Рим: от царей до республики

У истоков державы, которая сделает из образа всемирное послание, было военно – аграрное общество, снабжавшее гробницы украшениями и оружием как отличительными знаками различных рангов - ordines, элементы той структуры, которая будет несколько веков господствовать в политической жизни и художественном творчестве. Изола Тиберина, лучший брод через Тибр, способствовал возникновению и развитию рынка на левом берегу реки (Бычий Форум) как места свободного обмена опытом, что вело к формированию собственных художественных вкусов. Отношения с греческим искусством ориентируются на отбор (храмы Тарквиния Древнего 610г. и Тарквиния Гордого510). Рим находится в орбите этрусской культуры и разделяет с ней интерпретацию восточного стиля и ионийского изящества. Из греческих колоний в Южной Италии и Сицилии приходят иные мотивы (культовые статуи из бронзы: божества из Ариччи; вотивные – Капитолийская волчица). Аристократические законы против чрезмерных государственных расходов и роскоши в частной жизни ведут к снижению художественной активности.

С 366 года плебеи получают доступ к консульским должностям.

В 339 году завершается борьба плебеев с патрициями – примирение фактически упрочивает господство наиболее состоятельных граждан, независимо от происхождения. В Риме возрастает спрос на произведения искусства как признак определенного социального статуса. Классическая манера(323 – 301) и эллинистическое барокко вносят много нового в архитектурный декор и вотивные терракотовые изображения. Отношение к греческим образцам окончательно меняется с захватом Сиракуз (212 год до н.э., вторая пуническая война). Римляне вывозят из города большое количество статуй, картин и других произведений искусства. С этого момента шедевры разных эпох накапливаются в храмах, портиках и частных домах (вне той логической последовательности, с которой были размещены в местах создания), становясь современными друг другу и зрителю. Из созерцания памятников в новой расстановке рождается фигуративная культура, способная соединить в своих целях многообразие содержаний, форм и стилей, изобретенных другим народом. Изображения используются для почитания богов, представления частных лиц вотивными предметами в святилищах, для прославления триумфаторов и для поминовения усопших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: