Десоциализирующие семьи – это семьи с асоциальным поведением, антиобщественными ориентациями. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают факторы риска; это асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
Наибольшую опасность для детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь в таких семьях характеризуется: отсутствием элементарной работы, жёстким обращением, пьяными дебошами, сексуальной распущенностью родителей.
Дети, чаще, социальные сироты [35 тыс. зарегистрировано в Украине]. Это: бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищённость как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния.
Социальную работу социальный педагог должен проводить совместно с сотрудниками службы по делам несовершеннолетних. Основная задача социальной работы – правовая защита детей, отрыв от асоциальной компании, приобщение к учёбе, труду, вовлечение в различные виды внешкольной работы.
|
|
Ребёнок в семье алкоголиков. Зачатие ребенка в алкогольном состоянии приводит к рождению ребенка с психическими отклонениями, при этом достаточно незначительного опьянения.
Главная ответственность за рождение здорового ребенка ложится на мать. Ребенок от пьющей матери рождается раньше срока, с признаками алкогольного отравления и тяжелого поражения нервной системы, мозга, с параличом. Чаще всего это врожденное слабоумие — олигофрения.
Отец-алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя.
Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу.
На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее членов, что семье хотят помочь. Далее собирает сведения о детях в поликлинике, в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних.
Если не удается убедить родителей не пить и изменить свою жизнь, педагог стремится изолировать детей от родителей-алкоголиков. Здесь ему потребуется квалифицированная юридическая консультация. Если родители лишаются родительских прав, необходимо найти родственников, решить вопрос об опеке или определении детей на время в приют, в детский дом или к новым родителям.
Социальное сопровождение асоциально-аморальных семей. Это семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, где отсутствуют моральные нормы и ограничения. В таких семьях прививают антиобщественные взгляды и ориентации. Данная категория семей сложно поддаётся коррекционно-профилактической работе; нет формального повода для принятия решения об изъятии ребёнка из такой семьи, несмотря на негативное влияние.
|
|
По отношению к подобным семьям применимы коррекционные методы, т. е. «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.
Социальное сопровождение конфликтной семьи и педагогически несостоятельной – это, по сути, выполнение психотерапевтической функции. Основа такой семьи – отсутствие уважения и взаимопонимания среди супругов: это шумные, скандальные, а также «тихие» с полным отчуждением семьи. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.
В работе с такими семьями надо постараться погасить неудовлетворение супругов друг другу, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения прежде всего на основе интересов ребёнка. Ведётся индивидуальная работа по оздоровлению отношений.
В педагогически несостоявшихся семьях в относительно благоприятных условиях неправильно формируются отношения с детьми, совершаются серьёзные педагогические просчёты, которые приводят к асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Семья, из своего педагогического климата, по степени своего воздействия, начинает уступать другим институтам социологии, играющим неблагоприятную роль.
Такие семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми.
В семье дети-подростки. Проблемы подросткового возраста актуализируются как с позиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам.
Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален, выбирает для подражания образы литературных и киногероев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним.
Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуальное насилие.
Трудности в воспитании — часто результат и отношений в семье, и просчетов учителя, и изоляции от сверстников — всех причин вместе.
Из всех проблем, с которыми постоянно сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.
Учитывая, что все отрицательные черты из семьи и особенно
из «семьи риска» ребенок перенесет в свою будущую семью, подготовка его к семейной жизни — одна из ведущих задач социального педагога. Важно в как можно более раннем возрасте дать подростку представление о нормальной семье, знания и умения для создания для такой семьи.
Сімейне насилля – це форма деструктивної соціальної взаємодії у родині, яка відображає її загальне неблагополуччя. Сімейне насилля – це фактор соціального ризику, який призводить до соціальної відчуженості, взаємній недовірі, жорстокості. Такі сімї входять у групу ризику. Насилля у родині є порушенням прав дитини на життя, фізичну недоторканність, фізичне та психічне здоровя, рівний захист перед законом.
|
|
Види насильства у сімї: фізичне, економічне, психологічне, сексуальне. Наслідками сімейного насилля є: телесні ушкодження, психічні розлади, породження зворотньої агресії, поява психоемоційних, психосоціальних порушень, розладів, шкільна та соціальна дезадаптація, порушення процесів розвитку та соціалізації дитини. Складнощі соціальної роботи з сімєю, яка стала жертвою насилля: «закритість» сімї як системи; взаємозалежність жерв і агресорів; відсутність аба неможливість контактів соціальноїслужби і родини; нездатність правоохоронних органів надати своєчасну та дієву допомогу, реальний захист потерпілих.
Современные формы социальной помощи семьи. Государственная поддержка.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.
|
|
Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.
В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.
Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.
Распространенная форма работы с родителями в центрах семейного досуга — семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Например, в группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой — родители активно интересуются педагогической помощью.
Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организуется семейный отдых.
Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.
В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.
Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
Социальная служба молодежи помогает молодым людям в трудоустройстве. Ее контингент — молодая семья, несовершеннолетние преступники, вернувшиеся из заключения, алкоголики и наркоманы.
В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.
В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
Временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната.
В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку.