Социальное сопровождение десоциализирующих семей

Десоциализирующие семьи это семьи с асоциальным поведением, антиобщественными ориентациями. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают факторы риска; это асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность для детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь в таких семьях характеризуется: отсутствием элементарной работы, жёстким обращением, пьяными дебошами, сексуальной распущенностью родителей.

Дети, чаще, социальные сироты [35 тыс. зарегистрировано в Украине]. Это: бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищённость как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния.

Социальную работу социальный педагог должен проводить совместно с сотрудниками службы по делам несовершеннолетних. Основная задача социальной работы – правовая защита детей, отрыв от асоциальной компании, приобщение к учёбе, труду, вовлечение в различные виды внешкольной работы.

Ребёнок в семье алкоголиков. Зачатие ребенка в алкогольном состоянии приводит к рожде­нию ребенка с психическими отклонениями, при этом достаточ­но незначительного опьянения.

Главная ответственность за рождение здорового ребенка ло­жится на мать. Ребенок от пьющей матери рождается раньше срока, с признаками алкогольного отравления и тяжелого пораже­ния нервной системы, мозга, с параличом. Чаще всего это врож­денное слабоумие — олигофрения.

Отец-алкоголик обычно заявляет, что ему дети ме­шают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрес­сивны, стремятся сами защищать себя.

Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу.

На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее членов, что семье хотят помочь. Далее собирает сведе­ния о детях в поликлинике, в школе, в комиссии по делам несо­вершеннолетних.

Если не удается убедить родителей не пить и изменить свою жизнь, педагог стремится изолировать детей от родителей-алко­голиков. Здесь ему потребуется квалифицированная юридическая консультация. Если родители лишаются родительских прав, необ­ходимо найти родственников, решить вопрос об опеке или опре­делении детей на время в приют, в детский дом или к новым родителям.

Социальное сопровождение асоциально-аморальных семей. Это семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, где отсутствуют моральные нормы и ограничения. В таких семьях прививают антиобщественные взгляды и ориентации. Данная категория семей сложно поддаётся коррекционно-профилактической работе; нет формального повода для принятия решения об изъятии ребёнка из такой семьи, несмотря на негативное влияние.

По отношению к подобным семьям применимы коррекционные методы, т. е. «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

Социальное сопровождение конфликтной семьи и педагогически несостоятельной – это, по сути, выполнение психотерапевтической функции. Основа такой семьи – отсутствие уважения и взаимопонимания среди супругов: это шумные, скандальные, а также «тихие» с полным отчуждением семьи. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.

В работе с такими семьями надо постараться погасить неудовлетворение супругов друг другу, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения прежде всего на основе интересов ребёнка. Ведётся индивидуальная работа по оздоровлению отношений.

В педагогически несостоявшихся семьях в относительно благоприятных условиях неправильно формируются отношения с детьми, совершаются серьёзные педагогические просчёты, которые приводят к асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Семья, из своего педагогического климата, по степени своего воздействия, начинает уступать другим институтам социологии, играющим неблагоприятную роль.

Такие семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми.

В семье дети-подростки. Проблемы подросткового возраста актуализируются как с по­зиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам.

Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален, выбирает для подражания образы литературных и киногероев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним.

Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуаль­ное насилие.

Трудности в воспитании — часто результат и отношений в се­мье, и просчетов учителя, и изоляции от сверстников — всех при­чин вместе.

Из всех проблем, с которыми постоянно сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подго­товки подростка к семейной жизни.

Учитывая, что все отрицательные черты из семьи и особенно
из «семьи риска» ребенок перенесет в свою будущую семью, подготовка его к семейной жизни — одна из ведущих задач социального педагога. Важно в как можно более раннем возрасте дать под­ростку представление о нормальной семье, знания и умения для создания для такой семьи.

Сімейне насилля – це форма деструктивної соціальної взаємодії у родині, яка відображає її загальне неблагополуччя. Сімейне насилля – це фактор соціального ризику, який призводить до соціальної відчуженості, взаємній недовірі, жорстокості. Такі сімї входять у групу ризику. Насилля у родині є порушенням прав дитини на життя, фізичну недоторканність, фізичне та психічне здоровя, рівний захист перед законом.

Види насильства у сімї: фізичне, економічне, психологічне, сексуальне. Наслідками сімейного насилля є: телесні ушкодження, психічні розлади, породження зворотньої агресії, поява психоемоційних, психосоціальних порушень, розладів, шкільна та соціальна дезадаптація, порушення процесів розвитку та соціалізації дитини. Складнощі соціальної роботи з сімєю, яка стала жертвою насилля: «закритість» сімї як системи; взаємозалежність жерв і агресорів; відсутність аба неможливість контактів соціальноїслужби і родини; нездатність правоохоронних органів надати своєчасну та дієву допомогу, реальний захист потерпілих.

Современные формы социальной помощи семьи. Государственная поддержка.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под­ростками являются центры социальной реабилитации детей и под­ростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного по­ведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юриди­ческую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрост­ков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре­абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилита­ционные программы для каждого ребенка. Ведется психологичес­кий и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль­ные, общественные и частные средства.

В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль­тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.

Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кри­зисных ситуациях.

Распространенная форма работы с родителями в центрах се­мейного досуга — семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Например, в группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой — родители активно интересуются педагогической помощью.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд­ным подросткам, организуется семейный отдых.

Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во вре­мя кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз­личных служб. Так, одной из них является служба социальной ре­абилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жиз­ненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

Социальная служба молодежи помогает молодым людям в тру­доустройстве. Ее контингент — молодая семья, несовершенно­летние преступники, вернувшиеся из заключения, алкоголики и наркоманы.

В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается пси­хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ­ляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприя­тий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привле­каются отцы, предоставляется возможность родителям на не­сколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только де­тям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществля­ется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа­ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо­бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и боль­ные дети. После выявления нуждающихся семей социально-быто­вые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепля­ют к магазинам, мастерским и т.д.

Временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для под­ростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помо­гают установить в семье нормальную психологическую обстановку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: