Художественному исследованию не только в каких-то особых
Условиях, но и в обстоятельствах обыкновенных, житейских.
Товстоногов утверждал, что методу социалистического реализма
Под силу всеохватывающее отображение действительности,
Что для искусства нет недоступных или запретных областей,
Важны лишь позиции и идеалы, с высоты которых художник
Смотрит на жизнь и человека. Героическое, самоотверженное,
Общественное в личности раскрывалось в обстоятельствах
Как исключительных, так и обыденных.
≪Из искры...≫, ≪Дорогой бессмертия≫ и ≪Гибель эскадры≫
Были спектаклями романтического и героического звучания. Режиссер
Доводил до предельной трагической напряженности конфликты
Этих пьес, выявлял их публицистическую страстность.
Точные психологические характеристики соединялись в спектакле
с наглядными метафорами. Пролог к спектаклю ≪Из
искры...≫ прямо реализовал образный смысл названия пьесы:
|
|
На огромном, во всю сцену красном полотнище блистала искра,
Разгоравшаяся на глазах зрителей в полыхающее море огня.
Стремительный успех деятельности режиссера объясним не
Только личной талантливостью, но и тем особым чувством театрального
Времени, которое помогло режиссеру избежать как
пустого ≪розового≫ романтизма, так и довольно распространенного
В то время скучного усредненного правдоподобия.
Он остро ощущал разлом между идеалом искусства и его реальной
Практикой, разрывы, которые образовались между привычными,
Накатанными театральными приемами и запросами
Жизни. Он хотел единства человека и художника, сцены и
Жизни. Уже в то время Товстоногов боялся своей профессиональной
Хватки, понимая, что она может увести в сторону от
Художественной истины, если не будет строго проверена логикой
Пьесы.
С завидной ясностью он проанализировал тот неверный ход,
По которому подчас идет режиссерское мышление, уверовавшее
в свою профессиональную оснащенность. ≪Иной раз,—отмечал
Товстоногов,—постановщики слишком быстро отдаются во
Власть своих первых режиссерских ассоциаций, мгновенно возникающих
Зрительных образов и, сами о том не подозревая,
Уходят в сторону и от самой пьесы, и от воплощаемой ею темы.
С такого рода опасностью столкнулся и я при постановке пьесы
Ш. Дадиани ≪Из искры...≫.
Опасность заключалась в том, что первый зрительный образ
Спектакля возник из тех жизненных наблюдений, которые имелись
|
|
У уроженца юга, хорошо знавшего приморские города
Грузии. Так в его режиссерском воображении возник Батум, где