Мексика

К началу XX века в Мексике, как и в большинстве стран Латинской Америки обострились региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства. Одновременно с развитием капитализма возникает рабочее движение, расширяется забастовочная и стачечная борьба трудящихся, распространяются идеи социальной солидарности.
Особое внимание следует уделить Мексиканской революции 1910–1917 гг., оказавшей решающее влияние на государственно-политическое развитие латиноамериканского региона. Итогом революции стало свержение диктатуры Диаса, политического государства помещичье – буржуазной олигархии, принятие Конституции 5 февраля 1917 г. Необходимо более подробно остановиться на последующем законодательстве, отстаивающем национальные интересы и развитие демократии.

Куба
Характерными чертами государственно-политического развития Кубы в первой половине ХХ века стали засилье иностранного капитала, особенно США, диктаторские режимы (Мачадо, а затем Батисты), антиимпериалистическая борьба прогрессивных сил.
При рассмотрении вопроса революционной борьбы кубинского народа необходимо отразить предпосылки и этапы революции, роль лидера «Движения 26 июля» Ф. Кастро, международное значение Кубинской революции. Следует также проанализировать ход радикальных перемен, решение социальных проблем, особенности конституционного развития.
Оставаясь страной альтернативного капитализму общества, Куба продолжала курс упорядочения государственного управления экономикой, сильной социальной политики, но в 80–90 гг. под влиянием политических перемен в Европе оказалась в условиях экономической блокады и нарастания трудностей во всех сферах общественно – политической жизни. В 1990 году на Кубе провозглашается «особый период в мирное время». Следует подчеркнуть, что на современном этапе отстаивается вариант обновления экономики, развития торговых отношений, сохранения оригинальной самобытности.

Чили
Государственно-правовая история Чили в XX веке насыщена борьбой революционно-демократических и консервативных сил. Президентские режимы сменялись диктаторскими. Вслед за массовыми выступлениями и забастовочной борьбой трудящихся в начале 20-х годов развивается революционный кризис в Чили. На волне провозглашенной в 1932 г. «социалистической республики» в Чили складывается влиятельное социалистическое движение, а позднее, в 1936 г., образуется Народный фронт. В данном аспекте следует отразить позитивный характер программы и деятельности правительства Народного фронта.
Одновременно с этим, необходимо подчеркнуть, что в 40-е годы в политической жизни Чили преобладала тенденция широкого единства левых и демократических сил; в сфере экономики складываются промышленно-финансовые монополии, проводится «импортзамещающая индустриализация».
Следует рассмотреть также период военно-террористической диктатуры Пиночета с 1973 по 1990 гг. и реакционный вариант модернизации страны. После поражения на плебисците власть от военной хунты перешла конституционному правительству.
Государственное регулирование важных сфер экономики, поддержка национального предпринимательства, развитие инфраструктуры, участие в интеграционных региональных процессах, – все это составляет важные компоненты современного развития Чили.

100.Основной закон Кубинской Республики 1959 г. Характеристика конституции 1976 г.

7 февраля 1959 Революционное правительство, которому налезала законодательная власть, принял Основной закон Республики. В нем декларировались основные демократические положения Конституции 1940 года. Куба провозглашалась независимым и суверенным государством, организованной в форме унитарной и демократической республики. Возобновлялись демократические права и свободы. При этом, в конституции было узаконено незаконную конфискацию имущества местной и иностранной буржуазии, отчуждение земельных наделов, национализации предприятий, которые были собственностью США. Закреплялось объединения законодательной и исполнительной власти в руках правительства. Президент выполнял в основном представительские функции. Правительство имело право вносить изменения в Основной закон и выдавать конституционные законы.

В 1975 году партийно-правительственная комиссия подготовила проект новой конституции. Который после одобрения на Пленуме ЦК Компартии Кубы был вынесен на всенародное обсуждение. 24 февраля 1976 новая Конституция, после проведенного референдума в силу. В референдуме приняло участие 98% зарегистрированных избирателей из них 97,7% проголосовали за принятие новой конституции табы Фернандо Альварес Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. - М.: Прогресс, 1986. - С. 331. (!).

Конституция республики Куба состоит из преамбулы и 141 статьи, расположенных в 12 разделах. Характерной для конституции Кубы, как и всех социалистических конституций, есть тенденция к расширению границ конституционного регулирования, Основной закон Кубы охватывает своими регламентациями все сферы жизни кубинского общества. Конституция определяла не только политические, но и социальные, экономические принципы развития государства, принципы развития образования, культуры, устройство семьи. Иными словами, проникновение государства во все сферы общественной жизни было тотальным.

Несмотря на декларирование большого количества прав и свобод которые мы можем встретить в конститиции, все они были декларативными. Наряду с этим закрепляется руководящая и направляющая роль коммунистической партии - "Коммунистическая партия Кубы -... - является высшей руководящей силой общества и государства (Статья 5)"

Таким образом, на Кубе было конституционно закреплено основы тоталитарного общества которое продолжает существовать и поныне.

101. Подъем национально-освободительного движения в Индии после первой мировой войны.

Обострение внутреннего экономического и политического положения в стране

Усиленное ограбление Индии Англией во время первой мировой войны, когда Англия в значительной степени перекладывала военные расходы на свою главную колонию, тяжело сказалось на положении трудящихся города и деревни.

Сокращение экспорта важнейших видов сельскохозяйственного сырья (джута, хлопка, маслосемян и др.), вызванное нарушением во время войны мирохозяйственных связей, тяжело ударило по интересам сельских товаропроизводителей. Помещики и торговцы пытались возместить потери за счет усиления эксплуатации крестьян — непосредственных производителей. Ростовщическая задолженность крестьянства в 1911—1925 гг. удвоилась, достигнув, по примерным оценкам, общей суммы 6 млрд. рупий.

Усиление феодально-помещичьей, налоговой и торгово-рос-товщической эксплуатации крестьянства привело в конце войны к значительному возрастанию числа закладов и продажи крестьянской земли. Процесс обезземеления крестьянства охватывал все новые группы.

Наряду с крестьянством в наиболее тяжелом положении оказались ремесленники и их семьи. Происшедшее накануне н во время мировой войны сокращение производства в ряде отраслей ремесла и кустарной промышленности (в особенности в хлопкоткачестве) вызвало значительное снижение доходов миллионов ремесленников, кустарей и связанных с ними мелких торговцев.

Появление на рынке труда сотен тысяч разорившихся ремесленников отрицательно сказалось на положении фабрично-заводского пролетариата, реальная заработная плата которого в условиях возраставшей дороговизны снижалась.

Экономическое положение в стране осложнилось последствиями двух неурожайных лет (1918—1919 и 1920—1921 гг.). Значительное сокращение производства продовольствия в условиях продолжавшегося экспорта зерновых вызвало массовый голод, усугубившийся эпидемией испанки, которая унесла 13 млн. жизней.

Нехватка продуктов питания и дороговизна затронули интересы не только основных классов трудящихся, но и низших прослоек предпринимателей, интеллигенции, служащих (так называемых средних слоев).

Индийская национальная буржуазия, в период войны расширившая сферу своей предпринимательской деятельности и укрепившаяся экономически, еще острее почувствовала колониальный гнет, последствия дискриминационных мер колониальных властей в различных областях экономической, политической и культурной жизни.

К началу 20-х годов в Индии произошло обострение двух групп противоречий: между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами внутри страны; между основными классами и социальными слоями индийского общества и английским империализмом, который продолжал опираться на феодально-помещичий класс, князей, компрадорскую буржуазию и связанный с этими группами торгово-ростовщический капитал.

Подъем национально-освободительной борьбы начался с выступлений рабочего класса. В 1918 г. в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде произошло несколько довольно крупных по масштабу того времени стачек. По своему характеру это были стихийно возникшие экономические забастовки, в значительной степени вызванные массовыми увольнениями рабочих в связи со свертыванием военного производства. На волне стачечной борьбы стали возникать профсоюзы (несколько организаций рабочих и служащих профсоюзного типа, созданных в Индии в начале XX в., к концу первой мировой войны полностью распались). Их организаторами были буржуазные националисты и филантропы. Первый профсоюз был создан в Мадрасе в 1918 г. Б. П. Вадиа, затем несколько союзов были основаны в Бомбее и некоторых других промышленных центрах, в частности в Ахмадабаде, где при участии М. К. Ганди в том же году была создана Ассоциация рабочих-текстильщиков.

Нарастанию революционных настроений в стране способствовали сведения о революции в России, которые стали постепенно проникать в Индию.

102. Обретение политической независимости Бирмы.

Бирма обрела независимость 4 января 1948, но она никогда полностью не покорялась иноземцам.Партизанская борьба продолжалась до 1890, в 1900-х годах развернулось движение буддистов, в 1920-х происходили студенческие бунты и демонстрации; в 1930-1932 вспыхнуло восстание. Критическая обстановка сложилась во времяВторой мировой войны. В 1941 японские войска вторглись на территорию Бирмы и к маю 1942 захватили бльшую частьстраны. Во главе националистов, выступивших на стороне японцев, стояли "тридцать товарищей", среди них Аун Сан,который к концу войны выступил против японцев, а в 1945 стал лидером Антифашистской лиги народного освобождения (АЛНО). Аун Сан начал переговоры с колониальными властями о предоставлении Бирме независимости, но был убит в июле 1947. Страна обрела независимость в 1948, уже при У Ну.

По конституции 1947, Бирма провозглашалась федеративной республикой, в которой пяти национальным меньшинствам (шанам, качинам, кая, каренам и чинам) гарантировался полуавтономный статус. Конституция предусматривалаформирование двухпалатного законодательного органа, в котором палата депутатов избиралась на основе прямых всеобщих выборов, а палата национальностей отражала этнический состав населения.

В период после завоевания независимости на политической арене доминировала АЛНО (переименованная в Союзную партию в 1960), лидер которой У Ну возглавлял правительство в 1947-1956, 1957-1958 и 1960-1962. У Ну был политиком умеренно-левого толка и, стремясь достичь национального согласия, объявил буддизм государственной религией в 1961. При нем была разработана восьмилетняя программа развития и проведены переговоры с Японией о репарациях. Упорделался на восстановлении разрушенных войной и находившихся в упадке транспорта, средств связи, электроэнергетики, портов и судоходства, а также на совершенствовании ирригационных систем, строительстве дешевого жилья и создании ключевых отраслей промышленности.

103. Национально-освободительные революции на Арабском Востоке.

104. Образование Демократической Республики Афганистан.

Вооруженное восстание (1973 г.) и свержение монархии. Режим Дауда. Апрельская (1978 г.) революция и образование ДРА. Программа Тараки о переустройстве экономики. Конституция 1987 г. Государственные перевороты. Гражданская война с вооруженной оппозицией.

105. Национальная революция в Египте.

106. Национально-освободительная война в Алжире.

1945-47 гг. Определение статуса и устройства послевоенного Алжира

1946г.- переход инициативы к радикально настроенным националистическим силам.

В ноябре 1954 г. Алжирская коммунистическая партия, Ассоциация Улемов, Демократический союз Алжирии и т.п.- образовывают ФНО (Фронт Национального Освобождения), поднимают антиколониальное вооруженное восстание, целями которого были поставлены: национальная независимость, демократическая социальная Республика, ликвидация феодальных пережитков и колониальных структур в экономике страны. Конечный успех восьмилетней кровопролитной войны алжирского народа против колонизаторов был обусловлен сочетанием ряда объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов:

- На начальном этапе войны Армия Национального Освобождения (АНО) ФНО базировалась в труднодоступных горных районах, в т. ч. в Кабилии, и вела борьбу против неподготовленных к антипартизанской войне французских войск (обученные этому подразделения еще не вернулись из Вьетнама)

- Переход к вооруженной борьбе стимулировал объединительные процессы в НОД. Так, в 1955 г. между ФНО и АКП было подписано соглашение о вступлении боевых групп АКП в АНО "при условии отказа их от организационно-политических связей с АКП" до конца войны (из 8 членов ЦК АКП, влившихся в АНО, 4 погибли)

- Удалось сохранить единое военно-политическое руководство революцией, несмотря на попытки французской и американской спецслужб противопоставить алжирских политиков и военных, ФНО и АНО, ФНО - АКП, внешнюю АНО внутренней АНО. США, стремясь создать на будущее социально-политическую опору в алжирском обществе, сумели одно время столкнуть радикалов ФНО и умеренных националистов "мессалистов" (только на территории Франции в ходе столкновений ФНО с мессалистами погибло 900 чел. и 1,5 тыс. чел. были ранены).

- АНО одерживала победы, поскольку она была народной по социальному составу Армией (преимущественно крестьянская беднота и с/х рабочие). "Внешняя" АНО (50 тыс. бойцов, базируется на территории Марокко и Туниса) постоянно пополнялась и возрождалась после поражений за счет сотен тысяч алжирских беженцев на территориях указанных стран и подпитки вооружением из арабских и социалистических государств (с 1957 г. на ее вооружении уже была артиллерия). "Внутренняя" АНО численностью 25 тыс. бойцов была менее оснащена военно-технически, но чрезвычайно мобильна в сравнении с французскими войсками.

- Наряду с партизанской тактикой АНО практиковала разрушение экономических объектов и инфраструктуры, что крайне удорожало ведение войны для Франции

- Успеху борьбы алжирских патриотов способствовала интернациональная военно-техническая и дипломатическая поддержка развивающихся и социалистических стран. Так, в 1955 г. СССР поставил в ООН вопрос о "международном характере" алжирской войны и праве Алжира считаться "воюющей стороной", а не взбунтовавшейся частью Франции.

Хотя ФНО опирался на общенародную поддержку населения страны и широкую международную солидарность, война за независимость затянулась на 8 лет из-за упорного противодействия Франции. Поколения евроалжирцев и населения метрополии выросли в убеждении, что Алжир столь же неотъемлемая часть Франции, как Бретань или Корсика. Поэтому попытка освобождения этой страны привела к оживлению реакционных правоэкстремистских сил, перешедших в открытое наступление против демократии во Франции. Для французских ультраколониалистов удержание Алжира стало своего рода "делом чести". К тому же, обнаруженные в 50 гг. в Сахаре нефть и газ считались в экономических кругах Парижа средством превращения Франции в великую энергетическую державу. Поэтому французское правительство с самого начала квалифицировало алжирскую войну как исключительно внутрифранцузское дело, как мятеж "кучки религиозных фанатиков", оторванных от основной массы алжирского народа, с которыми возможен "только один вид переговоров - война". В сер. 50 гг. шовинистическому угару во Франции не поддалась только ФКП.

К к. 50 гг. шовинистические настроения во французском обществе пошли на спад. Общие расходы на войну за 1954-57 гг. составили половину всех расходов на 8-летнюю войну во Вьетнаме. Война заставила Францию держать под ружьем 6% самодеятельного населения, однако почти полумиллионного контингента в Алжире едва хватало на осуществление оккупационных функций. Экономическое положение Франции становилось угрожающим. Произошла поляризация сил в обществе по вопросу о продолжении войны. Ультраправые даже американскую идею создания Средиземноморского Пакта на манер Багдадского расценили как намерение "полной ликвидации" французских позиций в Северной Африке и требовали сказать "нет унижениям и капитуляциям". Военно-колониалистский путч 1958 г. положил конец IV Республике.

Пришедший к власти генерал Де Голль полагал необходимым предоставить Алжиру независимость и обеспечить тем самым за Францией в независимом Алжире преимущественные военно-политические, экономические и культурные позиции. К этому времени даже союзники Парижа по НАТО и ЕЭС выражали свое недовольство "дорогостоящим упрямством" Франции в продолжении войны. Впервые генерал сказал о "самоопределении" Алжира в октябре 1959 г., однако противодействие Армии, "черноногих" и правобуржуазных партий затянуло процесс выхода Франции из войны до марта 1962 г.

На переговорах с ФНО Париж добивался реализации планов отторжения нефтегазоносной Сахары и сохранения привилегий евроалжирцев. Сам факт ведения переговоров был расценен последними как предательство их интересов. Созданная ультраколониалистами секретная террористическая организация ОАС вела борьбу не только с ФНО, но и с официальной Францией. Де Голль с одной стороны подавлял ОАС, а с другой стороны рассчитывал воспользоваться плодами ее деятельности для ослабления позиций ФНО на переговорах.

В марте 1962 г. были подписаны Эвианские Соглашения. ФНО и его власть в зонах контроля АНО были легализованы. Франция обязалась освободить политзаключенных, содействовать возвращению беженцев и оказать содействие в восстановлении экономики Алжира. Предусматривалось проведение референдума о независимости страны.

Несогласные с Эвианскими Соглашениями оасовцы терроризировали французскую администрацию и алжирцев побережья, добиваясь создания чисто французской приморской зоны. Встретив противодействие официальных французских властей и АНО, ОАС перешла к тактике выжженной земли и поощрению бегства "черноногих" во Францию, но тем самым ультра подорвали собственнную социальную базу. На проведенном в июне 1962 г. общеалжирском референдуме 99% нас. высказались за независимость. 3 июля 1962 г. Алжир стал независимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: