Беларусь во 2/2 19 в, реформы 60-70 гг

Реформа графа П. Киселева не улучшила положение крестьян, которые, не являясь собственниками земли и находясь в личной зависимости от помещика, не были заинтересованы,в результатах своего труда. Количество крестьянских выступлений постоянно росло. В этих условиях император Александр I и его правительство посчитали, что лучше провести реформу сельского хозяйства «сверху», чем этот вопрос будет решен «снизу» - путем крестьянского бунта. Отмена крепостного права в России стала свидетельством начала модернизации перехода от феодальных отношений к буржуазным. Признаками модернизации являются урбанизация (рост городов и городского населения), индустриализация (развитие промышленности и переход от ручного труда к машинному), демократизация (участие в управлении страной всех слоев населения, равенство перед законом), развитие образования и науки. Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости были определены в Манифесте, общем и местном <Положениях> и дополнительных «Правилах», подписанных Александром II. 19 февраля 1861 г. крестьяне получили личную свободу и некоторые гражданские права, которые коренным образом изменили их положение. Среди этих прав были следующие: самостоятельно распоряжаться собой и своим имуществом, основывать промышленные и торговые предприятия, непосредственно обращаться в государственные учреждения и суд, поступать па службу или в учебные заведения, записываться в сословия мещан и купцов. Помещики потеряли полицейскую и судебную власть над крестьянами, вместе с тем освобождались от всякой ответственности за выплату крестьянами налогов и выполнение повинностей в пользу государства. Эта обязанность возлагалась на самих крестьян на основе круговой порухи (коллективной ответственности). Получив личную свободу, бывшие помещичьи крестьяне не получили землю. Она оставалось собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю по установленной правительством цене. Сумма платы за землю определялась таким образом, чтобы помещик, положив ее в банк под 6 % годовых, мог получать каждый год сумму равную годовому чиншу, который он получал до реформы. 20 % необходимой суммы крестьяне платили непoсредственно помещику, a остальные 80 % суммы помещикам давало государство. Общая сумма, которую крестьяне должны были заплатить за землю, в три раза превышала ее реальную рыночную стоимость. Получалось, что крестьяне выкупали не только землю, но и компенсировали помещику потерю собственности над собой. Крестьянские наделы в Беларуси составляли только 1/3 всей земли. B хозяйствах большинства крестьян — бедняков и середняков (имели коня, крупный рогатый скот) — была низкая урожайность. Хозяйство велось на основе трехполья: 1/3 поля засевалась озимыми, 1/3 — яровыми, 1/3 — отдыхала, находилась «под паром». Земля обрабатывалась примитивными орудиями труда — сохой и бороной. Сохранялась отработочная форма хозяйства, характерная для феодального строя. Вместе c тем реформа способствовала развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Логическим пpодолжениeм аграрной реформы 1861 г. стали буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Так, военная реформа (1862-1874) вводила вместо рекpутской системы комплектования армии всеобщую воинскую повинность. Земская реформа (1864) предусматривала создание зeмcтв — выборных органов для управления в губерниях и уездaх местным хозяйством, образованием, здравоохранением. На территорию Беларуси закон o земствах не распространялся в связи с тем, что царское правительство после восстания 1863-1864 гг. не доверяло местным помещикам, которые в большинстве своем могли быть выбраны в земства. Земская реформа в Беларуси была проведена только в 1911 г. B результате судебной реформы (1864) суды стали всесословными (в одном судебном учреждении рассматривались дела представителей всех сословий), открытыми (судебные заседания проводились публично) и независимыми от правительства. Рассмотрение уголовных дел должно было проводиться c участием присяжных заcедателей. Они, не будучи профессиональными юристами, судили согласно данной присяге — по совести и были независимы от профессиональных юристов — судей. B помощь подсудимым вводилась должность адвоката — защитника их интересoв, осуществлявшего свои функции, как правило, за определенную плату. B Беларуси судебная реформа началась только в 1872 г. c введения в уездах должности мировых судей, которые не выбирались в связи c отсутствием земств, и назначались министром юстиции. Позже, чем в Pоссии, началась в Беларуси городская реформа (1875), согласно которой в городах создавались выборные органы городского самоуправления на основе имущественного ценза. Это значит в выборах участвовали только плательщики городских налогов, которые владели имуществом (земля, дом, предприятия) на определенную сумму денег. Рабочие и ремесленники, мелкие служащие, интеллигенция отстрaнялись от участия в выборах, потому что не платили налогов. Кроме того, в городских думах ограничивалось представительство еврейского населения, составлявшего большинство городских жителей. Т. о., буржуазные реформы в Беларуси имели свои особенности. Земская реформа здесь была проведена только в начале XIX в. Местные помещики были лишeны правд на выборное самоуправление по причине того, что царское правительство не доверяло им после восстания 1863-1.864 гг. Мировые судьи не выбирались, а назначались. Буржуазные реформы 60-70-x гг. XIX в. имели непоследовательный и противоречивый характер. Открывал путь для развития капитализма и становления буржуазного общества, они не затронули основ самодержавной власти, не ликвидировали сословное и национальное неравноправие населения. Процесс модернизации в Беларуси был замедлен в результате военного положeния, введенного в связи c восстанием 1863-1864 гг. и отмененного только в 1870 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: