Содержание программы

Тема 1. Предмет и задачи курса невропатологии. Значение курса невропатологии для специальной педагогики.

Невропатология как наука. Исторический аспект развития невропатологии. Разделы невропатологии. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания.

Тема 2. Структура нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности.

Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

Головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Понятие о сигнальных системах. Учение о высшей нервной деятельности.

Тема 3. Основные неврологические симптомы и синдромы

Основные неврологические симптомы и синдромы: симптомы и синдромы двигательных и чувствительных расстройств, симптомы и синдромы вегетативной нервной системы, симптомы и синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии.

Тема 4. Этиология, патогенез, клиника заболеваний нервной системы. Особенности у детей.

Этиология, патогенез, клиника заболеваний нервной системы. Наследственно-органические заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич. Инфекционные заболевания нервной системы. Травматические заболевания нервной системы. Нарушения мозгового кровообращения. Эпилепсия. Опухоли нервной системы. Неврозы.

Тема 5. Неврологические основы дефектологии

Неврологические основы дефектологии. Виды дизонтогенеза. Особенности поражения нервной системы при нарушениях интеллекта, патологии анализаторов. Минимальная мозговая дисфункция.

Неврологические основы логопедии: мелодико-интонационные нарушения речи, темпо-ритмические нарушения речи, системные нарушения речи. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта.

Тема 6. Современные методы лечения заболевания нервной системы

Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Изучение нервной системы. Динамика наблюдений за ребенком.

Планы практических занятий

Занятие1

Вопросы

1. Невропатология как наука.

2. Исторический аспект развития невропатологии.

3. Разделы невропатологии.

4. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания.

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [5]

Дополнительная литература: [6],[9], [19]

Занятие 2

Структура нервной системы.

Вопросы

1. Филогенез и онтогенез нервной системы.

2. Особенности строения и функций афферентных, эфферентных и вставочных нейронов.

3. Особенности проведения нервного импульса. Понятие о синапсе.

4. Проводящие пути центральной нервной системы.

5. Цитоархитектоника коры головного мозга.

6. Структурно-функциональные блоки мозга (по А.Р. Лурия).

7. Учение о высшей нервной деятельности.

8. Составьте таблицу с указанием основных структурных компонентов центральной нервной системы, их строения и функций.

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [8]

Дополнительная литература: [2],[3], [17]

Занятие 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: