Репрессии Вашингтона

Кто станет чемпионом мира по футболу? Кажется, чилийцев в мае 1962 года занимает только этот вопрос. Страна – хозяйка футбольного чемпионата, а футбол самый популярный вид спорта в Латинской Америке. И все же охота за кожаным мячом не вытесняет с газетных полос политику. А одна статья, посвященная актуальнейшей проблеме человечества, находит широкий отклик за рубежом.

22 мая 1962 года в одной из самых популярных газет США, «Лос-Анджелес таймс», выходящей на западном побережье Америки, появляется сообщение, вызвавшее особый интерес в Голливуде.

«Голливудский певец выступает не на сцене рок-н-ролла, а на политической трибуне, вмешивается в государственные вопросы ядерной политики. Такие известия пришли из Сантьяго-де-Чили и столицы Перу Лимы. Они взбудоражили и Голливуд, и Вашингтон.

Певца зовут Дин Рид, ему 24 года, он имеет контракт с компанией грамзаписи «Капитоль». Во время его выступлений молодежь в Латинской Америке от восторга падает в обморок.

Рид сообщил своим друзьям, что сотрудник посольства США в Чили пригрозил не выдать ему паспорт за то, что певец посмел обратиться с официальным письмом в чилийскую газету. В нем Рид призвал латиноамериканцев направить послание президенту Кеннеди и заставить его прекратить испытания ядерного оружия.

Кроме того, как сообщает Рид, посольство США в Чили передало соответствующую информацию посольству Перу с тем, чтобы частные меценаты перестали оказывать поддержку Риду, вызвавшему неудовольствие правительственных кругов».

Впервые Дин Рид вступает в конфликт с официальными властями своей страны. Бурные протесты человечества против эскалации ядерного оружия нашли еще одного поборника в лице звезды американской эстрады.

За дело принимаются сотрудники посольства США в Чили, но их попытка шантажировать Рида угрозой лишить его южноамериканского паспорта не удается. Против стремления заткнуть рот популярному певцу протестуют видные деятели Голливуда, в том числе и его учитель Пэтон Прайс, актеры, а также только что коронованная «Мисс Америка-1962» Мэрион Макнайт. В телеграмме на имя посла США в Перу Джеймса Леба говорится: «Мы возмущены вашей и посла в Чили Коулса реакцией на протесты Дина Рида против испытаний ядерного оружия. Попытки заставить замолчать Рида, давление, оказываемое на зарубежные радиостанции и на директоров концертных залов с целью аннулировать договоры, заключенные с певцом, представляют собой недопустимое нарушение неотъемлемых прав американского гражданина и создают опасный прецедент – угрозу традиционной американской свободе слова. Ваше безответственное вмешательство во внутренние дела Чили и Перу представляют собой нарушение положений Хартии Организации американских государств, что вызовет возмущение народов Латинской Америки.

Мы считаем необходимым рассказать американскому народу об этих покушениях на его исконные права и вместе с Американским союзом за гражданские свободы выражаем свой протест государственному секретарю Дину Раску. Мы требуем, чтобы вы защищали права американских граждан в Перу, а не подрывали их».

Скандал оказался настолько громким, что Вашингтон вынужден был замять это дело. Руководитель пресс-центра внешнеполитического ведомства США Линкольн Уайт выступил с демагогическим заявлением, в котором говорилось: «Мы никогда не ставили вопрос о лишении Дина Рида паспорта». И тут же официальный Вашингтон вплетает угрожающие интонации: «Хотя представляется вполне естественным, что наши дипломаты вызвали к себе Рида и пояснили ему, что, хотя он и имеет полное право высказывать свое мнение, его долг состоит в том, чтобы не вредить интересам Соединенных Штатов».

Но ведь это и есть главный вопрос, который задает себе Дин Рид: насколько нужны испытания ядерного оружия Америке и ее народу? И он отвечает для себя на этот вопрос твердым «нет».

Для него гонка вооружений, игра с факелами на пороховой бочке не только антигуманны, но и представляют величайшую опасность для будущего человечества.

Выступления Дина Рида против стратегии атомной войны приносят ему симпатию прогрессивных людей во многих странах мира. Но именно поэтому он попадает в черный список владельцев радиостанций, телевизионных и кинокомпаний, они ненавидят Рида. Вскоре его карьера оказывается под угрозой.

Когда меня теперь спрашивают, каким я был в те годы, когда исколесил вдоль и поперек всю Латинскую Америку, ответ для меня не представляет труда. Я был человеком, который своими песнями и с помощью своей политической позиции хотел принести людям радость и вселить в них мужество, который хотел помочь им сохранить веру в жизнь. Я еще не пел таких песен, как, скажем, «Мы – революционеры», но мне думается, что и простая любовная песенка, темпераментный шлягер в стиле рок или ковбойский напев тоже нужны людям. Когда я теперь исполняю популярные шлягеры, находятся люди, которые говорят: «Какой же это Дин Рид? Дин всегда должен выступать за солидарность с угнетенными». Мне грустно слышать такие слова, ведь жизнь так богата и разнообразна, и я не представляю себе, что революционер должен быть только постным, неулыбчивым человеком. Че Гевара, которого я всегда глубоко уважал, сказал однажды другу: «Я не боюсь показаться смешным и утверждаю, что каждый революционер должен быть движим чувством любви». Вот о чем я думал тогда в Латинской Америке. Об этом же думаю я и теперь. Это, если хотите, девиз всей моей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: