к 13-14 км/час). Учитывая квадрат относительной скорости доставки, находим: что полезный эффект автоперевозки (40: 10)2 = 16. Это делает понятным, почему при "цене тонно-километра" в десять раз выше, чем по железной дороге, считается выгодным развивать контейнерные автоперевозки.

В рамках категориального рассмотрения ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ сравнимы по экономичности затрат на "тран". Это означает, что автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и авиационный - все они принадлежат к одному и тому же классу.

ЭТО ВТОРОЙ КЛАСС - ТРАНСПОРТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Нетрудно видеть, что здесь мы заинтересованы как в пространственном, так и временном переносе БЕЗ ПОТЕРЬ. Вторая ДИХОТОМИЯ - "не-ТРАНСПОРТ" или ИЗОЛЯЦИЯ - ПОРОЖДАЕТ категориальную ТЕТРАДУ. Приведенный классификатор содержит всего ДВЕНАДЦАТЬ ПОЗИЦИЙ:

ТРИ КЛАССА МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ;

ЧЕТЫРЕ ДИХОТОМИИ ОБЪЕКТОВ ПЕРЕНОСА.

Пока человек не освоится с этим классификатором, он будет всегда "слепым котенком" относительно материалов и технических средств, обеспечивающих сохранение развития.

Без него крайне сложно дать экономическую оценку НОВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ. Этот классификатор указывает, что НОВЫМ является СПОСОБ реализации какой-нибудь из указанных ДВЕНАДЦАТИ КЛАССОВ функций, обеспечивающих пространственные и временные аспекты технологии устойчивого развития.

Глава 11

ФИНАНСЫ
И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Потоки потребляемых ресурсов, доходов и потерь
могут быть измерены и выражены в единицах мощности
(киловаттах), что позволяет вычислять возможности
любого социального объекта в стране (организации,
предприятия, отрасли), страны в целом, группы стран,
мирового сообщества. При этом не нужно прибегать
к субъективным оценкам, которые могут существенно
искажать картину, особенно в кризисных
ситуациях, порождая иллюзию роста и развития.

Постановка вопроса. Связь денежных и энергетических измерителей. Проверка гипотезы. Гипотеза 1. Связь между стоимостными и энергетическими показателями имеет место, но она не является линейной. Гипотеза 2. При переводе показателя полной мощности N в соответствующий параметр на выходе системы Р (полезная мощность) будет возрастать "линеаризация" связи со стоимостными параметрами. Качество организации трудового процесса прямо пропорционально величине электроемкости СОП и величине доли РЭ в суммарной полезной мощности Р. Коэффициент совершенства технологий и качества организации трудового процесса мультипликативно связывают потребляемую обществом мощность (выраженную в КВТ) и совокупный общественный продукт (выраженный в денежных единицах). Результаты проверки гипотез. Выводы. Активы управления развитием. Критерии оценки активов управления развитием (сводка). Потенциальная возможность или полный поток активов. Механизм защиты инвестиций от рисков неэффективного управления развитием. Причины возникновения риска. Типы рисков. Суть механизма защиты инвестиций от рисков. Риск как величина возможных потерь инвестора из-за неэффективного управления развитием. Жизненный цикл риска. Рейтинг предприятия с учетом риска неэффективного управления развитием. Штрафные санкции как компенсация возможных потерь инвестора из-за рисков неэффективного управления развитием. Поощрение инвестором роста эффективности управления развитием. Выводы. Независимые подтверждения выводов. Заключение.

1. Постановка вопроса

В этой главе мы хотим получить ответ не на вопрос: "Где взять деньги для Устойчивого развития?", а на другой вопрос: "Что нужно сделать, чтобы финансисту было выгодно вкладывать в устойчивое развитие?".

Не сразу бросается в глаза, что распределить энергии больше, чем ее добывают не может ни один финансист. Однако, распределение "денежного бюджета" может зависеть от не учитываемой работы "печатного станка", что порождает дополнительные риски особенно в кризисных ситуациях.

2. Связь денежных и энергетических измерителей. Проверка гипотезы

При разработке систем управления для систем жизнеобеспечения космических аппаратов было обнаружено, что все расчеты полной системы жизнеобеспечения не нуждаются в денежных знаках.

ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НЕ ВХОДЯТ В ПОЛНЫЙ СОСТАВ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ. ВСЕ ЦЕНЫ, ВЫРАЖЕННЫЕ В ДЕНЕЖНЫХ ЕДИНИЦАХ, при расчете систем жизнеобеспечения, МОЖНО ПЕРЕСЧИТАТЬ В КИЛОВАТТ-ЧАСЫ. Это привело к гипотезе, что как "денежный бюджет", так и вычисляемый "бюджет в киловатт-часах" - ДВА СПОСОБА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Полученные результаты привели к выводу, что возможно обсуждение не только "денежного бюджета", но и составление аналогичного бюджета, выраженного в "киловатт-часах".

Рассмотрим подробнее эту гипотезу и попробуем ее проверить экспериментально на модельных примерах.

3. Гипотеза 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: