Ахмад, Ибн Маджа и Абу Нуайм

Как прекрасны эти наставления! Поистине, если раб Аллаха возьмёт их на вооружение, дела его придут в порядок и он преус­пеет.

В первом наставлении говорится о необходимости совершать молитву наилучшим образом. При этом человеку следует требовать у самого себя отчёта за каждую совершаемую им молитву, выполняя всё обязательное и совершаемое по примеру пророка, (с.г.с.), когда человек проявляет чистосердечие (ихсан), которое является высшей ступенью. Это значит, что человек должен при­ступать к молитве, представляя себе, что он стоит перед своим Господом и, что, читая аяты Корана, поминая Аллаха или обраща­ясь к Нему со своими мольбами, он ведёт с Ним тайную беседу. И при этом ему следует проявлять смирение перед Господом и стоя, и совершая поясные и земные поклоны, и опускаясь, и поднима­ясь.

Если человек станет приучать себя действовать подобным обра­зом, не колеблясь, не допуская нерадения сердца, и во время каж­дой молитвы представляя себе, что эта молитва является молитвой прощающегося и что больше ни одной молитвы ему совершить уже не придётся, это поможет ему в достижении этой великой це­ли.

Известно, что прощающийся всегда прилагает все свои усилия, и если человек будет всё время стараться использовать эти силь­ные средства, в конце концов это станет для него лёгким и при­вычным.

Молитва, совершаемая подобным образом, удерживает челове­ка от любых недостойных проявлений и побуждает его ко всему прекрасному, поскольку на душу его оказывает своё воздействие то, что вера его увеличивается, а также свет и радость сердца и его всеобъемлющее стремление к благу.

Второе наставление касается необходимости следить за своим языком, что относится к числу важнейших факторов, имеющих отношение к делам раба Аллаха, ибо если он способен владеть своим языком, это значит, что он способен владеть и всеми осталь­ными частями тела, если его язык владеет им, то он останется не­защищённым от вредных слов, а если язык станет приказывать ему, то его религиозные и мирские дела придут в расстройство. Таким образом, человеку не следует произносить ни одного слова, не будучи уверенным в том, что оно окажется полезным и для его религии, и для его мирских дел. Пусть же он откажется от любых слов, которые могут вызвать осуждение, или от таких слов, за ко­торые ему придётся оправдываться, так как если он произнесёт подобные слова, они подчинят его себе и превратится в их пленника, и может случится так, что они нанесут человеку такой вред, исправить который он окажется не в состоянии.

Что касается третьего наставления, то суть его состоит в указа­нии на необходимость приучать себя и в религиозных, и в мирских делах зависеть только от Аллаха, не обращаться с просьбами ни к кому, кроме Аллаха, и не желать ничего, кроме Его милости. И следует также приучать себя не надеяться на то, что принадлежит людям. Поистине, отсутствие надежды является защитой, ведь тот, кто не надеется на что-либо, привыкает обходиться без этого. И подобно тому как человеку следует просить языком только Алла­ха, так и сердце своё он должен связывать только с Аллахом, оста­ваясь Его истинным рабом и не будучи рабом людей. Поистине, освобождается от уз пребывания в рабстве у людей благодаря это­му обретает уважение и достоинство; что же касается продолжаю­щего сохранять связь с людьми, то чем сильнее будет эта связь, тем больше унижений он познает и тем ниже падёт, а Аллах знает об этом лучше.

_______________________________________________________________________________

1 Имеется в виду человек, прощающийся с этим миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: