Общая трудоемкость производственной практики составляет 4 зачетных единицы - 144 часа.
№ п/п | Разделы (этапы практики) | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (6 часов в день) | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | - установочная конференция, - ознакомительная практика: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями педагогическая деятельность студента в качестве воспитателя в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста. -составление индивидуального (перспективного/календарного) плана работы под руководством воспитателя. | консультации с факультетским руководителем производственной практики | |
Основной этап | -комплексное изучение системы образовательно-воспитательной работы детского сада; - изучение опыта работы воспитателей; -педагогическая деятельность студента в качестве воспитателя в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста; - разработка конспектов организованной образовательной деятельности и досуговых мероприятий; - изучение личности дошкольника; | проверка и конспектов и результатов выполнения заданий, отраженных в портфолио студента-практиканта | |
- изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста; -организация педагогического процесса в группе: а) проведение режимных моментов; б) подготовка и организация занятий; в) планирование игровой и трудовой деятельностей детей; г) планирование и проведение прогулок; д) организация самостоятельной деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной и т.д.); е) работа по созданию психологического комфорта в группе. | проверка и конспектов и результатов выполнения заданий, отраженных в портфолио студента-практиканта | ||
-самоанализ профессиональных компетенций; -изучение индивидуальных особенностей детей своей группы на основе диагностических методик. Изучение и осуществление работы с родителями. Проведение различных видов работы с родителями: - оформление информационной доски для родителей, индивидуальная беседа, консультация, анкетирование; - участие в подготовке и организации родительского собрания (если оно запланировано воспитателями группы): подготовка сообщения в соответствии с тематикой родительского собрания. | посещение открытых занятий и досуговых мероприятий, проверка и анализ конспектов | ||
проверка материалов | |||
Анализ педагогического процесса и собственной деятельности. Участие в работе творческих мастерских, семинаров, конференций. | самоанализ мини-проекта | ||
Заключительный этап | - подготовка выступления на итоговую конференцию; - подготовка тематических презентаций; - оформление портфолио студента-практиканта. | проверка отчетной документации; совещание педагогического коллектива; выставление дифференцированного зачета по педагогической практике |
Содержание:
|
|
|
|
1 этап - Адаптационно-ознакомительный:
Первая неделя практики отводится на общее ознакомление с дошкольным образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями педагогической деятельности студента в качестве воспитателя в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста. В течение недели студент-практикант оформляет кластер «Профессиональные и личностные качества воспитателя дошкольного образовательного учреждения»; таблицу, отражающую результаты анализа НОД, проводимого воспитателем группы по приведенной ниже схеме:
1. Соответствие программного содержания возрасту ребенка
2. Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка
3. Воспитательное воздействие программного материала
4. Выполняются ли гигиенические требования?
5. Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
6. Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий
7. Этапы занятий и их связь
8. Длительность этапов
9. Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь и обоснованность
10. Приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания детей (имеются или нет)
11. Приемы, активизирующие самостоятельное мышление детей
12. Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся детей знания
13. Доступность, логичность, эмоциональность, красочность речи воспитателя
14. Индивидуальная работа с детьми
15. Поведение детей в ходе НОД
16. Оценка работы детей в ходе НОД
Студент-практикант в ходе первой недели практики на основе анализа предметно-пространственной среды группы разрабатывает рекомендации по совершенствованию условий для эстетического развития дошкольников (возможны: фотоотчет и мультимедиа-сопровождение рекомендаций). План анализа предполагает:
- оценку соответствия оформления помещений дошкольного учреждения (группы, спальной) их назначению
- Стиль эстетического оформления интерьеров, окраски помещений группы, спальной комнаты, подбор занавесей, мебели, использование комнатных растений, наличие элементов декоративного оформления
- Анализ использования в оформлении произведений искусства, народно-прикладного творчества
- Определение места детских работ в художественном оформлении помещений
- Какое внимание уделяется внешнему облику детей и взрослых?
- Изучите условия для самостоятельной художественной деятельности детей.
К концу первой недели студент-практикант составляет индивидуальный (перспективный/календарный) план работы под руководством воспитателя. Таблица «Непосредственная образовательная деятельность».
2 - этап - Производственный:
На второй и третьей неделях практики предполагается педагогическая деятельность студента в качестве воспитателя в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста. Содержание практики включает следующие направления работы студента:
1. Организация педагогического процесса в группе:
а) проведение режимных моментов;
б) подготовка и организация НОД;
в) планирование игровой и трудовой деятельностей детей;
г) планирование и проведение прогулок;
д) организация самостоятельной деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной и т.д.);
е) работа по созданию психологического комфорта в группе.
|
|
2. Изучение и осуществление работы с родителями. Студент-практикант проводит/организует взаимодействие с родителями в различных формах (оформление информационной доски для родителей, индивидуальная беседа, консультация и др.), участвует в подготовке и проведении родительского собрания (если оно запланировано воспитателями группы): готовит сообщение в соответствии с тематикой родительского собрания.
3. Изучение индивидуальных особенностей детей своей группы на основе диагностических методик.
4. Анализ педагогического процесса и собственной деятельности.
По итогам работы в течение 2, 3 недели педагогической практики студент-практикант оформляет в портфолио следующие виды заданий:
- конспект родительского собрания в соответствии с планом работы воспитателя группы, по итогам совместного планирования и проведения.
- таблица «Этнический состав детей ДОУ»;
- аналитическая справка по итогам фронтальной беседы с группой дошкольников с целью выявления осознания детьми этнической принадлежности, знаний народных традиций, нравственных норм.
- аналитическая справка по итогам комплексного изучения системы работы воспитателя группы по одному из направлений воспитания/образования дошкольников;
- конспекты 2 НОД с дошкольниками; 1 развлечения (праздника), 1 досугового мероприятия, 1 сюжетно-ролевой игры, 2 народных подвижных игр (провести с дошкольниками на прогулке);
- новая дидактическая игра и методический инструктаж в рамках одного из направлений воспитания/образования дошкольников;
- картотека методических материалов в рамках одного из направлений воспитания/образования дошкольников;
- оформление информационной доски для родителей;
- аналитическая справка по итогам фронтальной беседы с группой дошкольников с целью выявления осознания детьми этнической принадлежности, знаний народных традиций, нравственных норм по итогам проведенной работы.
- самоанализ мини-проекта (что удалось, а что вызвало затруднения).
Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных занятий.
|
|
3 этап – Заключительный (зачетный):
На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт. Методисты анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе педагогической практики. В последний день практики проводится совещание педагогического коллектива ДОУ и студентов-практикантов, на котором обсуждается деятельность каждого студента, дается характеристика и предварительно оценивается результат практической деятельности. Общая оценка за практику складывается из оценивания уровня развития компетенций студентом-практикантом, воспитателем-методистом, факультетским руководителем на основе анализа портфолио, выступления с отчетом на итоговой конференции.
Студент-практикант в качестве итога работы в течение педагогической практики оформляет в портфолио следующие виды отчетности:
- творческий очерк профессиональных достижений студента-практиканта (предполагающий публичную защиту результатов профессиональной деятельности в период педагогической практики);
- технологическую карту личностного роста студента-практиканта.
Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий, оформление портфолио студента-практиканта, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.
Отчетная документация по практике:
1. Портфолио. (Педагогический дневник).
2. Предписание на прохождение практики.