пьеса не могла выдержать: ≪рассказ из будущего
о прошлом, которое для зрителя является настоящим≫.
На сцене была воздвигнута условная, ступенчатая конструкция,
На вершине которой стоял концертный рояль. По мысли
Режиссера, это была филармония 2000 года. Когда артисты находились
Там, они жили в 2000 году, когда спускались вниз,
Попадали в 1959 год.
Товстоногов очень скоро понял, что спектакль не удался:
≪Между торжественным величием и героикой в наших постановочных
Средствах и тем простейшим треугольником, который
Задан в пьесе, есть такой разрыв, который меня не радует. Мне
самому трудно быть в зрительном зале≫.1
1 Творческая конференция ≪Художественная выразительность спектакля
на современную тему≫. 30 октября 1961 г. Стенограмма. Библиотека ЛО ВТО,
№ 1725-с.
Творческая неудача большого мастера, да еще в такой ≪обреченной
≫ на успех пьесе, как ≪Иркутская история≫, вряд ли
Может быть объяснена случайностью, тем более что замысел
|
|
Спектакля был вполне определенным, активным в трактовке произведения.
≪Заметить≫ противоречие между лирической основой
Пьесы и эпическими формами режиссерского замысла было нетрудно,
Но дело, видимо, в том, что слишком велико оказалось
Желание найти новый синтез эпического и лирического начала.
Найти новое художественное качество на стыке двух стилей,
Слить лирическое и эпическое в данном случае не удалось, ибо
В воплощении замысла таилась механистичность, эпическое начало
Привносилось извне, а не извлекалось из пьесы естественным
Путем. Однако идея синтеза, потребность в дальнейшем
Движении реализма не оставляла режиссера, хотя и не была,
Как это часто случается в искусстве, вполне осознанной и сформулированной
Априорно задачей. Товстоногов слишком художник,
Чтобы ставить себе умозрительные задачи, его творческая
Интуиция движима общественной потребностью, активным стремлением
Художника соответствовать задачам времени.
≪Гибель эскадры≫, которую Товстоногов вновь ставит в том
же 1960 году, когда вышла ≪Иркутская история≫, впервые приоткрывала
Новый путь, который тогда искал режиссер, сосредоточивший
Свое преимущественное внимание на углубленной
Разработке характеров пьесы А. Корнейчука. Самое существенное
Отличие двух версий этой пьесы состояло именно
В том, что спектакль БДТ строился на качественно ином актерском
Уровне. Сравнивая две постановки, критик В. Сахновский-
|
|
Панкеев заметил, что ≪в новом спектакле обретен желанный