Пальм. Образ был точным, опирался на собственные
Наблюдения, но в спектакле не было ничего от этого синего Батума,
А была суровая, дымная атмосфера порта, небо, налитое
Зноем, нестерпимым для грузчиков. Был в спектакле тот Батум,
В котором созревали гроздья народного гнева.
Режиссер подошел к пьесе как к реально исторической, в которой
Все герои были историческими персонажами, и прежде
Всего историческим персонажем был народ. Сцена народной демонстрации
Потому и производила впечатление на всех, кто
Видел спектакль, что это была демонстрация людей, которых
Мы успели узнать и полюбить. Создав по ходу спектакля психологически
Конкретные характеры, режиссер имел право на образное
Воспроизведение народной массы, показав в единичных
Судьбах зреющую классовую ненависть. Чтобы подчеркнуть массовость
Народного выступления, он подкрепил сцену демонстрации
Кинокадрами.
Спектакль ≪Из искры...≫ вновь показал постановочную изобретательность
|
|
Режиссера и его умение работать с актерами.
Успех спектакля разделяли В. Казаринов (Датиэла), А. Рахленко
(Вардэн), Г. Гай (Элишуки), П. Усовниченко (Вартан),
Г. Хованов (Васильев).
К этому времени Товстоногов уже знал, как важно режиссеру
Преодолевать соблазны профессиональности, подсовывающей
готовые решения. В статье 1950 года он писал: ≪...нередко
Наше профессиональное мышление отстает от нашего же общественного
Сознания... в искусстве мы иной раз не замечаем
Того, что нам уже давно стало ясным в жизни. По-видимому,
Настоящая идейная зрелость приходит к художнику тогда, когда
Он со всей убежденностью, конкретностью и искренностью мыслит
в искусстве так же, как мыслит в жизни≫.1
1 ≪Театр≫, 1950, № 6, с. 76.
В спектакле ≪Дорогой бессмертия≫ Товстоногов выступал
В качестве не только режиссера, но и соавтора (совместно
С В. Брагиным) пьесы. Это было естественно, ибо литературная
Первооснова, не рассчитанная на сцену, требовала конструктивного
Режиссерского подхода.
Книга Ю. Фучика ≪Репортаж с петлей на шее≫ дала Товстоногову
Материал, соединявший в себе репортажную достоверность
И глубочайшее обобщение, настоятельно требовавший художнического
Осмысления. Крылатые слова чешского коммуниста,
обращенные к человечеству: ≪Люди, я любил вас! Будьте
бдительны!≫ —во многом определяли публицистическую актуальность
Спектакля, вышедшего во время активно развернувшейся
|
|
Борьбы за мир. Режиссер не боялся прямого публицистического
Хода, как никогда не боялся давать точные приметы
Своего замысла. На занавес спектакля, составленный из флагов