Кризисных состояний и групп суицидального риска

Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, из чувства протеста против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, депрессии, стрессов и ощущения потери смысла жизни. Оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, подростки ищут выход в самоубийстве.

Работа педагога-психолога образовательного учреждения в рамках обязательного компонента деятельности по данной проблеме носит информационно-профилактический характер.

Основным содержанием ее является:

- информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, педагогическими работниками, администрацией образовательного учреждения,

- выявление учащихся, находящихся в кризисном состоянии,

- консультирование родителей, учащихся, педагогов либо осуществление диспетчерской функции в зависимости от характера и глубины проблем, выявленных в ходе диагностической работы с учащимися,

- консультирование администрации образовательного учреждения и выработка стратегии сопровождения учащихся в образовательном учреждении и вне его, программ психологической и социально-педагогической поддержки конкретного школьника.

Данное содержание реализуется поэтапно, системно, предполагает координацию деятельности педагога-психолога и педагогических работников образовательного учреждения.

Сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, подразумевает осуществление психологической работы непосредственно с самими школьниками. Степень помощи в образовательном учреждении определяется уровнем квалификации педагога-психолога. Учащимся в кризисном состоянии необходима специализированная психологическая помощь, и требуется дополнительное обучение всех педагогических работников, которые будут подключены к работе с выявленными учащимися.

Эти учащиеся могут быть направлены для консультации и психологической поддержки (с учетом наличия мотивации родителей) в сторонние организации медицинского и психологического профилей.

В рамках образовательного учреждения проводится совместное обсуждение педагогом-психологом, классным руководителем и администрацией особенностей жизненных ситуаций всех учащихся, указанных в первичных списках. Намечаются пути оказания социальной и педагогической поддержки учащихся, определяются ответственные за осуществление данных программ.

Профилактика возникновения суицидальных намерений у учащихся реализуется через просветительскую работу с педагогическим и родительским коллективами, а также посредством проведения классных часов (либо мини-тренингов, в зависимости от условий и возможностей конкретного образовательного учреждения и уровня квалификации конкретного педагога-психолога) с учащимися. Наряду с этим, в каждом образовательном учреждении педагогом-психологом оформляется справочно-информационный стенд с указанием организаций, осуществляющих психологическое консультирование и оказывающих психологическую поддержку в трудные минуты жизни. Социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе предоставляют на стенд информацию юридического характера и информацию о работе инспектора по охране прав детства в районном отделе образования, в образовательном учреждении, дает описание тех ситуаций, по поводу которых любой школьник может самостоятельно обратиться за помощью.

Просветительская работа с педагогическим коллективом предполагает проведение специализированных педагогических советов, в рамках которых проводится обучение педагогов навыкам распознавания кризисных состояний у учащихся, способам оказания им поддержки педагогическими средствами, способам эффективного взаимодействия с подростками, способам урегулирования конфликтных ситуаций в классных коллективах. Педагог-психолог готовит цикл лекций, знакомящих педагогический коллектив с понятием «суицид».

Администрация образовательного учреждения консультируется педагогом-психологом по поводу общей ситуации в ОУ, по поводу тактики и стратегии проведения беседы с родителями конкретных учащихся с учетом позиции родителей по отношению к ребенку и особенностям жизненной ситуации семьи, ее конкретных членов.

Просветительская работа с родителями осуществляется через участие педагога-психолога в родительских собраниях. Предлагаемые темы собраний в рамках обязательного компонента деятельности:

· «Детское доверие, как его сохранить» – 3 класс

· «Особенности подросткового возраста. Кризис подросткового возраста» – 5 класс

· «Конфликты в семье. Кризисные периоды жизни семьи, роль семьи в формировании суицидального поведения детей» – 6 класс

· «Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия» – 7 класс

· «Конфликты в подростковой среде. Как научить ребенка способам их разрешения. Принятие и помощь родителей» – 8 класс

· «Депрессия – это не каприз, а заболевание» - 8-9 класс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: