Ю. Фучику Международной премии мира. В финале на занавесе
возникало повторенное на разных языках слово ≪мир≫.
Публицистика сочеталась в спектакле с вниманием к внутреннему
Миру человека, с интересом к детали, к подробностям
И приметам тюремного быта. Л у ч света, проникавший в камеру
Фучика, подтяжки, которые вывешивались на дверях камеры
В знак того, что ее обитатель уведен из тюрьмы, придавали сценическому
Действию подлинность, особую художническую окраску.
Действие спектакля свободно переносилось из настоящего
В прошлое. Художник В. Иванов создал декорационную установку,
в которой на планшете сцены шли эпизоды, происходящие
В настоящем времени, а раздвигающаяся в глубине сцены,
выше планшета, ширма открывала те места действия, которые
Находились вне стен тюрьмы.
≪В этом сочетании,—писал постановщик,—нам хотелось,
чтобы план настоящего, план непосредственной жизни и деятельности
Фучика в тюрьме, воспринимался как основной, определяющий,
|
|
а план воспоминаний либо подчеркивал и усиливал
Ощущение тюремной жизни Фучика, либо контрастировал с тем,
что происходит с ним в Панкраце≫.1
В спектакле был возрожден, очищен и приведен в соответствие
С искусством психологического театра принцип режиссерского
Монтажа эпизодов. По сути дела, это было открытие, широко
Использованное в дальнейшем нашей режиссурой.
С этого момента можно говорить о стиле Товстоногова, хотя
Сам этот термин не обладает достаточной терминологической
Определенностью. Мы имеем здесь в виду сложную совокупность
1 Г. Т о в с т о н о г о в. Режиссерский замысел.—В кн.: ≪Дорогой бессмертия
≫. М., 1953, с. 31.
Мировоззренческих взглядов и эстетических особенностей, сообщающих
Произведению идейную значительность и художественную
Цельность, придающих ему индивидуальность, уникальность.
Свой стиль у Товстоногова оформляется не сразу. Это качество
Накапливается, оттачивается, подчас исчезает в одном
Спектакле, но с особой силой выявляется в следующем. Его ощутимые
приметы проскользнули в ≪Кремлевских курантах≫ Н. Погодина
(1940) и ≪Ленушке≫ Л. Леонова (1943), поставленных
В Театре им. А. С. Грибоедова.
Главной темой погодинской пьесы Товстоногов считал мечту
Ленина о будущем России. Он поставил спектакль в обобщенных
формах, свободных ≪от документального воспроизведения
историко-бытовых деталей≫.1 В определении жанра спектакля