Анализ наблюдения организации ручного труда дошкольников

Показатели и критерии для анализа Примечания Комментарии, оценка деятельности педагога
1. Какие задачи трудового, нравственного воспитания решаются    
2. Организация условий труда, их рациональность. объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение  
3. Организация детского коллектива, формы работы пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа, вся группа. Осуществление индивидуальной работы, её формы и целесообразность в соответствии с ситуацией  
4. Используемые методы и приёмы, их оптимальность Показ и его целесообразность, продуманность объяснения, его соответствие возрасту детей и уровню их навыков  
5. Знания и умения детей необходимые знания для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в трудовой деятельности  
6. Анализ деятельности детей Сформированность знаний о материалах и инструментах Умение планировать работу, распределять её поэтапно Умение добиваться цели Активность, работоспособность, Умение сотрудничать с другими детьми Степень развития оценки, самооценки, умение анализировать результат труда Отношение к труду (с интересом, безразличное).  
7. Вид предлагаемого общения * эмоционально-личностный; * ситуативно-деловой; *внеситуативно-познавательный.  
8. Умение педагога создавать ситуацию сотрудни­чества и совместной деятельности Дети проявляют интерес к предложенной взрослым деятельно­сти. Наличие у детей навыка совместных действий и действий по подражанию действиям взрослого  
9. Самостоятельность ребенка   Стремится все делать сам Самостоятельны, активны, инициативны Доводят начатое дело до конца Без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи Нуждаются в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, в быту  
10. Культура поведения ребенка   обращение с просьбами, выражение благодарности, культура диалога. Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе  
11. Нравственное развитие   Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.  
12. Стиль общения педагога с детьми * директивность; * отстраненность; *тесный контакт.  
           

Анализ ситуаций

Ситуация 1.

У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.

Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”

Ситуация 2.

Во время организованной образовательной деятельности по рисованию девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.

Вопрос: “Что ответить девочке?”

Ситуация 3.

Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.

Вопрос: “Как разрядить обстановку?”

Ситуация 4.

Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, - огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.

Вопрос: “Как вы поступите?”

Ситуация 5.

В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, музыкального руководителя не помогают.

Как поступить воспитателю?

Ситуация 6.

Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?

Ситуация 7.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Как поступить воспитателю?

Ситуация 8.

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель....На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Ваши действия?

Ситуация 9.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Ситуация 10.

Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.

Вопросы: Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?

Дайте оценку действиям «волка».

Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?

Ситуация 11.

Перед занятием воспитатель напоминает детям, что в группе нужно навести порядок: убрать игрушки на место. Те, кто закончил дело, подходят ко взрослому. «Алеша, ты машину починил, прежде чем ее в гараж поставить? Заботливым ты был шофером?»— спрашивает Лидия Федоровна. «А ты, Соня, как о своей матрешке позаботилась? — обращается она к девочке, которая строила для своей игрушки скамеечку.— Удобно ей было на твоей скамеечке сидеть? А кто мишку катал? Какая заботливая мама: погуляла с мишкой и спать положить не забыла!» — обращается педагог к Ирочке.

Как вы думаете, для чего авторы программы рекомендуют воспитателям проводить такой разговор с малышами? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?

Ситуация 12.

Увидев из окна группы стоящую перед дверью на кухню машину «Продукты», воспитатель предложил детям, что привез шофер.

- Хлеб! Кашу! Крупу! Мясо! – перечисляли дети наперебой.

- А зачем в детском саду продукты?

- Чтобы дети кушали! Повару продукты привезли, чтобы он нам кашу варил.

- А кто приготовил запеканку на завтрак?

- Мария Николаевна, повар!

- Из каких продуктов испекли запеканку?

- Из творога, крупы и сахара.

- Повар и шофер позаботились, чтобы все дети в детском саду были сыты! – заключил разговор педагог.

С какой целью и с детьми какой группы проводилось это незапланированное наблюдение? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?

Упражнение

1. Составьте для своей возрастной группы «Правила этикета» и разработайте способы их выполнения. Используйте для этого русские народные пословицы, поговорки, стихотворения. Включите в них речевой этикет, «школу жеста», «говорящие движения». Представьте каждое правило так, чтобы оно было понятно и привлекательно для ребенка.

2. Разработайте сценарий праздника «Дружат люди всей Земли».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: