Корпоративные АИС создаются для того, чтобы быть использованными различными группами пользователей.
Может сложиться ситуация, в которой в группу представителей Заказчика, участвующих в формировании требований, попадут наиболее инициативные персоны предприятия, которые, по всей видимости, смогут донести свой голос до представителей Разработчика.
Те же категории пользователей, у которых не найдется активных представителей, могут оказаться "за бортом" автоматизации. Именно эта ошибка формирования требований называется "пропуск классов пользователей".
Чтобы ее избежать, представитель Разработчика должен объективно оценить организационную структуру предприятия и его бизнес-процессы и вдумчиво подойти к выбору ключевых персон, проведение интервью с которыми поможет сформировать целостную картину требований к создаваемой АИС.
Методы и средства проверки требований
Имеется значительное количество методов и средств проверки требований. Они разнятся по ряду параметров. Так, различают:
|
|
- по широте анализа - просмотр (выборочная проверка) и сквозной контроль (тотальная проверка);
- по степени формализации - неофициальные процедуры, процедуры, проводимые по формальным правилам (инспекции, экспертизы);
- по составу группы проверки - с (без) участием автора, с (без) участием менеджера проекта, с (без) участием представителей внешних организаций;
- по используемым средствам - тексты требований, тестовые сценарии, критерии приемлемости, прототипы.
Понятие и методы прототипирования были рассмотрены нами ранее.
Перечислим другие наиболее важные методы и средства. Это:
1)Неофициальные просмотры требований
2)Инспекции
3)Разработка тестов
4)Определение критериев приемлемости
Рассмотрим их детальнее
Неофициальные просмотры требований
Различают несколько способов неофициальных просмотров требований:
1)просмотр "за столом",
2)коллективная проверка,
3)критический анализ.
В первых двух случаях автор требований обращается за помощью к коллегам (соответственно, к одному, либо к нескольким) с целью выдачи практических рекомендаций по улучшению продукта. В третьем случае автор осуществляет презентацию разработанных им требований на совещании с последующим обсуждением.
Неофициальные просмотры используют для знакомства с разработкой, сбора отзывов, формирования обратной связи. По статистике, приведенной в, неофициальные просмотры позволяют выявить до 60% ошибок в требованиях.