Имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения Аллаха».
Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил:
Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение
Безопасности от хитрости Аллаха. (Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар
И ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).
Ибн Масуд передал так:
«Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение
Безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь
от Аллаха»* Это передал Абд ар-Раззак в «Маджму' аз-3аваид» аль Хайсами 1/104.
*В хадисе содержится указание на необходимость надежды и страха. Раб, который боится
Аллаха, не отчаивается, не теряет надежды и надеется на Его милость. Салафы предпочитали, чтобы
Страх был крепким в благоденствии, а надежда — при недуге. Это принцип Абу Сулаймана ад-
|
|
Дарими и других. Он сказал: «Необходимо чтобы сердцем овладевал страх. Если надежда
Пересиливает страх, то сердце становится порочным. Всевышний сказал: «Поистине, для тех, кто
втайне боится своего Господа, — прощение и великая награда» (Власть, 12). Он также сказал:
«Они боятся дня, когда перевернутся и сердца, и взоры» (Свет, 37). Всевышний также сказал: «...и
Которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что
Они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к
Ним» (Верующие, 60—61). Он также сказал: «Разве тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и
Стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа?..» (Толпы, 9). В этом
аяте остережение упоминается перед надеждой [что еще раз указывает на его необходимость —
Ред.]»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ
Цель этой главы заключается в объяснении того, что человек обязан бояться Аллаха, обращаясь к
Нему с надеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив о справедливости Аллаха и
Суровости Его наказания, он обязан преисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав
Всеобщую и частную добродетель Аллаха, Его всеобъемлющее милосердие — еще с большей
Надеждой устремиться к Аллаху.
Будучи покорным Ему, он обязан испрашивать у своего Господа всяческих благ за свою
Покорность, боясь того, что она может быть отвергнута из-за ее недостаточности. Совершив же грех,
Человек обязан просить своего Господа принять его покаяние и простить ему то, что он совершил,
|
|
Испытывая при этом страх быть наказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния