Метод отраслевых коэффициентов

Метод отраслевых соотношений (синонимы: метод отраслевых коэффициентов, формульный метод) заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием со­отношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфи­ку. Отраслевые коэффициенты или соотношения рассчитывают­ся, как уже было сказано, на основе статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами.

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только раз­вивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не по­лучил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для опре­деления стоимости оцениваемого предприятия.

Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет на­копленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отрас­левые соотношения могут быть разработаны оценщиком само­стоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ори­ентировочной стоимости бизнеса в рыночных странах, приве­дены в таблице.

Таблица - Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса

Вид бизнеса Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес
Страховые компании Цена в интервале 120-150% от годовых комиссионных
Бензозаправочные станции Цена бензозаправочной станции колеблет­ся в диапазоне 1,2-2,0 месячной выручки
Предприятия розничной торговли Цена составляет 0,75-1,5 величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудо­вания и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие
Бары и кафе Цена «Объем продаж за полгода + Стои­мость лицензии
Пиццерии, кофейни Цена * Месячная прибыль х 4 + Стои­мость запасов
Рекламные агентства Цена = 75% годовой выручки
Хлебопекарни Цена = 15% годового объема продаж + Стоимость оборудования + Стоимость за­пасов
Продажа новых автомобилей Цена =50% годовой выручки + Товарные запасы и оборудование
Аптеки Цена =75% годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость товарных запа­сов
Автомастерские Цена = месячная прибыль х 2 + Рыночная стоимость оборудования

Метод отраслевых соотношений постепенно находит приме­нение в российской практике, в частности в связи с введением единого налога на вмененный доход, когда можно узнать ориен­тировочный доход бизнеса и сопоставить его с ценами продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: