История собаки

По восточному календарю праздник Нового года длится две первых недели февраля. Но у каждого народа в древности был культ своего животного. У бриттов и скоттов священным был заяц. У других кельтов, материковых, галлов — петух. У народов, близких по языку к кельтам, в частности, у латгаллов, до сих пор сохранился символ петуха на церквях и в гербах городов.

На степных просторах Азии в древние времена священным животным была собака. Достаточно открыть книгу «Авеста», написанную примерно три тысячи лет назад на языке, близком санскриту, чтобы узнать об особом, очень строгом соблюдении древними жителями Сибири культа собаки.

О том, что они жили именно в Сибири, свидетельствуют описания климата: «десять месяцев длилась зима, очень большие реки по весне страшно разливались». Люди «Авесты» были скотоводами, а стада становились такими большими, что уже не хватало лугов, и скотоводы вынуждены были постепенно продвигаться на юг и запад.

В «Авесте» есть целая глава, представляющая собой, выражаясь по нынешнему, собачий уголовный кодекс.

Собака, стерегущая стадо, была не только почитаема, но и неприкосновенна. Кто плохо кормит собаку, тому по этому закону полагалось 200 плетей. Кто ударит собаку, тому 800 плетей. А кто убьёт стерегущую стадо собаку, тому 1200 плетей. И не только: «кто убьёт собаку, тот повредит свою душу на 9 поколений вперёд».

А как быть с очень злой собакой, которая кусает своих? В «Авесте» сказано: «на неё надо надевать деревянный намордник».

В этой книге собака называется ВАНАПАРАЁША, что буквально означает: «в жизни главная почитаемая».

Не считая «Авесты», нам известны самые древние жители Сибири — кеты. На кетском языке собака называется ТАЛА. А так как сам кетский имеет в своей глубинной основе тоже санскрит, точнее, близок санскриту, то слово ТАПА в последнем, как и в тибетском, означает тоже «главный, голова». Это же слово ушло на Запад и сохранилось в голландском.

И слово ПАРА («главная») тоже ушло на Запад и чуть-чуть преобразившись, стало в форме ПЕРРО в испанском.

Тюркское название собаки ИТ тоже имеет смысл «главный», если исследовать историю этого слова в древнейшие времена.

Венгров считают выходцами из Сибири, что можно подтвердить одним и тем же названием собаки у венгров, хантов и манси ЭМП, ЭП.

А вот оседлые народы, цивилизованные, собаку называли по иному принципу, по её главному свойству — быть злой. Этому даже удивились герои «Авесты», когда пришли на юг: там звали собаку ДУЖАКА — «злая».

Так, в Индии собака зовётся по-санскритски: КУРКУРА, ШУНАКА, ШВА. В основе каждого из этих слов кроется корень КУ (ШУ) — «злой». Собака, её название от этого корня ушло в галльский в форме КУО, литовский — в форме ШУО, в цыганский — ЖУКЭЛА» А вот корень КУР («злой») ушёл для слова «собака» в финский и эстонский языки.

Древнеперсидское слово КИН («злой») стало основой для романских собак, точнее, их названий. Английский ДОГ, имеющий кельтскую основу, тоже пришёл с востока: в санскрите ДОГА означает «злой». И даже наши селькупы имеют родственное по форме слово для названия собаки: они её зовут КАНАК, — как и древние римляне (только окончание восточное).

Предки славян («короткоголовые арийцы», как их звали европейские историки) собаку называли ПАС (ПЁС), в основе этого слова лежит корень «голова».

Другое славянское слово СОБАКА роднит нас с персами и афганцами. Те называют её СОПАКА. В основе этого слова кроется смысл «хороший», «главный» — так можно объяснить это слово через санскрит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: