Тема 10. Формирование коммуникативной компетентности в рамках деятельностного подхода

Основные компоненты коммуникативной компетентности. Понятие ориентировочной и исполнительной частей действия. Внутренние средства коммуникативной деятельности. Коммуникативный акт как анализ и оценка ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализация плана и его коррекция, оценка эффективности.

Оценка когнитивных ресурсов, социоперцептивная составляющая коммуникативной компетентности, планирование действий. Строение когнитивных структур и организация социоперцептив-ного опыта. "Поле действий" и "веер" возможных решений. Операциональный репертуар коммуникативной деятельности. Темп речи, интонация, пауза, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д.

Развитие и совершенствование коммуникативной компетентности взрослых как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий. Пути развития коммуникативной компетентности.

Организация и проведение групповой дискуссии. Техника публичного выступления.

ЛИТЕРАТУРА

  • Адаптация социальная // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Блатнер Г. Библиотека практического психолога. - Пермь, 1993.
  • Горин С. Техники НЛП россыпью. - М., 1999.
  • Групповая психотерапия. - М., 1990.
  • Групповой дискуссии метод // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Джеймс М., Джонгард Д. Рожденные выигрывать. - М., 1993.
  • Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991.
  • Игра // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Игра деловая // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Игры для интенсивного обучения. - М., 1991.
  • Конфликт // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Линде Н. Д. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
  • Новодежкин Б. А., Романенко O.K. Гештальттерапия. - М., 1998.
  • Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
  • Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М., 1989.
  • Плигин А., Герасимов А. Руководство по курсу НЛП-практик. - М., 2000.
  • Психотерапия // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Психотерапия групповая // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Рефлексия // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Роджерс К. О групповой психотерапии. - М., 1993.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: Теория и практика. - М., 1993.
  • Социальная психотерапия // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Социально-психологическая компетентность // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Тренинг делового общения // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Тренинг перцептивный // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Тренинг социально-психологический // Психология: Словарь. - М., 1990.
  • Уровень группового развития // Психология: Словарь. - М., 1990.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ

Пояснительная записка

Необходимость разработки содержания данного курса вызвана крайне малым и поверхностным обращением к этой теме в общем курсе "Практическая психология" и отсутствием такого рода материала в дисциплинах специализации "Практический психолог". Такое положение вещей в последующем сказывается на практике; начинающие работать практическими психологами после окончания вуза становятся перед рядом проблем: с чего начинать работу, какие прямые функции и обязанности психолога и др. А поскольку должность практического психолога введена в детских садах не столь давно и отсутствует материал, регламентирующий нормативные и функциональные показатели деятельности педагога-психолога, отсутствие такой необходимой базы знаний приводит к разногласиям между специалистом и администрацией в определении функций практического психолога. Освоение студентами данного раздела позволит сделать безболезненным процесс адаптации психолога к дошкольному учреждению, быстро и эффективно организовать свою деятельность, активно влиять на педагогический процесс, взаимодействие в коллективе детей и сотрудников.

В работе нашел отражение практический опыт автора, накопленный за время работы в должности педагога-психолога в детских садах Москвы, в методических объединениях психологов Москвы и Московской области, а также преподавательской работы на Дошкольном факультете МГПУ.

Таблица 6

Учебно-тематический план курса
"Организационно-методическая работа практического психолога
в дошкольном учреждении", ч

Название темы Лекции Практические занятия
Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога    
Особенности планирования работы педагога-психолога в детском дошкольном учреждении   -
Кабинет психолога в дошкольном учреждении -  
Особенности работы психолога в группах детей раннего возраста    
Особенности работы психолога в группах детей дошкольного возраста   -
Психологическая готовность детей к школе    
Особенности работы психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения    
Всего часов    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: