Основные компоненты коммуникативной компетентности. Понятие ориентировочной и исполнительной частей действия. Внутренние средства коммуникативной деятельности. Коммуникативный акт как анализ и оценка ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализация плана и его коррекция, оценка эффективности.
Оценка когнитивных ресурсов, социоперцептивная составляющая коммуникативной компетентности, планирование действий. Строение когнитивных структур и организация социоперцептив-ного опыта. "Поле действий" и "веер" возможных решений. Операциональный репертуар коммуникативной деятельности. Темп речи, интонация, пауза, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д.
Развитие и совершенствование коммуникативной компетентности взрослых как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий. Пути развития коммуникативной компетентности.
|
|
Организация и проведение групповой дискуссии. Техника публичного выступления.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаптация социальная // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Блатнер Г. Библиотека практического психолога. - Пермь, 1993.
- Горин С. Техники НЛП россыпью. - М., 1999.
- Групповая психотерапия. - М., 1990.
- Групповой дискуссии метод // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Джеймс М., Джонгард Д. Рожденные выигрывать. - М., 1993.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991.
- Игра // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Игра деловая // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Игры для интенсивного обучения. - М., 1991.
- Конфликт // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Линде Н. Д. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
- Новодежкин Б. А., Романенко O.K. Гештальттерапия. - М., 1998.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М., 1989.
- Плигин А., Герасимов А. Руководство по курсу НЛП-практик. - М., 2000.
- Психотерапия // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Психотерапия групповая // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Рефлексия // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. - М., 1993.
- Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: Теория и практика. - М., 1993.
- Социальная психотерапия // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Социально-психологическая компетентность // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Тренинг делового общения // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Тренинг перцептивный // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Тренинг социально-психологический // Психология: Словарь. - М., 1990.
- Уровень группового развития // Психология: Словарь. - М., 1990.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
|
|
Пояснительная записка
Необходимость разработки содержания данного курса вызвана крайне малым и поверхностным обращением к этой теме в общем курсе "Практическая психология" и отсутствием такого рода материала в дисциплинах специализации "Практический психолог". Такое положение вещей в последующем сказывается на практике; начинающие работать практическими психологами после окончания вуза становятся перед рядом проблем: с чего начинать работу, какие прямые функции и обязанности психолога и др. А поскольку должность практического психолога введена в детских садах не столь давно и отсутствует материал, регламентирующий нормативные и функциональные показатели деятельности педагога-психолога, отсутствие такой необходимой базы знаний приводит к разногласиям между специалистом и администрацией в определении функций практического психолога. Освоение студентами данного раздела позволит сделать безболезненным процесс адаптации психолога к дошкольному учреждению, быстро и эффективно организовать свою деятельность, активно влиять на педагогический процесс, взаимодействие в коллективе детей и сотрудников.
В работе нашел отражение практический опыт автора, накопленный за время работы в должности педагога-психолога в детских садах Москвы, в методических объединениях психологов Москвы и Московской области, а также преподавательской работы на Дошкольном факультете МГПУ.
Таблица 6
Учебно-тематический план курса
"Организационно-методическая работа практического психолога
в дошкольном учреждении", ч
Название темы | Лекции | Практические занятия |
Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога | ||
Особенности планирования работы педагога-психолога в детском дошкольном учреждении | - | |
Кабинет психолога в дошкольном учреждении | - | |
Особенности работы психолога в группах детей раннего возраста | ||
Особенности работы психолога в группах детей дошкольного возраста | - | |
Психологическая готовность детей к школе | ||
Особенности работы психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения | ||
Всего часов |