Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанной на применении мер экономического воздействия. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу.
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляет Закон о таможенном тарифе с многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями, оформленными соответствующими федеральными законами (21 закон), а также целая система подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Минфином России и ФТС России.
В соответствии со ст. 1 Закона о таможенном тарифе основными целями таможенно-тарифного регулирования являются:
o рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
o поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов РФ;
o создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
|
|
o защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
o облегчение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Закон о таможенном тарифе состоит из принципов применения тарифного воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенных пошлин и их ставок, принципов формирования базы для обложения и, в частности, таможенной стоимости ввозимых товаров, а также методов ее определения, установления тарифных льгот и преференций.
К базовым, формирующим тарифную политику, можно отнести следующие принципы:
1. Таможенный тариф является единым документом для всей территории РФ.
2. Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории.
3. Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
4. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
5. При введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования. При этом в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, базовые ставки увеличиваются вдвое, кроме случаев применения тарифных преференций. В случае невозможности установления страны происхождения применяются ставки таможенной пошлины в двойном размере.
6. Таможенные льготы и преференции не могут быть индивидуального характера за исключением случаев, прямо оговоренных в Законе о таможенном тарифе.