В ≪Океане≫ Товстоногов ставил себе задачу ≪создать атмосферу
Особой внутренней напряженности, тот особый сценический
Воздух, в котором зритель увидел бы, как через увеличительное
Стекло, самые тонкие нюансы психологического состояния
актера≫.1
В спектакле ≪Океан≫ на стыке стилей, в сложном синтезе
Разнородных (или казавшихся разнородными) элементов была
Найдена мера художественной правды, новый подход к постижению
И воплощению жизненных явлений, бесстрашное отношение
к жизненному конфликту. Эпическая мощь ≪Оптимистической
трагедии≫ и лирическая задушевность ≪Пяти вечеров≫,
Тончайший психологический анализ и широкое социальное обобщение,
Принципы К. С. Станиславского, развитые в условиях
Сегодняшнего театра, и новейшие достижения постановочного
Искусства сошлись в этом спектакле, преломившись через
Призму творческой индивидуальности Товстоногова, с его гражданской
|
|
Устремленностью, трезвой и точной оценкой жизненного
Материала, мужественной простотой и высоким вкусом.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 69.
Составные части нового художественного метода обладали
Подвижностью в своих соотношениях и пропорциях, однако неизменно
Вели режиссера по пути жизненной правды, постижения
Мира через характер человека в драме.
Взгляды режиссера на связи человека и времени, личности
и истории получили полифоническое развитие в ≪Поднятой целине
≫ (1963), вылились в спектакль-роман о героях переломного,
Революционного этапа в жизни страны.
Режиссерским жанром ≪Поднятой целины≫ была народная
Драма, характеры были взяты в резких психологических поворотах.
Безудержная комедийность деда Щукаря (Е. Лебедев)
В финале обращалась в трагическую скорбь о погибших, Л у ш к а
(Т. Доронина) несла драматическую тему неприкаянности, выломанности
Из времени натуры незаурядной и сильной; стоявшие
В борьбе плечом к плечу Нагульнов (П. Луспекаев) и Давыдов
(К. Лавров) как характеры были противоположны — яростный, открытый Нагульнов и сдержанный, собранный Давыдов.
Время в режиссуре ≪Поднятой целины≫ выступало объективной
Категорией, требовавшей от каждого героя своего определения,
Выбора своей судьбы.
В ≪Поднятой целине≫ с эпическим размахом была раскрыта
По-особенному напряженная борьба людей, сознательно и увлеченно
Преобразующих старый, вековой крестьянский уклад.
Внутренний мир героев воссоздавался непроизвольно, с покоряющей
|
|
Естественностью и дополнялся авторским голосом, его
Характеристиками и определениями, которые органично вписывались