Наталья Алексеевна Осмоловская

УДК 658.62: 62 (07)

Учебно-методическое издание

Составители

Лариса Николаевна Демина

Наталья Алексеевна Осмоловская

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ

Методические указания к выполнению курсовой работы


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….  
   
   
1. Цель и задачи курсовой работы и общие требования, предъявляемые к ней…………………  
   
2. Выбор и закрепление темы курсовой работы……………….  
   
3. Подбор и изучение литературных источников по выбранной теме……………………………………………………..  
   
4. Содержание и объем курсовой работы…………………….…  
   
5. Порядок выполнения и защиты курсовой работы……....  
   
6. Тематика курсовых работ…………………………………………  
   
7. Примерные планы курсовых работ……………………………..  
   
   
Библиографический список………………………………………….  
   
Приложение…………………………………………………………………  

Введение

Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой
частью образовательного процесса и рассматривается как деятельность
студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности.
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки специалистов высшего профессионального образования.

Основные цели самостоятельной работы студента:

– освоение в полном объеме основной образовательной программы;

– последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной
профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности;

– формирование у студента способности к саморазвитию, творческому
применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной
деятельности в современном мире.

Поставленные цели реализуются посредством постепенного формирования у студентов навыков и мотивированной потребности осмысленно
и самостоятельно работать:

а) с учебным материалом, что предполагает:

– качественное усвоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;

– систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний
и практических навыков;

– формирование умения применять полученные знания на практике
(в профессиональной деятельности).

б) с научной информацией и над развитием научно-исследова-тельских навыков, включая:

– формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

– развитие познавательных способностей и творческой инициативы.

в) над самоорганизацией и самовоспитанием путем:

– развития ответственности и организованности;

– формирования способностей к саморазвитию, самообразованию,
самосовершенствованию и самореализации.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является курсовая
работа. Цель курсовой работы – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, приобретение навыков самостоятельного выполнения расчетно-аналитической, экспериментальной и исследовательской работы, навыков и умений оформления письменных работ, литературного обзора и др.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

Курсовая работа по дисциплине «Теоретические основы товароведения
и экспертизы» является важным элементом учебного процесса подготовки
будущих бакалавров направления подготовки 38.03.07 (100800.62) «Товароведение». Курсовая работа по вышеназванной дисциплине в соответствии с учебным планом выполняется студентами очной формы обучения в 3 семестре в заключение изучения курса «Теоретические основы товароведения и экспертизы».

Главная цель работы состоит в систематизации, закреплении и расширении теоретических знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Студенты должны научиться самостоятельно достаточно глубоко разрабатывать конкретную проблему курса, обобщать, систематизировать и анализировать данные, полученные из литературных источников, статистических сборников, отчетных материалов, нормативных актов.

При написании курсовой работы студенты приобретают необходимый опыт в изложении полученных знаний и результатов с соблюдением общепринятых требований в отношении стиля, четкости формулировок товароведных категорий и терминов, логической последовательности расположения материала, внешнего его оформления. Будущий специалист должен уметь четко
и хорошо излагать свои мысли, аргументировать предложения, правильно
и квалифицированно пользоваться специальной товароведной терминологией.

Задачи курсовой работы заключаются:

– в углубленном изучении студентами раздела «Теоретические основы товароведения и экспертизы»: факторов и условий, определяющих качество
непродовольственных товаров, систем классификации и кодирования; принципов и методов формирования оптимального ассортимента; оценки и подтверждения соответствия качества и ассортимента отечественным стандартам;

– в освоении приемов и методов решения научных и практических
проблем;

– в выработке умения делать выводы и разрабатывать предложения
по формированию рационального ассортимента и совершенствованию потребительских свойств товаров.

Перед выполнением курсовой работы необходимо изучить предусмотренный типовой программой учебный материал, ознакомиться с нормативно-правовой и нормативно-технической литературой, регламентирующей правила
торговли, требования к ассортименту и качеству товаров.

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы состоит
из следующих этапов:

1) выбор темы курсовой работы (раздел 6) и ее закрепление;

2) подбор и изучение литературных источников по выбранной теме;

3) составление плана курсовой работы;

4) подбор фактического и цифрового материала;


5) изложение содержания в соответствии с планом;

6) рецензирование и защита курсовой работы.

Методические указания разрабатывались с целью помочь студенту
в выполнении курсовой работы по данной дисциплине.

2. ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется в соответствии с темой, предложенной студенту преподавателем кафедры товароведения и экспертизы товаров. Согласованная тема курсовой работы закрепляется за студентом и оформляется распоряжением по кафедре.

В п. 6 приведена рекомендуемая тематика курсовых работ. Студент
может предложить свою тему курсовой работы, не вошедшую в перечень тем,
рекомендуемых кафедрой. При достаточной обоснованности такое предложение принимается преподавателем, ведущим лекционный курс, а тема работы закрепляется за студентом. При выборе темы студент должен учитывать ее научную и практическую актуальность и значимость, наличие необходимых практических материалов для написания курсовой работы.

Каждому студенту кафедрой назначается руководитель, который осуществляет общее руководство и проводит консультации. В процессе консультирования руководитель помогает студентам в составлении и уточнении плана курсовой работы; консультирует по сбору и обработке практических материалов, а также по составлению выводов и предложений.

Руководитель осуществляет постоянный контроль за ходом выполнения курсовой работы студентом. Выполненные разделы курсовой работы студент передает на проверку руководителю, по результатам которой последний дает студенту советы о необходимых изменениях в курсовой работе.

3. ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

После того, как студентом выбрана тема курсовой работы, начинается второй важный и достаточно кропотливый этап работы. Студенты самостоятельно подбирают литературу, в состав которой должны быть включены в первую очередь законодательные и нормативные документы, учебники, учебные
и методические пособия, методические указания, другая литература, материалы
периодической печати и сети Интернет. Для подбора необходимого материала по теме курсовой работы в журналах и других периодических изданиях рекомендуется прорабатывать источники за последние 3-5 лет.

При предварительном ознакомлении с литературой необходимо обращать внимание, в какой последовательности автор рассматривает данную тему, какие основные вопросы выделены в процессе исследования, насколько она соответствует выбранной теме. При этом студент обязательно отмечает для себя выходные данные издания и номер страницы, что в дальнейшем понадобится для оформления списка использованной литературы и ссылок на цитаты в тексте.


Значительная часть информации, полученной студентом в процессе
прочтения, не будет использоваться в работе. Однако она углубит его знания,
расширит кругозор и эрудицию в области рассматриваемых проблем по теме
и облегчит ему подготовку к защите работы.

К выполнению курсовой работы можно приступить только после того, как собран исходный материал и достаточно изучена литература по теме исследования. Кроме этого, надо иметь в виду, что успешное выполнение работы во многом зависит от правильной обработки собранного материала, от правильного выбора таблиц, группировки в них показателей, а также графического оформления и отображения исчисленных показателей.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По содержанию курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей ряд вопросов, и выводов и предложений. Ее структура представлена следующими разделами:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основная часть;

– выводы и предложения;

– библиографический список;

– приложения (при наличии).

В разделе 6 данных методических указаний даются примерные планы курсовых работ по отдельным темам.

Во введении приводится обоснование выбора темы, раскрывается ее
актуальность, научное и практическое значение на современном этапе развития
рыночных отношений. Обязательно определяется в соответствии с темой цель курсовой работы, которую ставит перед собой студент в процессе написания курсовой работы, а также задачи и направления исследования, которые раскрывают вышеназванную цель.

В дальнейшем указывается теоретическая и методологическая основа
написания работы. Теоретической основой написания курсовой работы являются,
например, труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемым
вопросам и проблемам; законодательные и нормативные материалы Российской Федерации и ее субъектов; данные Госкомстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому краю; официальные инструктивно-методические
материалы; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций; результаты собственных исследований.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа и синтеза, группировки и сравнения, экономико-статистических, экономико-математических, экспертных, нормативных и других методов.
Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых
в процессе исследования задач.


Как правило, объем введения составляет 1-3 страницы текста.

Основная часть курсовой работы состоит из нескольких разделов (как правило, трех), при необходимости они подразделяются на параграфы. Построение
основной части работы зависит от самой темы и материала исследования.

Вопросы должны быть посвящены теоретическим аспектам изучаемой
проблемы и построены на информации, полученной из различных литературных источников – учебной и специальной литературы, журнальных и газетных статей, нормативных документов. При этом студенту необходимо осветить теорию вопроса, отметить научное и практическое значение изучаемой проблемы,
сформулировать задачу изучения и методику исследования.

В данном разделе отражаются взгляды, мнения отечественных и зарубежных специалистов по существу изучаемых вопросов. В процессе изучения литературных источников студенту необходимо конспектировать отдельные положения, чтобы в дальнейшем, на основе сделанных записей, самостоятельно изложить теоретическую часть работы. При этом категорически не допускается
дословное списывание текста из изучаемых литературных источников. В случае
заимствования из литературы цитат, цифрового материала необходимо делать
ссылку на источник, однако перегружать текст цитатами не следует.

При работе с информацией, изложенной как в периодической печати, так и в учебниках, справочниках, других книгах, необходимо обращать особое внимание на современность используемой информации, и вовремя вносить коррективы при наличии изменений в законодательных и нормативных актах. Необходимо также проверять, являются ли анализируемые нормативные документы действующими (например, ГОСТы).

Представленная в этом разделе информация должна быть подтверждена цифровым материалом (динамика, состав, структура и другие показатели,
свидетельствующие о произошедших изменениях), сведенным в аналитические таблицы. Особое внимание необходимо обратить на текст, в котором анализируется или комментируется таблица: необходимо не пересказывать ее содержание, а обобщить данные таблицы, при этом можно ввести дополнительные показатели, сформулировать основные выводы, наиболее полно освещающие
изучаемое явление или процесс. Кроме этого, все аналитические данные иллюстрируются графиками, диаграммами и т. д.

Для лучшего усвоения изучаемого вопроса в конце каждого раздела
курсовой работы рекомендуется написание краткого вывода, обобщающего проведенные исследования и обозначающего переход к следующему разделу.

Выводы и предложения должны содержать обобщающие выводы проведенного исследования, в которых отмечаются позитивные и негативные моменты, выявленные в процессе работы над поставленной задачей исследования, критические замечания и конкретные предложения применительно к теме
курсовой работы.

Выводы пишутся по всем разделам работы, включая теоретическую
часть. Предложения формулируются по результатам исследований, проведенных в практической части.


Для студентов очной формы обучения библиографический список обязательно должен быть заверен библиографом библиотеки ТЭИ.

В совокупности объем курсовой работы составляет 35-40 машинописных страниц, не считая приложений. В приложения выносятся большие таблицы, иллюстративный материал, документы (или их копии), подтверждающие практические данные работы, заполненные анкеты (при наличии) и др. Работы,
не достигающие данного объема, к защите не допускаются и отправляются на доработку.

5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент самостоятельно конкретизирует план работы в соответствии
с выбранной темой, подбирает литературу и статистический материал.

План работы, перечень литературы и материалов студент согласовывает
с преподавателем, после чего приступает к разработке темы.

При написании и оформлении курсовой работы предполагается знание
и соблюдение следующих основных требований:

– ясность, логичность, систематичность и последовательность изложения;

– текст должен быть разделен на абзацы, каждый из которых содержит самостоятельную мысль, выраженную одним или несколькими предложениями;

– в тексте не должно быть повторений, автор не должен допускать перехода к новой мысли, пока первая логически не завершена; следует избегать растянутых предложений с нагромождением придаточных оборотов и вводных слов, частого повторения одних и тех же слов и выражений, не допускать орфографических и стилистических ошибок;

– не приводить необоснованных предложений, выводов, высказываний;

– в работе при необходимости следует употреблять выражение в третьем лице (например, по мнению автора, по нашему мнению и т. п.);

– приведенные в работе цитаты должны иметь точные ссылки на источники литературы (библиографический список в курсовой работе помещается после выводов и предложений);

– сокращения слов в тексте и подписях под иллюстрациями не допускаются. Исключение составляют общепринятые сокращения;

– цифровой материал должен оформляться в виде аналитических таблиц, диаграмм, графиков и т. п., по которым делаются соответствующие выводы.

Курсовая работа оформляется студентом в соответствии с требованиями СТО 4.2-07-2014 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» (его можно скачать с сайта СФУ).

Первый лист курсовой работы – титульный. Перенос слов на титульном
листе и в заголовках по тексту не разрешается. Точка в конце заголовка
не ставится.
В тексте работы обязательно делаются ссылки на таблицы.

После изложения текста курсовой работы пишутся выводы и предложения, которые располагают с новой страницы.

При оформлении библиографического списка включаются основные
использованные в процессе работы над курсовой работой законодательные,
нормативные документы, относящиеся к теме работы, а также статистические сборники, труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, статьи, тезисы докладов и т. п.

При наличии приложений в курсовой работе они располагаются в конце работы в порядке появления ссылок на них в тексте. Приложения имеют общую
с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. Их оформляют как продолжение курсовой работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Рецензирование и защита курсовой работы. Выполненную курсовую работу студент сдает в установленные сроки на кафедру товароведения и экспертизы товаров. Руководитель проверяет ее и делает
заключение о возможности допуска к защите. Работы, представленные с нарушением установленных сроков без уважительных причин, рецензированию
не подлежат и возвращаются студенту.

При рецензировании и оценке курсовой работы учитывается полнота
освещения основных вопросов темы в соответствии с планом; использовании
литературных источников, практического материала и качество проведения
анализа; обоснование и глубина выводов и предложений; грамотность изложения вопросов темы и литературный стиль; культура оформления работы.

После проверки руководителем курсовой работы на титульном листе им проставляется одна из двух резолюций: «Допущена к защите» или «На доработку». При резолюции «Допущена к защите» студент готовится к защите курсовой работы в соответствии с замечаниями и рекомендациями руководителя. Резолюция «На доработку» означает, что курсовую работу надо доработать в соответствии с замечаниями руководителя, которые изложены в рецензии. Лист рецензии сохраняется до защиты курсовой работы. В этом случае к первому варианту курсовой работы следует отдельно представить дополнительные материалы (доработку), не переписывая всю работу. После этого курсовая
работа с вложенной в нее доработкой повторно сдается для проверки. Независимо от оценки курсовой работы, студент может встретиться с руководителем и получить дополнительную консультацию.

Защита курсовой работы для студентов очной формы обучения происходит
по установленному графику перед комиссией из двух (трех) преподавателей
кафедры товароведения и экспертизы товаров в форме
публичной защиты на конференции.


Студенты заочной формы обучения выбирают такую форму защиты
по желанию.

К защите студент готовит доклад, презентацию основных положений
работы. Презентация выполняется в виде слайдов в программе Power Point.

На защите студент в краткой форме излагает основное содержание работы, выводы и практическую целесообразность претворения в жизнь сформулированных им предложений, дает ответы на замечания руководителя и на возникшие в ходе защиты вопросы. Во время защиты студент вправе пользоваться своей курсовой работой.

Положительная оценка, полученная студентом в результате защиты
курсовой работы, отмечается на титульном листе работы. Если защита признана неудовлетворительной, студент должен осуществить необходимую доработку курсовой работы по высказанным замечаниям и представить работу
для повторного рецензирования или выполнить новую работу.

Студентам следует помнить, что защита курсовой работы обязательно
должная состояться до сдачи экзамена по курсу. Без положительной оценки
по работе студенты к сдаче экзамена не допускаются.

6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Анализ этапов развития товароведения (выполняется только студентами заочной формы обучения).

2. Контроль качества и количества товаров.

3. Анализ товарной информации.

4. Построение номенклатуры потребительских свойств на определенную
группу товаров.

5. Эффективность повышения и сохранения качества на современном
этапе.

6. Разработка классификации на конкретную группу товаров.

7. Анализ различных кодов на примере разных групп товаров.

8. Изучение факторов формирования ассортимента товаров.

9. Оптимизация ассортимента товаров.

10. Формирование качества товаров в процессе производства.

11. Анализ методов оценки потребительских свойств и показателей
качества товаров.

12. Оценка потребительских свойств и показателей качества товаров.

13. Изучение факторов, сохраняющих качество товаров.

14. Анализ товарных знаков отечественных и зарубежных фирм.

15. Исследование маркировочно-справочной информации на товар.

16. Анализ эксплуатационно-сопроводительной информации на товар.


7. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: