Блок IV са­мостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сфор­мированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и са­мостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повество­вательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

Любопытная обезьяна

Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Вопросы:

1. Что охотники используют при ловле обезьян?

2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?

3. Какой кувшин используют при ловле обезьян?

4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки (даны вперемешку):

1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама за­мешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.

2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.

3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.

4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.

5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опроки­нуты, а около кошки на полу два белых котенка.

6.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же).

ОЦЕНКА: 2 балла:

а) рассказ соответствует предложенному сюжету;

б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная ин­формация;

в) тема раскрыта полностью;

г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содер­жания.

1 балл:

а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б) логическая последовательность событий не нарушена;

в) в рассказе присутствует только основная информация (тема рас­крыта частично);

г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании со­держания.

О баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

б) нарушена логическая последовательность событий;

в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка

Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка об­нюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а) пересказ соответствует оригиналу;

б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную инфор­мацию;

в) при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а) пересказ частично соответствует оригиналу;

б) пересказ содержит только основную информацию;

в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а) пересказ не соответствует оригиналу;

б) нарушена смысловая организация текста;

в) значительные трудности в языковом оформлении текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.


Приложение

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет

№ тестовых заданий Параметры оценки   1 блок 2 блок 3 блок Количество баллов
                  СО                           Макс. Реальн.
Знания об окружающем мире X                                                
Состояние лексикона Объем словаря аудирование               X                                  
говорение   X     X   X         X X                    
Системная организация словаря аудирование       X                                      
говорение     X     X         X                        
Грамматическая компетенция Словообразование аудирование               X X   X                            
говорение             X     X   X X                    
Словоизменение аудирование                           X   X              
говорение                             X   X            
Синтаксис аудирование                   X         X X              
говорение             X                   X            
Фонологическая компетенция Фонематика аудирование                           X           X          
говорение                                   X X        
Просодика аудирование                                           X X
говорение                                         X X  
Звуковой анализ и синтез                                   X   X      
Звукопроизношение*                                              
Психологическая база речи Вербальная память   X     X                                        
Словесно-логическое мышление     X X   X         X       X                
Речевое внимание                 X             X     X   X X X
Максимально            
Реально        
ИТОГО Максимально
Реально

*Оценка звукопроизношения в силу своей специфики не может быть отражена в этой таблице. Здесь более уместным представляется использование традиционного для логопедической практики способа анализа этого аспекта речи (см. таблицу 2).

№ тестовых заданий Параметры оценки   1 блок 2 блок 3 блок Количество баллов
                                              Макс. Реальн.
Знания об окружающем мире                                                  
Состояние лексикона Объем словаря аудирование                                                  
говорение                                              
Системная организация словаря аудирование                                              
говорение                                              
Грамматическая компетенция Словообразование аудирование                                                  
говорение                                              
Словоизменение аудирование                                              
говорение                                              
Синтаксис аудирование                                              
говорение                                              
Фонологическая компетенция Фонематика аудирование                                                  
говорение                                              
Просодика аудирование                                              
говорение                                              
Звуковой анализ и синтез                                              
Звукопроизношение                                              
Психологическая база речи Вербальная память                                                  
Словесно-логическое мышление                                              
Речевое внимание                                              
Максимально            
Реально        
ИТОГО Максимально — 387
Реально

  Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата   Таблица 2    
Звуки Произнесение свистящие шипящие сонорные переднеязычные заднеязычные губно-зубные тип нарушения
    С СЬ   зь Ц ш ж ч Щ Л ЛЬ Р РЬ н нь м мь j т ть Д ДЬ к кь г гь X хь в вь ф фь  
Изолированно                                                                  
В словах                                                                  
В спонтанной речи                                                                  
Состояние артикуляционного аппарата
Семиотика нарушений строения артикуляционного аппарата зубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия/прогения; глубокий/открытый/перекрестный прикус); неправильное положение зубов и изменение их формы (адентия, диастема, сверхкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиловидные, бочковидные, клиновидные и др.) и величины (макро- и микродентия); аномалии языка (макро- и микроглоссия); аномалии уздечек верхней/нижней губы и языка; пороки развития челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка неба, деформации челюсти, несмыкание губ и др.)  
Семиотика двигательных нарушений артикуляционного аппарата парезы/параличи: спастический (центральный)/вялый (периферический); двусторонние/односторонние: девиации языка, сглаженность носогубной складки, провисание небной занавески; дистонические расстройства: гиперкинезы, тики; стереотипии, апраксия; сопутствующая симптоматика: повышенная салевация, гиперреклефсия (небный и глоточный рефлекс) и др.  
Семиотика нарушений голосообразования и речевого дыхания афония, дисфония: нарушения высоты (очень низкий или очень высокий (писклявый) голос; силы (очень тихий/излишне громкий голос), тембра (охриплость, "дребезжащий", "скрипучий" голос и др.), повышенная утомляемость голоса, нарушения ритма речевого дыхания и др.)  

Содержание

Глава 1. Речевое развитие ребенка как объект научного

§ 1. К вопросу об истории развития научного интереса

к детской речи............................................................ 9

§ 2. Многоаспектность изучения речеязыкового

феномена ребенка...................................................... 12

§ 3. Речевые ошибки как источник информации о

речемыслительном механизме................................. 32

Глава 2. Технология определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста....................... 41

Тестовые задания

(возраст ребенка от 4 до 5 лет).................................. 44

(возраст ребенка от 5 до 6 лет).................................. 54

(возраст ребенка от 6 до 7 лет).................................. 65

Приложение. Сводные таблицы результатов
обследования речи детей................................................ 78



[1]Появление этой науки было детерминировано осознанием того, что определенный ряд научных направлений очень часто исследует лишь различные качества одного и того же целостного объекта — системы, изучение которой и заключается в установлении связей и иерархии отношений между ее элементами (системный анализ). В отличие от точных дисциплин применение математического инструментария в гуманитарных областях не всегда оказалось возможным и оправданным в силу их феноменологического, описательного характера. Проблемы и задачи, стоящие перед гуманитарными науками, трудно формализуемы, а потому часто нестрого и неточно поставлены. Ключевым понятием системологии является понятие "система", а основными методами — системный анализ и моделирование. Только эти методы удается применить в тех случаях, когда объект исследования недоступен для прямых контактов, непосредственных измерений или такие контакты затруднены или невозможны. Например, очень затруднены прямые контакты и измерения в психике человека в целом и отдельных ее функций: когнитивных, аффективно-волевых, речевых и др. Применение этих методов очень эффективно и в том случае, когда исследуемый объект обладает таким количеством параметров, настолько сложен, что не поддаается без них целостному осмыслению. Применение системного анализа позволяет избежать эффекта, названного учеными "проклятием многомерности". Нормальному человеку в процессе принятия решения более или менее легко удается оперировать пятью—семью (максимум девятью) одновременно меняющимися параметрами (обычно это связывают с объемом кратковременной, оперативной памяти, 7+2 параметра — так называемое магическое число Миллера). Осмыслить же функционирование реальных систем, самые простые из которых порой характеризуются сотнями меняющихся параметров, практически невозможно. Именно для этого существуют специальные приемы, например метод иерархического моделирования, позволяющий преодолеть трудности манипулирования параметрами.

[2]Термины "языковая компетенция", "речевая компетенция" и "коммуникативная компетенция" как ключевые в настоящее время приняты в лингводидактике в категориально-терминологическом аппарате. Языковой, речевой и коммуникативный виды компетенции коррелируются соответственно с понятиями "знания", "навыки", "умения" (Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2007)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: