Искусство костюма, вышивка и художественное ткачество

С большой определённостью, чем по отношению к более далёким археологическим культурам Татарии, можно говорить о ткацком искусстве, ковроделии, шитье, вышивке казанских мастериц XV-XVI веков, о развитом искусстве костюма, в нарядном убранстве которого большую роль играла отделка мехом, расшивка цветным и белым бисером, речным жемчугом. Большинство вышивок выполнялось тамбурным швом (эльмэ), который станет впоследствии характерным для татарского народного творчества. Знакомы были казанские мастерицы и с золотошвейным искусством и с вышивкой гладью. Убедительным свидетельством того, насколько привлекательно выглядели «прекрасные и преиспещрённые» узорами одежды татар, является запись А. М. Курбского, относящаяся к одному из самых драматических эпизодов обороны ханской Казани: «Царь же хан Ядыгир <…> егде же видев, яко не возможе уже помощи себе, тогда на едину сторону отобраша жен и детей своих, в прекрасных и преиспещрённых одеждах, около десять тыщей <…> уповающе, иж прельстится войско христианско на красоту их и живити их будут».

По рисунку Сигизмунда Герберштейна, видевшего казанских татар в середине XVI века, мужской костюм включал в себя:

1. Высокую, отороченную мехом шапку, вероятно одевавшуюся поверх более лёгкого головного убора.

2. Длинный камзол с рядом металлических застёжек.

3. Над изящными узконосыми кожаными сапогами выступали узорные концы декоративных наголенников-полотенец (в будущем татарском народном мужском костюме «аяк чолгавы»).

В художественном ткачестве геометрическим узорным орнаментом выделялись концы полотенец и занавесей, игравших уже в ту пору активную роль в живописном декоре интерьера татарского дома. Из всех видов техники узорного ткачества наибольшее распространение имела закладная техника (асалап сугу). На этой основе производились и безворсовые ковры (келимы) с крупными геометрическими узорами. Большую роль в мусульманском быту играли молитвенные коврики-намазлыки – тканные (келимы), войлочные (с аппликативными узорами) или вышитые (по шерсти, шёлку или хлопчатобумажной ткани).

Особой формой художественного творчества, позднее – в XVII-XIX веках – исторически утраченной и заново возродившейся втатарском национальном искусстве лишь в новых условиях, в годы Великого Октября, было производство знамён. Подлинные образцы этого искусства от XVI не сохранились. Упоминания о прекрасных знамёнах (золотых, вышитых) рассыпаны в ткани стихов Мухамедьяра, причём этимологически понятие «знамени» в его поэтическом языке близко к определению «мир», «вселенная» («алтын галэм» - «золотое знамя», или «золотая вселенная»), что даёт представление, если не о конкретных особенностях декора старотатарских знамён, то об общей философско-эстетической концепции знамени в народном сознании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: