И-го-го! — поет лошадка, —
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Стала петь мышонку щука
— Не услышал он ни звука:
Открывает щука рот,
А не слышно, что поет.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю, баюшки — хрю-хрю,
Успокойся, говорю.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка,
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло,
Там и тихо, и тепло.
(С. Маршак)
Дикция — это следующий компонент техники речи, требующий специального рассмотрения. В отличие от бытовой, речь профессионала должна отличаться дик-ционной чистотой, четкостью, разборчивостью. «Лет 20 назад... при поступлении на работу, связанную с выходом в эфир, претенденты обязательно сдавали экзамен, состоящий из чтения новостей, художественной прозы и стихов, импровизаций. У них отмечались дефекты произношения, общий интеллектуальный уровень», — пишет М. Гоголева в «Литературной газете» и с иронией добавляет: «А сейчас... даже непрофессионалу нетрудно заметить, что некоторые ведущие увлекаются скороговоркой (вероятно, с целью экономии дорогостоящего эфира), забывая, что она хороша только при отличной дикции. И тогда мы слышим, как предприятие из «эффективно работающего» превращается в «фиктивно работающее», «дедушка» — в «деушку» (читай «девушку»), «сфинкса» — в «свинкса»... Мурашки бегут по коже, когда слышишь, что куда-то «трупы прибыли» (трубы прибыли?) и удивляешься, что «молодежь просит наркотиков» (молодежь против наркотиков?). После прослушивания таких сообщений уже легко проглатываются и «с наилучшими пожевания-ми», и «прощай, любимый голод».
|
|
Возникает вопрос, почему в некоторых случаях мысль так уродуется при ее воплощении в речи. Прежде всего, потому, что человек не владеет техникой речи и, в частности, дикционной четкостью. Нечеткость произношения порождается небрежным отношением к произносительной стороне речи, дикционной неряшливостью, не имеющей отношения к дефектам речи, над исправлением которых работают специалисты-логопеды. Дикция имеет эстетическую ценность, это один из самых ярких показателей культуры звучащей речи.
Дикция — четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме языка. Четкое, разборчивое артикулирование звуков напрямую связано с тренированностью артикуляционного аппарата — губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Поэтому артикуляционная гимнастика — необходимое условие тренировки органов речи, их энергичной работы, следовательно, — выработки дикционной четкости. В процессе упражнений приобретаются стереотипы движения органов речи, необходимые для произношения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают устранить неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность, растянутость и некоторые другие недостатки речи. После того как они будут устранены, следует отрабатывать правильные фонетические позиции при произнесении гласных и согласных звуков. Работая над дикцией, нужно помнить о важности отработки окончаний слов, чтобы они звучали отчетливо (-ей, -ов, -ым), удвоенных согласных, чтобы звук произносился как долгий, словосочетаний, образующих так называемые «смысловые сдвиги»: «Слыхали ль вы?» — «Слыхали львы», «под арку» — «подарку» и др.
|
|
Для развития дикционной четкости эффективна работа с чистоговорками, в которых повторяется нужный нам звук, и со скороговорками, способствующими быстрой смене артикуляционных позиций. С этой же целью используются различные дикционные упражнения.