Значение и правовые последствия приостановления производства по уголовному делу

Приостановление производства по уголовному делу влечет определенные правовые последствия:

1) запрет осуществления следственных действий по приостановленному уголовному делу (ч. 3 ст. 209 УПК), так как в каждом случае необходимости их производства закон обязывает следственные органы возобновить производство по делу (п. 2 ч. 1 ст. 211 УПК), а затем, в зависимости от их результата, либо вновь приостановить уголовное дело, либо расследование должно быть продолжено в общем порядке. Решение о приостановлении производства по делу не препятствует осуществлению ряда процессуальных действий, которые, не являясь по сути следственными, могут быть направлены как на собирание или проверку доказательств по делу (инвентаризация, документальная ревизия и т. п.), так и на устранение причин, вызвавших временное приостановление дела (истребование необходимых документов, направление запросов в организации и учреждения и т. п.);

2) прекращение движения уголовного процесса к очередной его стадии или этапу в целом или в отношении одного или нескольких обвиняемых до устранения препятствий, вызвавших приостановление. Поскольку одновременно с приостановлением производства по делу, приостанавливаются и процессуальные сроки, отведенные законом для уголовно-процессуальной деятельности (ст. 162 УПК), уголовный процесс прекращает свое движение к достижению цели, ибо последующие его институты, этапы и стадии не могут быть реализованы, без законного и обоснованного возобновления производства по делу;

3) возникновение у следственных органов, принявших подобное решение по делу, процессуальной обязанности устранять или содействовать устранению обстоятельств, вызвавших приостановление уголовного дела (ч. 2 ст. 209 УПК); обязанности своевременно принять решение о возобновлении производства по делу или его прекращении, при наличии (возникновении) к тому соответствующих оснований;

4) изменение режима деятельности по приостановленному уголовному делу, перевод ее в область розыскных, оперативно-розыскных и иных (не следственных) мероприятий, направленных к устранению препятствий, вызвавших приостановление дела. Причем по смыслу нормы закона (ч. 2 ст. 209, ст. 210 УПК), следователь также не устраняется от участия в названной деятельности, выступая либо в качестве ее руководителя, либо непосредственного исполнителя необходимых решений и действий розыскного или оперативно-розыскного характера (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК);

5) наступление у следователя или дознавателя процессуальной обязанности сообщить о приостановлении уголовного дела

соответствующему прокурору (ч. 2 ст. 208 УПК) и другим заинтересованным участникам процесса (ч. 1 ст. 209 УПК), с тем чтобы прокурор мог проконтролировать законность и обоснованность данного решения, а другие заинтересованные лица - реализовать свое право на обжалование данного решения прокурору (ст. 124 УПК) или в суд (ст. 125 УПК), как препятствующее их конституционному праву на судебную защиту, на скорейший доступ к правосудию;

6) наступление процессуальной обязанности для следователя (дознавателя) своевременно принять меры к сохранности вещественных доказательств по делу (ст. 82 УПК); меры обеспечения гражданского иска (ст. 115-116 УПК); меры попечения о детях, имуществе обвиняемого (ст. 160 УПК) на весь период (временного) приостановления производства по делу.

Приостановление производства по уголовному делу возможно только по указанным в законе основаниям. При этом под самими основаниями следует понимать, имеющуюся в материалах дела, совокупность сведений (доказательств; ст. 74 УПК), с достоверностью подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 208 УПК в качестве системы условий для законного и обоснованного принятия такого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: