Выводы и результаты главы 1

1. Согласно МАК "неправильная" постановка ног на педали явилась причиной ошибочного торможения являющегося основной причиной катастрофы.

2. В летной практике существуют 2 правильных штатных положения ног на педалях Як-42Д и им подобным, нижнее - ноги на полет и верхнее - ноги на руление, при этом нахождение каблука (пятки) на педали (тормозной площадке) выше нижнего буртика не предусмотрено логикой управления педалями подобного типа и является ошибочным действием.

3. МАК в отчете для описания "неправильной" постановки ног на педали использует две формулировки - ноги (ступни) на тормозных педалях (площадках) там где идет речь о причинах ошибочного (неосознанного) торможения и каблуки на педалях в тех местах отчета где говорится о негативном переносе навыков. Буквальное понимание выражения МАК "каблуки на педалях" вступает в противоречие с логикой управления педалями подобного типа, так как подобными педалями не управляют путем постановки каблука на них. Также в любом случае МАК считает правильным положением ног на разбеге - только каблуки на полу, то есть нижнее правильное штатное положение, а все остальные - неправильными.

4. СМИ распространяют для широкого круга лиц следующее описание "неправильной" постановки ног на педали Як-42Д - нога вместе с каблуком (пяткой) расположена полностью на педали (тормозной площадке) по аналогии с Як-40 для которого это правильное расположение и откуда якобы и была перенесена привычка так ставить ноги на педали Як-42Д. При этом "неправильная" постановка ног на педали демонстрируется исключительно компьютерными анимациями и постановками, но только не реальными фото или видео в кабине Як-42Д.

5. МАК не представил в отчете и для использования в СМИ фото или видео "неправильной" постановки ног на педалях в условиях реальной кабины Як-42Д, а текстовые описания этой постановки имеют разный характер в разных местах отчета. Данное обстоятельство является недопустимым когда речь идет об основной причине катастрофы.

6. Вторая используемая МАК и растиражированная СМИ формулировка "неправильного" положения ног на педалях - каблуки на педалях аналогично Як-40 - если понимать ее буквально на самом деле - не может быть реализована на практике на Як-42Д, так как при такой постановке носки ног могут задевать элементы конструкции и не обеспечивается раздельное управление передним колесом (РН) и тормозами, что предположительно и явилось одной из причин отсутствия фото или видео неправильной постановки ног в отчете МАК. На Як-42Д невозможно поставить и использовать для управления самолетом ноги на педали в положении аналогичное Як-40.

7. Должна существовать причина для заявления МАК что летчики в Ярославле использовали положение ног на педалях аналогичное Як-40, хотя на самом деле такое положение на практике невозможно.

8. И причина предположительно в следующем. При озвучивании версии "неправильной" постановки ног на педали надо будет обязательно как-то объяснить почему за более чем миллион взлетов Як-42Д это случилось один - единственный раз в Ярославле, да еще и если учитывать что Ту-134 и Ту-154 имеющие педали подобные Як-42Д совершили как минимум в 5-8 раз больше полетов чем Як-42 и также не имели подобных случаев. МАК объясняет это тем что у экипажа в Ярославле якобы имелся негативный перенос навыков с Як-40 на Як-42Д в части положения ног на педалях в процессе разбега.

9. Согласно МАК данный негативный навык заключается в том что летчики ставят на разбеге ноги на педали Як-42Д по аналогии с Як-40 - полностью вместе с каблуком на педали. МАК объясняет что данный навык возник вследствие непланомерного и формального переобучения с Як-40 на Як-42Д. Использовать формулировку неправильной постановки ног на педали - каблуки полностью на педалях, МАК предположительно необходимо для того чтобы иметь возможность выдвинуть саму версию негативного переноса навыков с Як-40 на Як-42Д. Ведь если нет каблуков полностью на педалях Як-42Д - тогда нет аналогии с постановкой ног на педали Як-40 - тогда неоткуда взяться негативному переносу навыку - и тогда невозможно объяснить, а почему другие на таких же педалях производят разбег и не разбиваются?

10. Есть основания предположить что еще одна причина отсутствия в отчете МАК фото "неправильной" постановки ног на педали заключается в следующем. Ведь если допустим МАК опубликует такое фото на котором будет показано обычное правильное штатное верхнее положение ног на педалях Як-42Д - то оно никак не аналогично положению на Як-40 и следовательно и речи не может быть о негативном переносе навыков. Если же МАК предоставит фото с положением ног еще выше верхнего штатного правильного - с каблуком полностью на педали аналогично Як-40 как и растиражировали СМИ, то этой фотографией поставит всех в недоумение, ведь подобные педали так использовать невозможно.

11. Возникают сомнения в том что предполагаемый МАК негативный навык мог не приводить ранее к каким-либо инцидентам, а проявился только через 250-500 полетов 2П и КВС и сразу закончился катастрофой. Если это навык - он должен был проявиться сразу и раньше. Если это проявилось один-единственный раз - то речь о навыке как таковом идти не может, и объяснять имеющиеся обстоятельства катастрофы неким навыком - ошибочно.

12. При отсутствии прямых доказательств неосознанного торможения - МАК не провел анализ летного почерка экипажа в предыдущих взлетах данного борта с целью выявления и подтверждения предполагаемого негативного навыка, чему трудно найти какое-либо объяснение, кроме как если предположить что МАК уклоняется от очевидных и необходимых в данном случае действий по расследованию авиакатастрофы. Необходимость проведения таких действий демонстрирует сам МАК когда в случае с катастрофой с Ту-204 во Внуково, где причиной катастрофы явился негативный навык захода на посадку на повышенной скорости, МАК эти действия провел - проанализированы 75 полетов Ту-204 в 5 авиакомпаниях и 31 полет КВС.

13. Независимо от места нахождения каблуков - МАК в принципе считает неправильным на разбеге нахождение ног в верхнем положении для производства торможения, при этом каких-либо аргументов или ссылок на нормативно-методические документы в подтверждение такой позиции МАК не предоставляет. Между тем общего запрета на это не существует и более того данное утверждение вступает в противоречие с летной практикой когда нахождение ног на тормозах в процессе разбега может применяться для уменьшения времени фактического начала торможения при принятии решения о прерванном взлете и для компенсации раздельным торможением бокового ветра.

14. При переходе с Як-40 на Як-42Д в вопросе управления педалями не требуется переучивание на другой принцип управления ими или изменение навыков движения ног. Функционал педалей как на Як-40, так и на Як-42Д - одинаковый. Разная конструкция педалей на Як-40 и Як-42Д не ведет к разной методике управления ими, и в этой части не может являться причиной ошибочного торможения.

Заключение. Таким образом, в результате рассмотрения вопроса неправильной постановки ног на педали и негативного переноса навыков можно констатировать -версия "неправильной" постановки ног якобы вследствие негативного переноса навыков является ошибочной и предположительно выдвинута, а точнее - "притянута за уши" МАК для объяснения причины торможения в случае Ярославля при отсутствии фактов неподъема стойки и катастроф по причине неосознанного торможения во многих других миллионах взлетов самолетов с подобными педалями, результатом чего явилось распространение в СМИ и среди широкого круга лиц ошибочной версии о том что якобы причиной катастрофы является ошибка летчиков, вследствие недоученности поставивших всю ногу полностью вместе с каблуком на педали Як-42Д точно так как привыкли это делать на Як-40.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: