Сомнения в принципиальной возможности неосознанного торможения

Как уже отмечалось, согласно стр. 220:

- основной причиной катастрофы самолета Як-42Д RA-42434 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса...

Озвучивание МАК, даже еще до появления ПО, версии что причиной торможения в аварийном взлете явились ошибочные (неосознанные, непреднамеренные) действия экипажа вызвало недоверие и многочисленные критические замечания летного состава по поводу ее правдоподобности.

Вот лишь несколько высказываний летчиков с авиафорума:

- если ноги стояли на тормозной части педали и было чуть обжатие, при попытке чуть подрулить педалями, что всегда приходится делать на разбеге, самолет бы сильно дергало из-за ассиметричного обжатия, и это легко заметить

http://aviaforum.ru/threads/katastrofa-jak-42-ra-42434-pod-jaroslavlem.30631/page-54#post-924516

- Вы можете подсчитать тот процент ювелирной точности, с которым нужно было управляться с этими тормозами, что бы сохранять прямолинейное движение самолета на дистанции три километра и на скорости за двести?
Я допускаю, что можно нечаянно наступить на оба тормоза, но как нечаянно еще и сохранить при этом прямолинейность движения?

http://aviaforum.ru/threads/obsuzhdenie-aviakatastrofy-jak-42-ra-42434.30915/page-3#post-926590

-то что уперлись в тормоза при взятии штурвала на себя, больше похоже на блондинку в автошколе, чем на экипаж с тысячами часами налета. Не верю в это. Тем более что нажатие на тормоза приведет к курсовым колебанием, так как нажать непроизвольно и координировано маловероятно, не заметить это очень трудно

http://aviaforum.ru/threads/obsuzhdenie-aviakatastrofy-jak-42-ra-42434.30915/page-19#post-933884

-В основном такие действия как нажатие на тормоз встречаются тогда, когда взлетают с сильным боковым ветром. Пилот старается удержать самолет по оси и непроизвольно или сознательно поджимает педаль с подветренной стороны. Таких неосознанных торможений, чтобы не дать самолету взлететь не бывает. Ну разве что пилот в процессе взлета сошел с ума и далее действовал неадекватно

http://aviaforum.ru/threads/obsuzhdenie-aviakatastrofy-jak-42-ra-42434.30915/page-21#post-934564

Относительно последнего сообщения отметим, что боковой ветер в аварийном взлете был слабым - 3 м/с 360 град. (стр. 70) при курсе взлета 233 град. (стр. 13), необходимость применения раздельного торможения отсутствовала.

Как видим претензии состояли не в том что невозможно в принципе тормозить неосознанно (ошибочно), а в том что это может остаться незамеченным на протяжении длительного времени при активном рулении, то есть выдерживания курса на разбеге путем знакопеременного частого воздействия на педали. То есть если часто, на большие хОда, на протяжении значительного промежутка времени двигать педалями вперед-назад, то при этом невозможно неосознанно (не акцентируя специально на этом внимание), то есть совершенно случайно соблюсти одинаковое по силе и соответственно величине перемещения нажатие на тормозные площадки и левой и правой педалей чтобы не было увода с курса. А если так, учитывая что максимальные перемещения тормозных площадок небольшие (на стр. 125 указывается что для реализации давления в тормозах 45 кгс/см2, равного практически половине от максимального значения 100 кгс/см2, ход тормозной педали составляет всего 2 см.), то в процессе длительного разбега должны возникать рывки, дерганья и уводы самолета с курса ввиду разности тормозящих сил на левой и правой тележках шасси, которые летчик просто не может не заметить.

В аварийном взлете за период наличия тормозящей силы длившийся не менее 30 секунд (согласно рис. 40, 42 стр.120-121 с 16 -18 сек по 48 сек) произведено 23 движения педалями на ход в среднем 50 мм за 0,5 - 1 сек на каждый ход, с пиковым значением хода 100 мм на 33-34 сек. (рис.16 стр.84), при этом максимальный ход педали +/- 115 мм. см. РТЭ 142.20.00 стр.10, (здесь и далее это Руководство по технической эксплуатации Як-42). И получается, совершенно случайно, неосознанно, управляющий педалями летчик так двигал ногами вперед -назад что все это время все 23 движения его правая и левая ступни одинаково отклоняли тормозные площадки педалей для выдерживания во-первых, приблизительно одинакового значения суммарной тормозящей силы как указано на графиках МАК согласно рис. 40,42 стр.120-121 где нарисованы 3 горизонтальные площадки значений суммарной тормозящей силы, а во-вторых, чтобы не возникало заметной разницы в тормозящих силах на левой и правой тележках шасси?!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: