Цель: Изучить содержание, функции и структуру методологического знания. Проанализировать типы методологий, соответствующие разным уровням развития науки. Рассмотреть основные методы методологии науки в целом и научного исследования в частности.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие методологии науки.
2. Функции методологического знания.
3. Виды методологического знания.
4. Структура методологического знания.
5. Типология методологий в историческом контексте.
6. Методологии естественных и гуманитарных наук.
7. Метод как самостоятельный объект исследования.
8. Общая характеристика методов современной науки.
Темы рефератов:
1. Основные методы исследования в методологии науки: исторический и логический анализ научного знания, методологический эксперимент.
2. Основные методы современной науки: философские, общенаучные и конкретнонаучные методы.
3. Основные методы научного исследования: методы теоретического и эмпирического исследования.
4. Связь методов с теоретическими и прикладными аспектами науки.
|
|
Литература:
1. *Занковский, А.Н. Основные характеристики научного метода // Методологичекие основы психологии: хрестоматия; учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – С. 14-16.
2. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. – М.: МГУ, 1983. – 165 с.
3. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
4. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. Ч.1 / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 213 с.
5. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.
6. Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие / С.В. Маланов. – М.-Воронеж: МПСИ, 2005. – 336 с.
7. *Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.
8. Методология, теория и методы психологического исследования: учебно-методический комплекс / сост. В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 210. – 58 с.
9. Никандров, В.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2008. – 234 с.
10. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
11. *Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 92-98.
|
|
12. *Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук; Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
13. *Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 440 с.
Образовательные технологии: презентация, работа в малых группах.
Задание для самостоятельной работы:
ü Составить словарь терминов по вопросу «Типология методологий в историческом контексте»: натурфилософия, метафизика (эмпиризм, рационализм, скептицизм, сенсуализм), диалектика (материализм, идеализм, дуализм), в философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, модернизм, постмодернизм) и психологии (структурализм, динамизм, функционализм, психологизм, феноменологизм).
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, контроль самостоятельной работы студентов.