V. От А до Я

Если эпиграф покажется вам глуп, то вместо Гете подпиши фирмою которого всякая бссХ сойдет. мыслиц,

Кто вопрошает богов о том, что знать посредством меры, веса н и о тому подобных вещах, тог пг? нечестиво., оступасг

А собака лаила На дядю Михаила, А что она лаила - И сама не знала. Частушка

А Алфавитный указатель к двухтомнику С. Острового начинается «А было это...» и еще 10 стихотворений, начинающий с А. (Последнее: «А что такое есть стихотворенье?»») Тютчев стал начинать стихи с Л, а Островой с А, - это буква а берется левой рукой за правое ухо (О. К.).

Абстракционистская литература (советского классицизма): действуют люди, а разговаривают, совершенно как треугольники.

«Авангард 1920-х годов низвергал традицию, авангард 1980-х ей подмигивает» (тезисы И. Бакштейна).

«Авангард авангарда, одержимый всеми неврозами разведчика неверных путей...

Автор «Если "смерть автора", то, вероятно, и Деррида тоже нет?» — «Нет, говорят, Деррида только и есть, это всех остальных нет» (Т. Толстая).

Адресат Цветаева писала: «Говорите о своей комнате, и сколько в пси

окон, и какие цветы на ковре...» («Из двух книг») Какая уверенность, что у каждого пишущего стихи есть комната, и даж ковром. Когда готовили дом-музей Цветаевой, то много оюрили, воспроизводить ли в нем предреволюционную роскошь или пореволюционную нищету, выбрали первое. Я сказал: «Полюби нас беленькими, а черненькими нас всякий полюбит».

Азбука На телеграфе; «А международную в Болгарию тоже латинскими буквами писать?» — «Обязательно».

Азбука Ст. Спендер предлагал ЮНЕСКО начать опыт мирового правительства со снятия таможенных барьеров между странами на одну букву, например, Либерией, Лапландией и Люксембургом (A. Kestler).

<Лит, газета» печатала статью с новой теорией стиха «Слова о пачку Игоревен-строчки соизмеряются по числу одинаковых букв, вот промелькнули вразнобой пять т и вот еще пять т, значит- две строчки. Меня попросили написать предисловие, я написал: «Была детская игра: по клеточкам нарисованы в беспорядке кошки, мышки и лягушки, их нужно пересчитать, но не порознь, a mate первая кошка, первая мышка, вторая кошка, первая лягушка, третья кошка, втораямышки и пи д, кто раньше собьется. Автор новой теории предполагает в читателе -точнее, в слушателе! — «Слова» вот такую фантастическую быстроту и четкость восприятия» и т д. Лишь потом я вспомнил, что Хлебников именно такие закономерности обнаружил — pst factum — в своем «Кузнечике»: 5 К 5 р, 5 л, 5 Узнал ли об этом толкователь «Слова»?

Академик Выбран в академики. «А времени в сутках вам за это не прибавили?» — спросил НН. «Ах, если бы вместе с книгами продавали время для их чтения» — эти слова Шопенгауэра стали девизом немецкого общества библиофилов.

Академический Ю. М. Лотман говорил об улицах в Режице «Конечно, если эта -авангардизм Суворова, то вон та будет Маяковского, а между ними — Жданова». Совсем как у позднего Брюсова.

Аканье Льва Толстого: имена «Каренина» вместо «Кореньина», «Каратаев» вместо «Коротаев». Впрочем, кто-то говорил, будто фамилия Анны — от греч. сагепе, голова, и делал выводы о рационализме и иррационализме.

Аканье Статья А Ржевского «О московском наречии» объясняла аканье любовью русского народа к начальству — как к первой букве.

Алфавит Персидский великий визирь Абул Касем Исмаил (X в.) возил за собой свою 117000-томную библиотеку на 400 верблюдах по алфавиту.

Анамнез в значении «амнезия» пишет доктор филол. наук М. Новикова в «Лит. газете», 17.6.1992.

Аполитизм Маяковского. — у него нет прямых откликов ни на трощопц

на шахтинское дело, его публицистичность условна, кщщ ригал (сказала И. Ю. П.).

Аполлон Воспоминания В. Белкина, художника: «...в "Аполлоне" всс& ли какие-то умытые» (В. Лукницкая).

Архаисты Традиционализм закрытости — это хранение результат и новаторы новаторство открытости — хранение приемов. «Никакая программа не революционна, революционна бывает д<;.; ность», т.е. смена программ (Б. Томашевский). Ср. сснтенщ Волошина- свободы нет, есть освобождение

Архив Евд, Никитиной (РГАЛИ): В. И. Бельков, крестьянский поя, 150 км от Барнаула, был в городе за всю жизнь раз 10, вщ числе один раз в кино. Д. Е. Богданов из Липецка — одноцщ увлекался собиранием фамилий английских лордов инк» газет и журналов, насобирал несколько сотен. М. МЩь Еякин из Волоколамского уезда: «Под наблюдением мот Древа, цветы цвели и вяли». Не помню кто: «Сейчасмнер года, проживу еще лет 20» (из собранных автобиографии

Аршин «Догматическая наука мерит мили завещанным аршнщ) харисматическая наука мерит мили новоизобретенных шинном, вот и вся разница».

Афины Потомкам тираноборцев Гармодия и Аристогитонатамгок полагались почет и льготы. Я вспомнил об этом, усльшше К. К. Платонова, что в ленинградском доме полштаторш распределителе висело объявление: «Будет выдаваться под ло по полкилограмма, цареубийцам по килограмму».

«Афоризмы — это точки, через которые заведомо нельзя провести ню кую линию», — сказал А. В. Михайлов.

Балет Почему в России при всех режимах писать о балетеопасно? Н. написал о Григоровиче: он гений, но сепчаевц» зисе; я бы за такой отзыв ручки целовал, а Григоровичу бует сатисфакции.

Басня «А вот Крылова мы с парохода современности не c6pciwv говорил Бурлюк, по воспоминаниям Тауфера.

Бездарным праведником» называл Толстого Скрябин (восп. Сабанеев)

«Беспокойство мысли — Герцен, беспокойство совести — Огарев, беспон» ство воли — Бакунин» (зап. О. Фрелиха в РГАЛИ).

«Это бессмысленница», — писал на сочинениях Я. Г. Мор, преемник Анненского по директорству в Царском Селе (носп. л. Орлова в РГБ),

Бессознательное Салтыков-Щедрин: «А я в Москве увижу мсье Кормил и цыпа -думала дама (она этого не думала, но я знаю наверное, что думала). — А я в Москве увижу мадам Попандопуло! — думал кавалер (и он тоже не думал, но думал)».

Биография Мандельштам писал: у интеллигента не биография, а список прочитанных книг. А у меня — непрочитанных.

Биография Я пишу не о себе, не о внутреннем своем, которого я не помню или довыдумываю, а о своих словах, поступках, записанных мыслях, смотрю на себя как на объект, подлежащий реконструкции.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно» (А Ахматова у Л. Чуковской). «Это она повторяет Уайльда», — говорит К Душенко.

Блат «Богат мыслит о злате, а убог о блате» (Пословицы Симони).

Ближние и К. Краус: «Кокошка нарисовал меня: знакомые не узнают, а дальние незнакомые узнают».

Бог Художница Ханни Рокко говорила о нем; «Ему бы восьмой день!».

Богоматерь Собеседница уверяла, что сама слышала в дни Дрезденской галереи, как женщина спрашивала сторожиху при «Сикстин-кс»; «Почему ее изображают всегда с мальчиком и никогда с девочкой?» Оказывается, любимый феминистский анекдот -тот, в котором Богоматерь отвечает интервьюеру: «...а нам так хотелось девочку!»

«Поэт — шпион Господень», — прочитала я у Роберпш Браунинга, маленькая, едва понимая язык После оказалось, что там было написано совсем не то.

Что ж:

пусть считается, что это сказала я

Кл. Лемминг

С боку на бок Падение нравов неповинно в гибелях империй, оно не ум-' ножает, а только рокирует пороки. При Фрейде люди на-1 живали неврозы, попрекая себя избытком темперамента, а после Фрейда — недостатком его; общее же число щрьков не изменилось. Вероятно, соотношение предраспахвностей к аскетизму, к разврату, к гомосексуализму и пр. гда постоянно, и только пресс общественной моралиящщ то одни участки общества, то другие Это общество кодворочается с боку на бок. Кажется, Вл. Соловьев писал, успехи психоанализа сводятся к тому, чтобы уменьшитьсяентуру невропатологов и умножить клиентуру венсрающ I

Более-менее «У вас есть дипломаты, более европейские, чем Европа, и» нее русские, чем Россия», — говорил Рейсе, германский подцпри Сан-Стефанском мире (Мещерский). Ср. С Кржижан» ский: «Это более, чем менее? Знаете, это менее боке, til более или менее».

Бородино Битву Александра при Гавгамелах греки предпочитали к%бать «при Арбеле», по более дальнему городу, — потому <цблагозвучнее. Так французы называют Бородино «(мгпюацМосквой». Бородино было орудийным грохотом от paen)до глубокой ночи, артиллерийской дуэлью, а «драгуны с пктрыми значками, уланы с конскими хвостами» высыпана11 атаки, лишь чтобы проверить результат пальбы. И имена: артиллерия — налаженная Аракчеевым — была у русскихекли не сильней французской. Больше всего это былопощна Курскую дугу.

Бремя: русское «бремя белых» перед Востоком и «бремя черных»«род Западом.

Бы «НН хороший ученый?» — «Он мог бы, но ему некогда».

Бы Реконструировать поэта по «я чувствовал бы так» — вар» но, что больного по «я болел бы так». Этому протнвопоюсагиппократова филология.

Бы А что писал бы Пушкин, проживи он на десять лет дом! А что писал бы он, проживи он на двести лет дольше? Волвходинаково неправилен.

Бы Если бы Лермонтов не погиб и решился бы унте ш агшон не удержался бы в столице — по бедности — и жил til деревне, предтечей Фета и Толстого (В. Викерн, в разпжхтТак и Пушкин, идя на дуэль, надеялся поплаттггъся ссылв))деревню. Хотя помещики из них получились бы плохие

Бы Я не раз прикидывал, что было бы с Пушкиным, если в декабре 1825 г. повстанцы победили. Получалось: он nepenAu смуту, и диктатуру Пестеля; первым человеком в русской литературе стал бы Булгарин, Пушкин бы с ним жестоко спорил и погиб бы около 1837 г. возможно, что на дуэли. А. В. Исаченко делал доклад на конгрессе славистов: что было бы, если бы Россию объединила не Москва, а Новгород; получалась очень светлая картина. (Я предпочитал воображать, что Россию объединила бы Литва). Такими упражнениями любил заниматься Топнбн: что было бы, если бы Тимур в своем маркграфстве не поворотил фронт на Персию, а продолжал бы бороться со степью, как ему и было положено? Тогда мы сейчас имели бы на территории СССР государство приблизительно в границах СССР, только со столицей не в Москве, а в Самарканде.

Бы Именно такие рассуждения в стиле Кифы Мокиевнча Г. Успенский обозначал незабвенным словом «перекабыльство». А Ю. М. Лотман — словами многовариантность истории».

Быть может «Данте он мне никогда не читал Быть может потому, что я тогда не знала еще итальянского языка» (А Ахматова, Модильяни»),

Я — король без королевства: Сперва я видел плохих людей хорошими, Потом вовсе не видел хороших людей, А потдмувидвЛу что их намаю — Корделия, Эдгар шут-Но сума я сошел тогда, Когда заглянул за кушая И увидел, как шум снимает колпак И переодевается Корделией. Значит, хороший человек — всего один. Только надевает разные маски. Чтобы мы не теряли надежды.

Кл. Лемминг

Вакуум Рахманинов говорил: «во мне 85% музыканта и 15% человека»; я бы мог сказать, что во мне 85% ученого... но сейчас этот процент ученого быстро сокращается, а процент человека не нарастает, получается в промежутке вакуум, от которого тяжело.

Вашингтон на долларе потому так мрачен, что во время позирования он разнашивал зубной протез.

Век живи Из притчи: душа все время учит человека, но не повторяет ни одного урока. Ср. История.

ПИСЬМО ИЗ ВЕНЫ: Дорогая Я/О, jn<

я уже привык Вам писать о каждом встречном городе что-то вроде его перевод на знакомый нам язык: помню, как я писал Вам «возьмите Марбург, перемет»то-то и то-то и получите Венецию». Так и о Вене мне хочется сказать: возьми те ленинградские проспекты, наломайте их на куски покороче, расположитщ чтобы каждый перекресток старался называться «Пятьуглов; потом набросьте на эту паутину московское бульварное кольцо (только пошире) под заглавии Ринг "Вы получите Вену. Все дома осанистые, все с окнами в каменных шит» ках, каждый пятый с лепными мордами, каждый десятый с валькирией в mm Такой же и университет, но как войдешь — родные узкие коридоры, облупят» двери и неприкаянные студенты.

Вена изо всех сил притворяется городом наших бабушек: на новенькой кондитерской написано «с 1776 г», на ювелирном магазине (готикой) «бывший пост ищк двора его кралецесарского величества». УАверинцева в университетской щ-бинете между фотографиями усатого Миклошича и бородатого Трубецкого -огромный Франц-Иосиф в золотой раме. Сама Вена ездит на трамваях, а тури-тов возит на извозчиках, и извозчиков этих (лошади парою, а возницы в шпаках) на улицах не меньше, чем трамваев. В публичных местах густо стоят памятники — тоже в стиле картинок из тех книжек в красных переплетах с ш тым обрезом, которые дарили нашим бабушкам за прилежание в четвертом классе. Но не все: с ними, названия не имеющими, чередуются иные, называющих барокко. В книгах написано, что подлинным зачинщиком барокко был МикемЖ жело, но это неправда. Микеланджело говорил, что статуя должна быть тщ чтобы скатить ее с горы — и у нее ничего не отломится, А эти статуи mm что и на площади, кажется, вот-вот развалятся — столько из них торчит ж них конечностей И все вздутые и вскрученные, как будто их сложили из воздушных шаров разного размера и облепили камнем. Поглядев на здешнюю Maput-It-резию (в окружении разных аллегорий), чувствуешь, что наша Екатерина Ще Александрийским театром — чудо монументального вкуса На гравюрах мы ц, выкпи к таким размашистым жестам, коку Терезии и аллегорий; но когда ошш чугуна, то я пугаюсыДворцы по бульварному кольцу тоже поважнее Зимнего: та на крыше стоят черные латники, а тут скачут золоченые всадники, а моим лесницы, и тоже все в чем-то развевающемся I

И вот среди этого царства бабушек разных эпох стоит собор святого Cm-фана, ради которого, собственно, я только и выполз из своего жилья. Мне его cm ло очень жалко. Он высокий, старый, изможденный, и ему очень тесно. Пощ большой — об этом в незапамятном детстве, когда меня безуспешно учили ш-мецкому языку, я читал легенду, что его строитель ради этого продал душу fa-волу, но чем это кончилось, я не помню. Почему худой — потому что это поздчя готика, когда все башни похожи на рыбьи кости с торчащими позвонкащапе-пружныеребра по бокам судорожно поджаты. Почему изможденный — /полном вечном ремонте, то ли порода у него такая, но серые стены цвета вековой пяш у него в больших светлых проплешинах, как на облезающей собаке. Почему ж-но — потому что его вплотную обступили, высотою ему по колено, доброты домики XIX века, такие уютные, что ясно, 'никто никогда их не снесет, чтт Стефана можно было хоть увидеть по-человечески. Видно, что за шестыжм» он оттрудился вконец и хочет только в могилу, а ему говорят ты памятник архитектуры, тебе рано. Вы человек — бывавший в Европе, и на эти мои чувства могли бы сказать вразумляюще: «это везде так», и я бы утешился. Но вас поблизости не была

Тогда я единственный раз выбрался дальше моего обычного маршрута от жилья до университета, и это было тяжело: я не мог ничего видеть, не стараясь в уме пересказать это словами, и голова работала до перегрева, как будто из зрительной пряжи сучила словесную нитку. Мне предлагали поводить меня по Вене, но я жалобно отвечал: «Я слишком дискурсивный человек». На обратном же пути от Стефана стоял дом серым кубом образца 1930 г. на квадратном фасаде -цветные гнутые нимфы образца 1910 г. а между ними надпись: здесь жил Бетховен, годы такие-то, опусы такие-то.

Ежедневный же мой путь до университета — 20 минут, из них 15 минут вдоль каменного барака в два этажа, где был монастырь (на воротах — MDCXCVII), потом госпиталь (за воротами скульптура белого врача в зеленом садике), а теперь его передалбливают под новый корггусуниверситета. Это по одной стороне улицы, а по другой — пиццерия, фризюрня, турбюро до Австралии й Туниса, кин-двр-бутик, музыкальные инструменты с электрогитарами в витрине, ковры, городской суд, японский ресторан, книжный магазин (в витрине «Наш бэби» и «Турецкая кухня»), церковь с луковичными куполами под названием «У белых испанцев», где отпевали Бетховена, автомобильные детали, еще ковры, Макдональдс, антиквария с золотыми канделябрами и бахаистский информцентр (это, насколько я знаю, такая современная синтетическая религия, вроде эсперанто). Сократ в таких случаях говорил «Какмного на свете вещей, которые нам не нужны!», а у меня скорее получается: «Какмного вещей, которым я не нужен». В конце же пути, напротив университета, перед еще одной двухкостлявой готической церковью, зеленый сквер имени Зигмунда Фрейда и среди него серый камень, буквы пси и альфа, и надпись: «Голос разума негромок».

Мы с Вами плохо ориентируемся на местности, мне здесь рассказали страшную историю о том, как это опасно. Когда Гитлер был безработным малярным учеником, ему повезло добыть рекомендательное письмо к главному художнику Венского театра (дом в квартал, весь вспученный крылатыми всадниками и трубящими ангелами), но он заблудился в коридорах этой громады, попал не туда, его выставили, и вместо работы по специальности ему пришлось делать мировую историю.

Я всю жизнь сомневался, что такая вещь, как австрийская литература, существует в большей степени, чем саксонская или гессенская литература; но мне объяснили: да, особенно теперь, после немецкой оккупации. Это все равно как Польша почувствовала себя инопородной России только после ста лет русской власти. Говорят, даже обсуждали в правительстве, не снести ли совместный памятник австрийским и немецким солдатам, павшим вмировую войну, как недостаточно патриотичный; но решили не сносить, а только прикрыть большим-пребольшим колпаком. Я пришел в восторг и, увидев на дальнем краю Фрейд-сквера странный бурый конус в цветных разводах, подумал, может быть, это тоже колпак на чем-нибудь. Но мне сказали: к сожалению, нет, это памятник в честь мировой экологии.

В той австрийской литературе, которую я считал несуществующей, был такой лютый сатирик-экспрессионист Карл Краус, тридцать лет служивший для Германии Свифтом и Щедриным вместе взятыми; это он сказал: «Го<щ прости им, ибо они ведают, что творят». В магазине, где я купил полезнующ справочникмотавов.мировой литературы, ее упаковали в сумку, на которойщ.ным по черному было написана- «Если колеблешься между двумя путями — я& рай правильный. Карл Краус». Позвольте же этими ободряющими нас аощ закончить мое затянувшееся письмо.

Вера «У нас даже вместо опиума для народа — суррогат».

Вера «В Бога верите?» — «Верю... Ну, не так, конечно, верю — На> торые верят, ну прям, взахлеб» (М. Ардов, «Октябрь», Щ №3).

Вера «Иные думают, что кардинал Мазарин умер, другие, что та а я ни тому, ни другому не верю» (Вяземский).

Вера «Я служила в ГАИЗе, но была агностиком: это не мешало а» сти. Я считала, что верить в бога и быть уверенным в erq-шествовании — безнравственно, потому что корыстно»(в писем Н. Вс. Завадской).

Вергилий — поэт, который мог бы сказать «отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет». Внимание к Марцсллу, Пилату и другим молодым было для него тем же, чем д/u Маковского «Комсомольская правда».

Верлибр «. Главное — иметь нахальство знать, что это стихи».

Проза, Докажи, что ты верлибр!

Я. Сатуновский

Верлибр Олдингтон говорил: если бы Мильтон писал верлибром, о бы писал лучше

Верлибр Я писал статью о строении русской элегии, перечитывала» гаи Пушкина и на середине страницы терял смысл наш так все было гладко и привычно. Чтобы не перечитывать к многу раз, я стал про себя пересказывать читаемое верш? ром, и оно стало запоминаться.

Вечно На цветаевской конференции вспомнилось, как Тинлковосредел ил: Гиппиус — это вечно-женственное, Ахматова — вечно-женское, Л. Столица — вечно-бабье... (А о ком еще бю: сказано: вечно-бабье? О России. Так сказал Бердяев, имен» ду дух восприимчивости и пр.). Но на этой конференции! вспоминал вечно-бабье всем и нулю и безотносителыюкРос-сии. «Как прошла конференция?» — спросил Флсйшман. № уровне примерно Харькова». — «Тогда хорошо».

Вечность На юбилее НН произнесли посточное пожелание: «Вели хочешь быть счастливым час — закури; если день — напейся; если месяц — женись; если год — запели любовницу, если всю жизнь -будь здоров!» В. С добавил: если всю вечность — умри.<

И вечность — бабушка души Д. Суражеесхий

Вечные Они напоминают тс вечные иголки для примуса, о которых ценности Ильф писал: «Мне не нужна вечная игла для примуса. Я не собираюсь жить вечно!»

Вечные образы, этот паноптикум Тюссо в литературе», -выражался Брехт.

Вечные это как у нас возрождают семью и одновременно Христа, ска-ценности; завшего «не мир, — но меч» (Мф. 10. 34-36), — а кто помнит, по какому поводу? См. I, Павлик Морозов

Вещь В. Адмони: «Анненский — поэт вещи? не сказать ли: меблировщик (декоратор) души?»

Вещь Ф. Сологуб на юбилее говорил: «В старости привыкаешь относиться к себе как к вещи, которая нужна другим. Как к вещи, которую рвут из рук в руки и все никак не доломают. Я готов быть и молотком, и микроскопом, но не попеременно».

Пусть я не микроскоп, а штопор, все равно не стоит мною гвозди забивать! Маршак говорил. — если человека расстреливают, грусть это делает тот, кто умеет владеть винтовкой.

Виноград, см. III, Демократия.

В лицо. А. приснилось: приходит покойная свекровь, удивляется, что из ее комнаты вынесены веши, спрашивает свои документы, и неудобно ей объяснять, чпю она уже мертвая То же снилось ей и после смерти ее матери. И вправду, многим живым в лицо тоже трудно сказать, что они уже мертвые. Мне до сих пор не говорят.

Внушение Р. Штсйнера обвиняли, что перед Марной он встретился с Мольтке-мл. и нечаянно возбудил в нем стратегическую бездарность (J. Webb).

Воздаяние «Зрелище полей, обещающих в перспективе разве что загробное воздаяние» (Щедрин). «То-то у нас сейчас и происходит религиозное возрождение!» — отозвался И. О.

Возмущающая роль исследователя в филологии — это и называется вкус.

Волга «Иван Сергеевич, да вы ведь и Волги не видали!» — говорил Тургеневу Пыпин. Блок в России видел кроме Петербурга, Москвы и Шахматова только Киев в 1907 г. и Пи пек в войну.

Волнительный Это слово К. Фединс огорчением нашел уже в статьяхЛ% Толстого.

Воскресность Юн человек добрый, только никаких воскресностей не дает.

Воспитание должно говорить «смотри туда-то», а не «видь то-то». Тщ которая вперена в одно и шелестит друг другу о разном,

Воспитание Семья заботится, чтобы человек отвечал требованиям об» ства, какие были 20 лет назад; улица — требованиям сегашс: — ним; школа должна готовить к требованиям, какие будут через 20 лет. Сейчас хуже всего делает свое дело школа

«Воспоминания — фонари из прошлого, проясняющие пройденный путы бросающие свет на будущий». Светли? Ведь перед ногами нищего — собственная тень от света прошлого. За каждым хорошим воспоминанием тянется длинная тень его дурных последствий.

Воспоминания Было четверостишие Арго (о рапповских временах): «Поднв из-под архивной пыли / Сей пожелтелый старый бред /Не говори с тоскою: были, / Но с благодарностью; нет». Аояех можно с уверенностью сказать «нет»?

Воспоминания подавляют атомарностью. Раздражает случайность, с копщ они напластовывались во мне. Не нанизаны на ось, а свешены в корзинку каЩ то историческая память — не организм, а папка с материалами на случай. Щ зинка — несмотря на то, что я помню последовательность напластовании впечатлений каждого возраста Может быть, fie корзинка, а шкаф с пошил отделениями, и поэтому ощущающий пустоту в таких-то и таких-то и спадающий от нее (тоска по полноте, по энциклопедии, по Исидору Севилъскому)и от того, что не те материалы попали не на те полки

Враг Черногорская сентенция: героизм — это защитить себя отк> га, а человечность — это защитить врага от себя.

Время В Праге есть часы на синагоге, которые ходят по-свреАси против часовой стрелки. НН похож на часы, у которых» нутная стрелка исправно кружится, а часовая стоит на меск

Время Приснилась ведомость со счетом трат времени, под загда ем «Цайткурант».

Время «Днесь приходит время злое, время злое, остальное. Пост будет время злее, время злее, остальнее». Духовный спи, который любит С. Е. Никитина.

Время В деревне, где летом живет О. С, восстанавливают церкви Ош спрашивала стариков: а когда ломали, то как по приказу», мобилизации? «Нет, сами». — «А почему?» — «Такое время было». Это напоминает апокрифический разговор: «Дедушка, а Христос был еврей?» — «Еврей, детка, еврей. Тогда все были евреями: такое время было». (Ср. в «Сумасшедшем корабле» про А Волынского: «Он еврей, но, как апостолы, русский».)

И еще напоминает мою любимую оомалшюсую сказку из статьи Жолковского. Был новый год, племя послало жреца гадать в лес, навстречу выползла змея и сказала: «Будет засуха, запасайте еду». Запасли, выжили; жрец пошел с подарками благодарить змею, ноу самой норы раздумал и повернул прочь. На второй год змея сказала: «Будет война, собирайтесь с силами». Собрались, победили; жрец пошел благодарить змею, но когда она выползла из норы, то передумал и хотел ее растоптать, но змея скрылась. На третий год змея сказала: «Будет большой урожай, готовьтесь к сбору». Приготовились, собрали, жрец пошел с тройными подарками благодарить и просить прощения. Но змея сказала: «Прошлое — не вина, а щедрость — не заслуга Было бесхлебье — и ты пожалел мне корма. Была война — и ты хотел меня убить. Теперь всего много — и ты несешь мне подарки. Каково время -таковы и мы».

Время Вывеска: «Столовая закрывается за 15 минут до закрытия».

«В среднем 70% от этого умирают», — сказали Якобсону перед последней операцией; он ответил: «Я ни в чем никогда не был средним» (от Поморской, через Ронена).

Главк Сминфиад отличался скромностью во хмелю Однажды, когда на исходе симпосия Херсип. взявши его за грудь, начал, по обыкновению своему, вопрошать: «Аты кто такой?», то Главк, побледнев, но нимало не смутившись, ответствовал; «Я — вымышленное лицо».

Апокриф

Вымышленное Доска на главной улице в Варшаве«В этом доме в 18»«гг. жил лицо пан Вокульский, вымышленное лицо, бывший повстанец, бывший ссыльный, затем варшавский житель и коммерсант, род в 1832 г.»

Высокомерие «Моя нездоровая скромность, доходящая до мании ничтожества» (дневн. Е. Шварца). «Смотреть на всех снизу вверх — это очень большое высокомерие», — сказал мне А Я. Гуревич.

Высокомерие Н. не любит людей, но уважает, никогда не смотрит сверху вниз. «А я наоборот», — сказала Т. С. Высокомерие от нравственного ригоризма За это ее и не любят. У нее крепкие научные зубы и узкое научное горло: она выкусывает интересные куски, а переваривать их приходится за нее.

Газета «В Карелии, чтобы отвлечь домового от лошадей, вешают в конюшне на стену газету вверх ногами.

Галлицизмы: делать знаки, бросился исполнить приказание, НИ нахощ. ся с вами («Талатея», 1839, № 11, с 215).

Гений П. Валери: «Талант без гения — малость, гений без таланте-ничто».

Я не гений, но гениален», — говорил В. Чекрыгин Харджиеву). Ср. «Почему я не интеллигент — почему я нсин теллигентен».

Гермоген, патриарх, был не сладкогласив, не быстрораспрозрителен в зело слуховерствователен» (цит. по Платонову тот же Адгнов, этот Щедрин русской эмиграции, за отсутствием спрее ушедший в беллетристику, где те же мысли декорирована выдуманными персонажами, такими маленькими, что дав незаметно, что они картонные).

Герострат Вообразите: Эфесский храм сгорел только по недосмотру пожарной службы, и, чтобы это скрыть, сочиняют версию о пожоге (с запретом называть имя поджигателя). Такой версия обеспечен успех.

Гетто «Культурное гетто наших семинаров», — сказал Г» Г, вело»

ная отделение структурной и прикладной лингвистики в МП «ОСИПЛ и классическое отделение были братья позеощ» ческому садомазохизму», — ответила Н. Бр.

Гибридизация От скрещения Брюсова и Бальмонта явился Гумилев, от Брк-литературная сова и Блока — Пяст, от Брюсова и Белого — Ходасевич, я Брюсова и Иванова — Волошин. («И все они, по Фрейду, нов-видели отца», — сказала Н.) И у него еще осталось сил на о» роста лет произвести от Северянина — Шенгели, аотПзстср нака — Антокольского. От скрещения Бальмонта и Солоте явился Рукавишников, а от скрещения Б. Окуджавы н КШ нецова — Высоцкий.

Гибридизация К П. сказал: «Платонов скрестил Белого с Горьким». И щ литературная чил Зощенко, освобожденного от комизма. Каким же для это го нужно быть мичуринцем.'

Гибридизация X. Баран сказал: Хопкинс — это вроде Донна, заговорила! литературная стихом Маяковского. (И языком «Светомира-царсвича».) Ошг определял Есенина: смесь Кольцова и Верлена, а Иванове зумник говорил, что Розанов — это Акакий Акакиевич пополам с Великим инквизитором. Да и Монтень — это ведь те скрещение Авла Геллия с письмами Цицерона.

Гибридизация «В честь 70-летия товарища Сталина советские еслевдю» внелшерагурная ры — Мичуринцы приняли обязательство вывести новую породу сеявсжохозяйственного животного — мускопотама. Самое трудное было уговорить гиппопотама. Муха была готова на все» (из писем В. П. Зубова Ф. А. Петровскому, по памяти).

Гид Набоков был нецерковен: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники».

Гиперболизация В переводе «Гоголя» Набокова следовало бы гоголевские ци-ггриема таты сохранить на английском языке, потому что ради них и написана вся книга. А Эфрос переводил Сандрара. «сторож, обутый в valcnki"»

Гирше, да нише Накануне Октября и Пажеский корпус, и г-н Путилов (в разговоре с французским атташе) высказывались за большевиков (Геллер и Некрич).

Главное слово Внучка проходила мимо курятника, взяла и закудахтала — просто так, от нечего делать. Куры переполошились, высыпали на улицу и с криком бросились к ней. Видимо, она сказала им что-то очень важное, а что — сама не знает.

Главные вещи Трех главных вещей у меня нет: доброты, вкуса и чувства юмора Вкус я старался заменить знанием, чувство юмора — точностью выражений, а доброту нечем.

Годовщины Гумилев говорил Шилейке, что умрет в 53 года (В. Лукн.,138).

Это был бы 1939 г. Шенгели в 1925-м среди лекции почувствовал себя в тяжелом трансе, будто его ведут на расстрел, но выдержал и дочитал до конца. В перерыве к нему подошел Б. Зубакин: «Дайте вашу ладонь». Посмотрел: «Ничего, вы проживете еще 12 лет». Это был бы 1937 г. (письма Шенгели к Ш капской).

Головотяпство родило революцию: Февраль начался бунтами из-за бесхлебья в очередях, а после Февраля оказалось, что хлеб в столице был. Солдаты хотели мира, потому что не было снарядов, между тем оборонная промышленность работала на зависть союзникам, и только продукцию ее никак не могли довезти до фронта. А накопилось ее столько, что хватило на три года гражданской войны (Геллер и Некрич).

Гоп-компания, этимология: «Туземный банкир, русский мужичок Богатков, принадлежащий генералу К, — это Топ и компания" здешнего края («Библ-ка для чтения», 1839).

Горох Приятно быть стенкой, об которую бросают горох: может быть, после этого из него сварится суп (ср. Диалог). Вдохновение — это, наверно, когда, как в стенку, бросаешь свой горох в Господа Бога, а горох летит обратно в твой котелок

Грехи Христианин перед смертью должен вспомнить свои грсц чтобы покаяться в них, а буддисты напоминают умирающему о том хорошем, что он сделал. Китайская пословица % да ты один, думай о своих грехах, когда с другими — заоввд чужие грехи».

Двухэтажный По словам Б. Бухшта6а., Л Олейников говорил, что Марцщ.

поэт для взрослых, которые думают, что он поэт дм дед

Декрет «Прошу декретного отпуска по научной беременности-,

Дело Ривароль сказал собеседнику: «У вас то преимущество, что «ничего еще не сделали, но не нужно этим преимуществ

злоупотреблять». Ср. концовки сентенций Бисмарка нНг Соловьева.

Дело «Теперь, когда все погибло, поговорим о деле» (Горький-Зубакину, «Минувшее», № 20, с. 263).

Деньги «Бели бы государь дал нам клейменые щепки и велел ходки деревянные им вместо рублей, нашедши способ предохранить их от

шивых монет деревянных, то мы взяли бы и щепки» (Карамзин против Сперанского. Ср. Посошков: «В деньгах не вех-ткет силу, а царское имя»).

Сон сына. Блестящий полководец, вроде великого моурави, отделяет от стйя ш одевает ее в великолепные латы и посылает на врага, чтобы бьппъ сразу в fa местах Они побеждают,' тень возвращается в столицу первой и коронугш» герой не боится Он приходит во дворец и говорит: «Тень, знай свое место!» Гм выскальзывает из лат, подползает к его ногам и прирастает; а латы остакт стоять, поднимают железную руку и приказывают: «Отрубить ему гащ1»

Decline and fall Так называлась книга, которую читали «Нашему общему до-f the russian гу» Диккенса, по его твердому мнению. Почему-то гоюри empire «погибла Россия!» и представляют себе по крайней мереРим-скую империю. А вы представьте Австро-Венгерскую тоя ведь стояла тысячу лет. И ничего, бравый Швейк довоюй Вена по-прежнему стоит на Дунае. Правда, когда я скиаш О. Малевичу, он ответил: «А вы знаете, что чехи и сейчас с № жалением вспоминают об австро-венгерских временах?»

Деспот «Поэты — деспоты мысли», — говорил Элий Аристид предке» хищая Бахтина (где говорил — не выписано).

Деструктивизм живет в благоустроенном доме, где ему приятно передние мебель то так, то сяк (А не в хаосе сопротивляющегося mhj») Культ романтического безобразия на комфортном пожф ставшей тебя цивилизации; озорник, шумящий я телефоне! без того трудного человеческого общения. Абсолютная свобода окупается абсолютной некоммуникабельностью

Детектив (разговор с сыном): не вернее ли задаться вопросом, почему неубитые не убиты.

De trp — «всего слишком много», экзистенциалистские термин, до которого я додумался (доошущался?) самостоятельно в двадцать с немногим лет. Само это ощущение могло накопиться, в школьные годы от многопредметной программы и сказаться только потом. Были навязчивые сны, как я иду в школу, не выучив урок, как за мной гонится травля-погоня, смыкаясь кольцом, как, уже загнанный, я сижу под кустом, ожидая-, за сколько бед будет один ответ, В. Меркурьева спрашивала Вяч. Иванова, есть ли в ее стихах что-нибудь кроме чувства бессмертного английского школьника; мир велик, а я мал. Кто был тот бессмертный английский школьник? Позже я нашел этому страшному чувству веселую иллюстрацию

Лгшй, о повелитель правоверных, что выехал я в каком-то году из своего, города (а это был Багдад) и имел при себе небольшое мешок Мы прибыли в некоторый город, и, пока я там продавал и покупал, вдруг один негодяй из курдов набросился на меня, отнял мешок и сказал «Это мой мешок, и все, что в нем, -этомое!» И пошли мы к кади, и кади сказал моему злодею курду; «Ясли ты говоришь, что это твой мешок, то расскажи нам, что в нем есть», И курд ответил:

В этом мешке две серебряные иглы и платок для рук, и еще два позолоченных горшка и два подсвечника, два ковра, два кувшина, поднос два таза, котел, две кружки, поварешка, две торбы, кошка» две собаки, миска, два мешка, кафтан, две шубы, корова, два теленка, коза, два ягненка, овца, два зеленых шатра, верблюд, две верблюдицы, буйволица, пара быков, львица, пара львов, медведица, пара лисиц, скамеечка, два ложа, дворец, две беседки, сводчатый переход, два зала, кухня и толпа кухонных мужиков, которые засвид&пепьащют, что этот мешок — мой мешок!»

«Эй, а ты что скажешь?» — спросил кади. А я был ошеломлен речами курда и сказал «Уменя в этом мешке только разрушенный домик, и другой, без дверей, и собачья конура, и детская школа, и палатки, и веревки, и город Басра, и Багдад, и горн кузнеца, и сеть рыбака, и дворец Швддада, сына Ада, и девушки, и юноши, и тысяча сводников, которые засвидетельствуют, что этот мешок — мой мешок/»

И тогда курд зарыдал и воскликнул: «О кади, этот мешок мне известен, и в нем находятся укрепления и крепости, журавли и львы, и люди, играющие в шахматы, и кобыла, и два жеребенка, и жеребец, и два коня, и город, идведе/ювни, и девка, и два распутника, и всадник, и два висельника, и слепой, и двое зрячих, и хромой, и двое расслабленных, и поп с двумя дьяконами, и патриарх с двумя монахами, и судья с двумя свидетелями, которые скажут, что этот мешок — мой мешок/»

И я исполнился гнева и сказал: «Нет, в этом мешке — кольчуги и клинки, и кладовые с оружием, и тысяча бодливых баранов, и пастбище для них, и тысяча лающих псов, и сады, и виноградники, и цветы, и благовония, и смоквы, и яблоки, и кувшины, и кубки, и картины, и статуи, и прекрасные невесты, и свадьбы, и суета, и крик, и дружные братья, и верные товарищи, и клетки для орлов, и сосуды дм ад.тья, и тамбурины, и свирели, и знамена, и флаги, и дети, и девицы, и невольницу, певицы, и пять абиссинок, и три индуски, и двадцать румиек, и пятьдесят тр. нанок, и семьдесят персиянок, и восемьдесят курдок, и девяносто грузинок, и Тщи Евфрат, и огниво, и кремень, и Ирем Многостолпный, и кусок дерева, и гвоздки черный раб с флейтою, и ристалища, и стойла, и мечети, и бани, и каменщик, и столяр, и начальник, и подчиненный, и города, и области, и сто тысяч динаров, и двадцать сундуков с тканями, и пятьдесят кладовых для припасов, и Газа, и Авалон, и земля отДамиетты до Асуана, и дворец Хосроя Ануширвана, и Балх, и Исфахан, и исподнее платье, и кусок полотна, и тысяча острых бритв, которые обреют бороду кади, если онрешится постановить, будто этот мешок — немей1» И когда кади услышал мои слова, его ум смутился, и он воскликнул «Я вщ что вы оба негодные люди и не боитесь порицаемого, ибо не описывали опиат-ющне и не говорили говорящие и не слышали слышащие ничего удивительнее mm что вы сказали/ Клянусь Аллахом, от Китая до дерева Умм Гайлан и от страт Ирам до земли Судан, и от долины Наман до земли Хорасан не уместить тот, что вами названо/Разве этот мешок -море, у которого нет дна, или Судный день когда соберутся все чистые и нечистые?»

И потом кади велел открыть мешок, и я открыл его, и вдруг оказывается ч нем хлеб, и лимон, и сыр, и маслины/ И я бросил наземь мешок перед курдом иут> И когда халиф услышал от Али-персиянина этот рассказ, он опрокинулся навзничь от смеха» и т.д. («1001 ночь»).

Диалект Брат фольклориста Чистова пошел по партийной линии, иу братьев раздвоились диалекты: партийный заговорил на фрикативное h.

Диалог «Книга тем и нужна, что позволяет пишущему выговорила ни перед кем, а читающему вообразить, что это направленный разговор именно с ним». (Так и представляешь на месл пишущего — Деррида с его «самого-себя-слушанием», а нанес-те читающего — Бахтина: встречу Двух эгоцентризмов)

Диалог («Что такое диалог? — «допрос» и т. д.). Дочь с ее психологическим образованием сказала: это мужчины обижаются» диалог, как на допрос, а женщины, наоборот, обижаются нуклонение от диалога, как на невнимание — доказано стати-1 стически. Может быть, бахтинскос отношение к литератор-1 ному герою не как к сочиненному, а «как к живому человеку, тоже характернее для женщин, чем для мужчин?

Диалог В каждом разговоре двоих участвуют шесть собеседники;каждый как он есть (известный только богу), каким он каш-1 ся себе и каким он кажется собеседнику; и все — несхожие. До Бахтина («каждый диалог двух собеседников — это диалоги внутренних диалогов самих с собой» и т. д.) об этом натки Амброз Бирс

Диалог Гельмгольца призывали периодически к двум дворам, Вильгельмслушал и не понимал, Вильгельм 11 говорил, и Гсльм-гольц не понимал (Алданов).

Диккенс Зощенко писал языком гоголевского почтмейстера, а Джойс языком мистера Джингля.

Дипломатия Романтический художник, общающийся с небом через голову мещанского мира, — это тоже дипломатии дружбы не с соседом, а через соседа

Длина Клюев учил Есенина: лучший размер лирического стихотворения — 24 строки (Эрлих). А Брюсов говорил Понтеру, что 16,

Добро «Вы, В. В., генератор доброго, а я — поглотитель недоброго».

И работу окончив овличтгльно-тяжкую, После с людьми по душам бесед, Сам себе напоминаю бумажку я, Брошенную в клозет.

А Шоршеиатч

Доброта у. Зощенко утешал Маршака, что в хороших условиях люди хороши, в плохих плохи» и ужасных ужасны (носп. В. Шварца). Об этом и моя любимая сомалийская сказка (см. Время). Вообще-то это мысль из стихов Симонида, цитированных Платоном. Брехт: «Не говорите, что человек добр, сделайте так, чтобы ему было выгодно быть добрым». Я дважды цитировал это при Т. М., один раз она восхитилась, другой ужаснулась. Собственно, рационализм марксизма и сводился к этой брех-товской формуле, но романтизм марксизма заставлял верить, что будет чудо и недобрые все-таки переродятся в добрых.

Довод Черчилль помечал в речах «довод слаб, повысить голос». Некоторым приходится держать голос повышенным от начала до конца

Долг «Ты что ж, говорю, волк, неужели съесть меня захотел? А волк молчит, разинув пасть. Не ешь, серый, я тебе пригожусь. А сам думаю, на что я пригожусь? И пока я так раздумывал, волк меня съел. С приятным сознанием исполненного долга я проснулся» (Ремизов. Мартын Задска).

Дом Цветаевой в Москве. «Ваш дом снесут: рядом будет американское посольство». Ждут. «Сделают капремонт: рядом будет английское посольство». Ждут. «Отремонтируют фасад: рядом будет индийское посольство». Ждут. «Ничего не сделают: рядом 'будет монгольское посольство». И стоит, из окна видно.

Домовой «"А теперь тут молодежное общежитие, и такое стоит, чюдомовые глохнут»,

Доразуметь и выкипеть нужное предлагал Кот Бубера у С Боброва.

Достопримечательность В санатории «Узкое» показывают бильярд, на котором три-1 тельностн чуть ли не с Луначарским — Маяковский и возле которого ш трех сдвинутых кожаных сидениях умер Вл. Соловьев А в со седней церкви, отремонтированной лишь за счет шалсиц Трубецких, будто бы до сих пор гниет не разобранная библиотека Гитлера. В связи с этим кто-то рассказывал, что га-рижская Тургеневская библиотека, аккуратно перевсэсшш немцами в Киев, попала в Лениику и около 1972 г. се рассортировали: не-дублеты в фонд, а дублеты под нож Почс.чуде» другие библиотеки? — Потому что не было в уставе пунктао передаче книг из ВБИЛ в другие библиотеки. Кстати, тан к. в Леннике, есть фонд Germanica, за который Германия готова заплатить валютой, но его не продают: книги в таком непоправимом состоянии, что стыдно показать.

Мне снилась московская Театральная площадь и на ней мемориальный сшшбт-ликам полякам: Мицкевич, Лелсвапи, а третий почему-то был Булгарин, и шзт месте все говорили т др.».

Дядя УИН., филолога-классика, — стареющий пес Шлим.ш «Сперва он был мне вроде сына, потом вроде брата, а потом всю чтобы вроде отца, но, скажем, ироде дяди». Я попомнил щуп; Ф. А Петровского, Институтка спросила: чем отличаются си и вол? «Теленочка знаешь? Ну так нот, бык — это отец теленочка, а вол — его дядя» (сказано было на заседании состоя, но по какому поводу?).

Евгеника 4 это наш нравственный долг перед домашними животным

Евхаристия Читатель приобщается автору, как при евхаристии -Щ поглотив его частицу. Но при евхаристии причастник общ-но никогда не воображает, будто съел нсего бога, а притопни — к сожалению, почти всегда.

Египет Блок не мог есть при чужих, как геродотоны египтяне (т Павлович). И был коротконог, как патагонцы: сидя код выше, чем стоя (восп, Н, Чуковского). То же самое вешав Н. Альтман о Ленине.

Египетские в. Рогов дописывал 15 стихотворений Брюсова, как тог» ночи «Египетские ночи», а Жанна Матвеевна авторизовала.

Единосущие Богослов и проповедник Галятовский объяснял един ость двух единств Христа: может ведь человек быть одновременно и философом, и ритором! У зулусов быть одновременно человеком и пауком так же естественно, как у нас быть семьянином, гражданином, блондином, химиком, спортсменом и мерзавцем. Это тоже Личность как точка пересечения.

Ефа — мера емкости, вмещающая 432 яйца. «И там сидела одна женщина посреди ефы» (Зах. 5.7).

Еще Постоянно прибавляйте "уже" и "еще"» (Брехт). «Жадность к печали у Чеботаревской стала патологической» (Н. Оцуп).

Жена Не позадачило с женой жить, не стал ее скорбит, взял да и ушел от нее» (РГАЛИ, записи В. В. Переплетчикова).

Женитьба «Жениться оттого, что любишь, — это все равно, что счесть себя полководцем оттого, что любишь Отечество». Ср. Ф. Сологуб: «Полководцами становятся тс, кто с детства любят играть в солдатики и разбираться в выпушках и петлицах, а не просто те, кто любят Отечество» (Л. Борисов).

Женитьба «Для нитей люди женятся, для мяса замуж ходят» (Пословицы Симони).

Женщина Несчастен фетишист, который тоскует по туфельке, а получаст целую женщину» (Карл Крахе).

Я любит тебя, гад, Двенадцать месяцев подряд, А ты меня — полмесяца И то решил повеситься.

Женщина «Огненная женщина за 2500 лет до нашего времени» («Одесский вестник» 1873 г. о Сапфо).

Женщины плачут, когда их бранят, — независимо от того, справедливо или нет, просто потому что бранят». Вот какие наблюдения бывают у Брехта.

Жизнь «Жить тихо — от людей лихо, жить моторно — от людей укорно» (Пословицы Симони).

УЖ ты терна, мапюрна моя, Фигурна, мигурна моя, Пришпахтирна, натуральненькая.

Соболевский'

«Жизнь ушла на то, чтоб жизнь прожить» (из письма С).

Жизнь «Родился мал, рос глуп, вырос пьян, помер стар — ничегоц знаю» — отчет запорожца на том свете; ответ: «Иди, a)hq, i рай» (Даль).

Жизнь Сталинградский солдат сказал корреспонденту: «Жить нслщ но Находиться можно» (М. Соболь).

Жизнь и смерть Историки Рожков с Покровским ехали в трамвае на съезд Советов и, трясясь у подвесных ремней, переругивались: Рожков кричал: «Все вы скоро будете покойниками!», а Покрой ский: «А покойники часто и бывают победителями!».

Жизнь коротка. Я вспомнил книгу Голенищева о ренессансе в восточноевропейских литературах; она внушала уважение, ноЩ сказал: «А библиографию в ней помните?» — «Помню». — «Иц по-вашему, можно столько книг прочитать за одну жиж'. А ведь и правда, нельзя.

«Жить не хочется, а умирать боюсь» (Гончаров): вариация «Крести-нина и смерти».

«Жить не хочется, вот и все», — повтори эти слова быстро 30 раз, он автоматизируются — и станет легче.

Завсектором — для меня была должность главноуговаривающего и главно-доделывающего.

За иtptmw. Я приготовил подборку стихов М. Шкапской со вступительной т тьей. Удочери Шкапской была знакомая в журнале «Москва», отнесли в «М(щ Долго ждали, потом мне позвонили из редакции: предложили снять «Алексе» fa «Последний жид...»: «Знаете, сейчас, когда одни шумят против царского расстила, а другие — за [?], несвоевременно».» Я обратил их внимание, что в стихопщ нии сказано именно это: ни против, ни за, но — выше. «Да, но сейчас, когда Рост так истерзана, такие жестокие словам» — «Разве это первые 70 лет за свою it торию она истерзана? — «Это скорее для «Огонька», а наш журнал-» — «Ну, ш с «Огоньком» инее вашим журналом, а со Шкапской. Снимайте тйпикащт. О» ярости я даже не заикался В телефоне крякнули, но не возражали. Случшосъф с журналами у меня связей нет, но тут через час позвонили из «Октября» uipb пожили что-нибудь дать в их журнал Я слету рассказал о случившемся; в т фоне полминуты помолчали и согласились. В «Октябре» и напечатали.

Замуж «В девках сижено — плакано, замуж хожено — выто» (Дав)

Записи У Эффенди Капиева было при себе три записных кшеши и выписки себя, для печати и на всякий случай.

Застой Ключевский: «Старые бедствия устранялись, но новые блага чувствовались слабо. Общество было довольно покоем, но порядок ветшал и портился, не подновляемый и не довершаемый. Делам предоставляли идти, как они заведены были, мало думая о новых потребностях и условиях. Часы заводились, но не проверялись». Угадайте, о каком это веке?

Зачет Я не умею принимать зачеты. «Задавайте мне вопросы: за разумные вопросы будет зачет». Они задавали, я отвечал. В средние века это называлось disputati qucUibetica — вместо экзамена ученикам я устроил экзамен себе: жаль, что он вышел такой нетрудный.

Здоровье На вопросы о самочувствии: «Самое скверное, что жаловаться не на что».

Зеркало «Пришвин точно всю жизнь в зеркало смотрится», — сказал

И. Соколов-Микитов.

Зеркало «Русская разговорная речь: тексты», изд. РАН: я, заикаясь, привык следить за своей и чужой речью, поэтому мне не так неожиданно было увидеть в этом зеркале, как у меня рожа крива.

Зеркало Н. Котрелев нашел псевдонимную рецензию В. Соловьева в «Новом времени» на первые выпуски «Вопросов философии и психологии» и озадачился: там были сплошные хвалы В. Соловьеву, и не понять было, где здесь кончалась маскировка и начинался то ли нарциссизм, то ли макиавеллизм.

Знание Хаусмену кто-то написал: «вы — первый филолог в Европе».

Хаусмен сказал: «Это неправда — будь это правда, он этого бы не знал».

Заплаты Стихотворение Киплинга Дворец» в переводе А. Оношкович-Яцыны я прочитал школьником — сверстники помнят серый его сборничек 1936 г. с зубодробительным предисловием (потом я узнал, что это были любимые стихи Багрицкого). Я долго помнил его наизусть; но когда прочитал его по-английски, то оказалось, что некоторые места уже забыл. Пришлось заполнить пробелы собственным переводом (здесь он отмечен курсивом). Через много лет, перечитав Яцыну, я подумал, что забытые и замененные места, может быть, были не случайны.

Каменщик был и Король я — и, знанье свое ценя, Решил на земле построить Дворец, достойный меня. Когда раскопали поверхность, то под землей нашли Дворец, как умеют строить только одни Короли.

Он выстроен был неумело, он вымерен был наугад. Вкривь и вкось вились коридоры, и сходи тисе углы невпопад. Кладка была неуклюжей, но на каждом ж камне читал: Вслед за мною идет Строитель. Скажите ему: я знал.

Я немедлил в старых раскопах. Я сам себе мог помочь. Я шел, перетесывал плиты и отбрасывал лишние прочь. Я жег его мрамор на извести, клал стропила, топил свиней. Принимая и отвергая то, что оставил мертвец.

Не презирал я, не славил, лить дело свое верша. Но в стройке была все виднее строившего душа. Словно в глаза ему глядя, понимал я, что я прочту

Двигавшейся рукою двигавшую мечту.

Каменщик бил и Король я. В полдень гордыни моей Они принесли мне Слово, Слово из Мира Теней.

Выло слово: ты сделал, что должен. Было слово: на прочем запрет.

Как и ты, Дворец твой — добыча пихмукто придет тебе вслед.

Я отозвал рабочих от кранов, от копей, от ям, И нес, что я сделал, бросил на веру неверным годам. Но надпись носили камни, и дерево, и металл: Вслед за мною идет Строитель Скажите ему. я знал.

«Идеализм рождается у господствующих классов от привычки сов слово и получить вещь; вот так и Бог сказал: да будет асн стал свет» (М Н. Покровский).

Идея в литературном произведении — как мораль в басне Emit из слова «муха», меняя по одной букве, сделать слово км» Точно так же и из «Гамлета» при желании можно внксп идею о вреде табака, только для этого потребуется бон переходных ступеней, чем для иного вывода Научилаt делить и подсчитывать эти переходные ступени — этой? дет формализацией правил выведения идеи из текста.

«Известное известно Видимо, и неизвестное неизвестно немногим? Это об» немногим» живает.

Изнанка «Я всегда считал, что у каждой оборотной стороны есть сю медаль», — сказал В. Е. Холшевников.

Изувер, букв, «фанатик», все чаще употребляется (по созвучию) i»(чеши «изверг»: «в Ростове судят изувера...» Уже у Цвет» встречается: «изувер белому делу», хотя тут, скорее, имгаш виду «изменник».

Импортный Так называется списанный или компилятивный коммента к переводному автору. Имя Булгарнн был Фаддей в честь Костюшки (Греч).

Имя Тынянов написал в рецензии на Слонимского: «Под рассказом Актриса" подписался бы Куприн», но оказалось, что Слонимский уважает Куприна; тогда Тынянов исправил: «люд-писался бы Потапенко». Слонимский обиделся, но поздно.

Имя Когда в бурсе, чтобы согреться, устраивал! 1сь драки стенка на стенку, то становились по фамилиям: с одной стороны па -ов, с другой на -скмй, а редкие на -мм присоединялись к сквш (П шяров-Платонов).

Имя Покойного Г. МФрцдлендсра звали Георг-Гастон-Эдгар Михайлович — так написано было в его заявке в РФФИ.

Индивндуаль- Это когда каждое «а» в строке не хочет быть похоже на дру-ность re.

Интеллигент «у подлинного джентльмена могут быть скверные манеры, и настоящий интеллигент может не знать Мопассана и Гегеля -дело тут не в реальных признаках, а в какой-то внутренней пропудренности культурой вообще» (В. Жаботинский, «Пятеро»). Теперь я знаю, почему я не интеллигент, я не пропуд-рен, я пропылен культурой вообще

Интеллигент - Склонение «Спартаком, Бальзаком» не новость, у Дмитриева ность в пер. из Попа:»~цслый том / Ругательств, на него написанных Попом», а «у Исайи Берлина», слышал я от очень крупного филолога. И, наоборот, изысканное «в нынешнем бардаке...»

IiirrepinxrrainiJi. Мы знаем, что с течением времени понимание произведений не усыхает, а обогащается», т.е. растет наше собственное творчество по их поводу. («А к подножию уже понанесли...» — писал Маяковский.) Колумб огорчился бы, что вместо Индии авторского замысла он нашел Америку собственного сочинения, а мы этим гордимся.

Ирония Как трудно пародировать философию! Все кажется, что она сама себе пародия. Пародическая философия обэриугов более всего похожа на философию Кифы Мокиевича, но этот подтекст почему-то ускользает от интерпретаторов. В то же время исходить из этого при анализе нельзя, потому что ирония, за редчайшими исключениями, — вещь недоказуемая.

Ирония Н. Гр. сказала» таково же неразрешимое колебание филологов: учение Платона о вдохновении (или о чем угодно) — всерьез или ирония? После веков серьезного понимания любое учение кажется пародией на копящуюся литературу о яем и филология начинает рубить сук, на котором сама сядет.

Искренность «И. Сельвинский любил говорить, что талантливый поэт не кренен, большой — откровенен» (выписано из кн. под зад «Как бы там ни было», имя автора забыл).

Искренность М. М. Гиршман: монолог Печорина — это искренний раса» о том, как Печорин неискренним образом высказывала» искреннюю правду. Трехступенчатое преломление

Искусство для Маргарита Австрийская, плывя замуж в Испанию, в смертей искусства ную бурю сочинила себе эпитафию, хоть с погибшею элита фия тоже утонула бы, а для спасшейся она была бы иенрза

Искусство-испытателем, а не искусствоведом называл М. Алпатов А. Габричевсшшер-нее бы это сказать о Б. И. Ярхо.

История «Надобно найти смысл и в бессмыслице, в этом неприятна обязанность историка — в умном деле найти смысл сумеет» кий философ» (Ключевский). Его любимая сентенция; «История не учит, она только наказывает тех, кто не хочет чнтю>

Как поживаете? Вера Любомировна ответила: «Если бы я была американки то сказала бы: прекрасно!». I

Африканская сказка. Встретил кот курицу с мешком проса. Юткуда проох-» От людей' отрубили мне одну ногу и дали проса». — «Пожалуй, и я №йду», Пш попросил, — отрубили ему ногу и дали проса. Идет назад на трех ногах, опт at дит курицу и замечает' а ноги-то у нее обе целы, «Ах, обманщица!» — «Вовсе ч обманщица: как сказала, так ты и получил твое просо». Кто прав?

Калека «Спортивные оды Пиндара должен изучать атлет», — сшв

М. Е. Грабарь-Пассек. «Или калека», — ответил я, и она соло» лась. Может быть, всякий филолог — калека от поэзии? Я перс-водил Овидия и Пиндара именно как калека.

Каламбур «Охотнорядцы с Проспекта Маркса», — сказал С Ав. ещедопереименования; теперь каламбур пропал.

Если кажется — то перекрестись». Я пишу не о том, что мне кажется, а о та почему мне кажется. Я

Каннитферштан (см. Жуковский, «Две были...»). На картах для маньчжурски | войны значились селения: Бутунды I, Бутунды П, Бутунды С. потому что «бутунды» значит «не понимаю». Так и воем (В. Алексеев. В старом Китае).

Канонизация Николая IL А вот в Англии почему-то канонизировали не Карла I, а Томаса Мора. Мы ведь не считаем святым моряка за то, что он утонул в море. У каждой профессии есть свой профессиональный риск; для королей это гильотина или бомба. Канонизируйте сначала Льва Толстого.

Карты Бертой от меланхолии рекомендовал рассматривание географических карт. А мне они помогли понять, что такое символизм. Лет в десять я спросил об этом мать, она ответила: «Ну вот, если нужно обозначить на карте лес, а изображают елочку или художник нарисует трубу вместо целого завода, это и будет символизм».

«В Кельне считают, что на восточном берегу Рейна уже начинается Сибирь», — сказал С Ав.

Кирилов Радищев у Лотмана, желающий пробудить человечество не книгой, так самоубийством, удивительно похож на Кирилова. Даже заиканием.

Сам сижу я за столом, Как всегда угрюмый, И невесело пером Выражаю думы, Дрожжин

Классики, или Диалог культур. Перс сказал Вамбери. — как же наша культура не выше вашей, если вы наших классиков переводите, а мы вас нет?

Классическое Президент Гардинг умел одновременно писать одной рукой образование по-гречески, другой по-латыни.

Клирос Чаадаев имел между дамами крылошанок и неофиток (Вяземский).

Книга «Он сорок лет назад сочинил книгу ума своего и доселе читает по ней», — говорил Батюшков об А С Хвостовс.

Книги с полок обступают меня, и каждая спрашивает, где брат мой Авель? почему ты меня так мало использовал?

Книги как вехи воспоминаний. Зимой в углу пестрого коврового дивана при свете лампы (абажур с цветной бисерной бахромой) читаю книгу про Баженова, болонского лауреата; помню даже опечатку: Жакнетта вместо Жаннетта, Темно-красный тан Хемингуэя почему-то вижу на вагонном столике отъезжающего поезда (серый движущийся перрон, серое небо за окном) — хотя ни в какой дороге я его не читал: смешанное чувство восторга и непонимания

Книги Когда монголы взяли Багдад и бросили книги в реку, Евфрат несколько дней тек чернилами.

Ковчег Точно ли Ной строил ковчег один с сыновьями? а если у них были работники, как на старых гравюрах, то знали ли они, что их на борт не возьмут? или их обманули в последний ни»

Козьма Прутков «Ласкательство подобно написанному на картине оружии которое служит только к увеселению и ни к чему другому в годится». «Как порожные сосуды легко можно, за рукояти взяв, подъимать, так легкомысленных людей за нос водить «Жизнь наша бывает приятна, когда ее строим так. как w-1 сикийскос некое орудие, т.е. иногда натягиваем, а иногдаотпускаем» «Трудолюбивая пчела», 1759: Димофила врачевания жития, или Подобия, собранные из Пифагоровых последователей).

Козьма Прутков «Это еще не начало конца, но, быть может, уже конец начла», — сказал Черчилль об Эль-Аламейне.

Колодезь Я пересохший колодец, которому не дают наполниться водой и торопливо вычерпывают придонную жижу, а мне сок-стно.

Командировка. Я возвращался, опасаясь: вдруг за полгода история ушла ижда-леко вперед, что я вернусь совсем в другую страну? Но, оглядевшись, увадех ж все изменилось лишь в пределах предсказуемого. «Так ли? — сказал В. СМ. — Пош му, история улила очень далеко, но по очень однообразной местности».

Комаринский Размер Полонского в поэме «Анна Галдина»:

Бесподобное местечко, господа! Не угодно ли пожаловать сюда?.

был подсказан ему ритмом молитвы «Отче наш, idkc сен ш небеси» (Андреевский. Лит. очерки, 1902).

Комментарии Перед текстом (и перед человеком) я чувствую себя немыми.

ненужным, а перед текстом с комментарием (и перед разговором двоих) — понимающим и соучаствующим. Мне совестно быть первобеспокоящим. Потому я и на кладбища исхожу, а текст для меня — тоже покойник «Это пир гробопскры-вателей — дальше, дальше поскорей!»

Конгениаль- Говорят, когда переводчик конгениален автору, то можнодт ность ему волю. Но, следуя этой логике, когда один студент лицом похож на другого, то он может сдавать зачет по его зачета

Корни Жить корнями — это чтобы Чехов никогда не уезжал из Таганрога?

Косорецким назывался поросенок к новогоднему застолью — в честь Василия Кесарийского.

Кофейни в Вене появились после того, как в 1683 г. в турецком стане было захвачено очень много кофе

Краткость У индийских грамматиков считалось: изложить правило короче на одну лишь краткую гласную — такая же радость, как родить сына (Rbins).

Критик Бывало, придет Д. Жаров к Разоренову, завалится за прилавок и заснет, а лавочку закрывать пора. Крикнешь: «Критик идет!» — ну он и проснется (Белоусов).

Критика отвечает на вопросы, задаваемые произведением, литературоведение восстанавливает вопросы, на которые отвечало произведение Задача критики — организация вкуса (единства ответов)«Кто еще из читателей «Задушевного слова» любит играть в солдатики?» Симонид открыл науку помнить, критика — науку забываты именно она умеет восхищаться каждой метафорой, как первой метафорой на свете. Белинский начинал каждую новую рецензию с Гомера и Шекспира, потому что ему нужно было всякий раз перестроить историю мировой литературы с учетом нового романа Жорж Занд. Чехов поминал Стасова, которому природа дала драгоценную способность пьянеть даже от помоев; послушав НН, я подумал, что эта способность не личная, а профессиональная.

Критика Смысл всякой критики: «Если бы я был Господом Богом, я бы создал этого автора иначе»..

Круг «Думали, что революция повернет на 180 градусов, а она повернула на 360»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: