История Древней Греции от ее возникновения и до распада продолжается около тысячи лет. И за это время менялись формы государственной организации, содержание культуры и ее атрибутивной части - физической культуры. Нет возможности в кратком изложении показать всю сложность и изменения общественного, политического, экономического, культурного развития Древней Греции, ее культуры и физической культуры. Поэтом) целесообразно показать наиболее существенные, важные и малоизвестные моменты периода ее расцвета.
Около двух тысячелетий д. н. э. на юге Пелопонесского полуостров:* возникли поселения, а потом и города - государства (полисы) - Микены. Коринф. Афины, Спарта, Олимпия и другие, где в 4-м - 6-м веках д. н. э. формировалась европейская культура античного типа или «антропологическая культура» (Л.К. Круглова. С. 138), «телесный» ее стиль. Телесность - это «...главный метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения религии, философии, искусства, науки и всей общест-
|
|
венно-политической жизни» (А.Ф- Лосев. История античной эстетики. -М, 1962. С. 33).
Л.К. Круглова считает, что «самым приятным выражением телесности античной культуры было весьма значительное...положение физической культуры в системе культуры (Л.К. Круглова. С. 141).
По определению П.Ф. Лесгафта, физическая культура Древней Греции представляет эмпирический период своего развития. Она прошла почти тысячелетний путь развития в качестве неотъемлемой, органичной части культуры рабовладельца и рабовладельческого общества.
П.Ф. Лесгафт считал, что физическая культура Древней Греции «... действительно классический период физического (физкультурного) образования...» (П.Ф. Лесгафт. С. 89). В развитом ее состоянии (4-й - 6-й в.в. д. н. э.) она называлась «гимнастика». На ее формирование в течение тысячелетия существенное влияние оказывал высокий по тому времени уровень развития наук: философии, истории, естественных наук, военного дела. В историю мировой науки навечно вошли имена древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита и Эпикура, который ратовал за безмятежное состояние духа и здоровье людей и указал на роль потребностей в жизни, определил их структуру. Идейными основами системы древнегреческого физического воспитания были культ тела, телесность и гражданственность, концепция формирования психического здоровья на основе игры физических сил.
Практические потребности физического развития подкреплялись необходимостью с оружием в руках защищать свою независимость. Несмотря на некоторую изолированность (горы, море) древним грекам приходилось много отдавать сил в борьбе против врагов. Потребность в физически здоровом и сильном теле определялись также необходимостью политической борьбы, достижением успехов во всех областях общественной жизни (военном деле, политической карьере, в науке и т. п.), утверждения социальной роли личности в обществе.
|
|
Идеалом античного общества был многосторонне физически и умственно развитый человек, активный участник прогрессивного развития личности во всех областях деятельности. Гимнастика как система физиче-
ского воспитания Древней Греции имела свою структуру, которая выражала конкретные потребности личности и общества. Древние греки делили гимнастику на: диэтическую (цель которой укрепление здоровья, формирование красивого тела, эстетическую); военную (развитие силы, ловкости, настойчивости, военно-прикладных навыков и качеств); этическую (возбуждение отваги, решительности, сознательного отношения к своим дей-
ствам, сообразительность, привычки к порядку) (П.Ф. Лесгафт. С. 91)
нее входила:
- Палестрика, содержание которой составляли бег, прыжки в
длину и высоту, метания, борьба, кулачный бой, верховая езда и др.
- Военные упражнения с оружием и щитами.
- Специальные упражнения (верховая езда, езда на колесницах,
плавание).
4. Сферистика (игра с мячами), которая была весьма популярном
Древней Греции. Мячи бросали в цель, перекидывали друг другу, кидали
вверх, все эти движения совершенствовали координацию, быстроту,гиб-
кость, способствовали формированию пластики движений.
5. Орхестрика, целью которой было развитие ловкости, красоты
движений. Упражнения акробатического характера и хореография {воен -
ные и ритуальные танцы). Орхестрика делилась на религиозную (воинст-
венные танцы с оружием и без него в период религиозных обрядов и жертвоприношений, танцы в честь богов, героев, военачальников) и простую(народные, увеселительные танцы, театрализованные, комические, сатирические, военизированные танцы, имитирующие бой, военные действия). В танцах также имитировались трудовые действия: сбор винограда, пахота земли, сев, сбор плодов и зерен, полет птиц и т. п.
По существу в наборе видов физических упражнений как средств физического воспитания в Древней Греции почти не было, за исключении- ем, может быть метания диска, прыжков с гантелями и акробатики. Все они были известны в государствах и у народов Двуречья, Месопотамии, Древней Индии, Китая, Японии и других древних стран. Но в Древней Греции они были объединены в единую структуру и входили в программу! обучения в учебных заведениях.
Все перечисленные виды физических упражнений решали, прежде всего, образовательные задачи (образование нового, более высокого уровня развития физических качеств, формирования и развития двигательных качеств, овладение специфическими знаниями из области практики физического воспитания). Но кроме гимнастики существовала и агонистика (от «агон» - соревнование), в содержание которой входили атлетические соревнования в беге, прыжки, борьба, кулачные бои и другие виды- Основой был пентатлон (пятиборье), в содержание которого входили состязаниябеге, прыжках, метании копья, бросании диска и борьба. В содержаниеагонистики входили верховая езда, езда на колесницах, которыми занимались богатые взрослые греки.
П.Ф. Лесгафт считал, что гимнастика состоит из упражнений «... применяемых с образовательной целью...», а упражнения агонистики –«…полезные ввиду публичных выступлений» (П.Ф. Лесгафт. С. 95). Перед введением атлетических состязаний проводилась разминка (у П.Ф. Лесгафта - «разминание»), при котором «... мышцы возбуждались непосредственным раздражением к большой деятельности...» (С. 95), купания, растирания маслом до начала и после окончания соревнований.
|
|
В Древней Греции существовали и элементы педагогического контроля за влиянием физических упражнений на организм занимающихся, который осуществляли так называемые «гимнасты» (П.Ф. Лесгафт. С. 94). Разумеется, что все это относилось только к рабовладельцам, а их в Древней Греции было меньшинство по отношению ко всему населению. Так, например, в Лаконии было 9 тысяч спартанцев-рабовладельцев, а рабов было 200 тысяч. В Афинах свободнорожденных греков было около 150 тысяч, а рабов 400 тысяч.
Для проведения занятий и атлетических состязании строились специальные площадки, стадионы, школы, физическое воспитание было соединено с образованием.
В крупнейших городах - государствах Древней Греции - Спарте и Афинах направленность образовательных процессов отличалась.
В Спарте оно было более суровым, с акцентом на военно-физическую подготовку. Своих новорожденных детей отцы представляли эфору (руководителю)
своей филы (административной единицы, который, осмотрел ребенка,
принимал решение - оставить его в живых или убить, сбросив со скалы в
пропасть).
Оставшиеся в живых дети до 7 лет жили у родителей в семье, затем
их забирали в государственные школы, в которых педотрибы (воспитате-
ли) занимались их образованием и физическим развитием. Подростки ос-
ваивали содержание гимнастики, орхестрики, осваивали основы эстетики
Их приучали не бояться опасности, боли, ударов, укусов, порой провоци-
ровались драки, чтобы воспитывать волю и бесстрашие. В процессе физии-
ческого воспитания проводились атлетические состязания «... только в
Древней Греции можно было говорить о физическом образовании и пол-
ной гармонии умственного и нравственного образования и воспитания…»
(П.Ф. Лесгафт. С. 1)1-112). В
С 15-летнего возраста дети проходили испытания на волю, мужест-
во, бесстрашие, физические способности, умение владеть телом и оружии-
ем. Они по ночам, от захода до восхода солнца выходили на «охоту» за ра-
бами, илотами (полурабами), не успевшими до наступления темноты ук-
рыться в жилище. За ними подростки гонялись, преследовали, избивали и
даже убивали.
|
|
После этих испытаний в содержание занятий подростков включались упражнения военизированного характера - кулачный бой, строевая подго- товка, имитация движений с оружием в руках; игры, в которых подрос тки со щитами в руках увертывались от летящих в них камней. С 20 до 30 лет мужчины переходили в разряд эфебов и становились воинами. Девушки и женщины занимались физическими упражнениями меньше, чем юноши и подростки. Однако они участвовали в различных соревнованиях по бегу.
По мнению некоторых историков, в Спарте существовала концепции улучшения рода средствами физического воспитания, результатом которо-го было формирование физически крепких и здоровых родителей. Это дос- тигалось многолетним, целенаправленным физическим воспитанием детей, подростков, юношей и взрослых в процессе единой непрерывной системы направленной на удовлетворение социальных потребностей в укреплении и сохранении рабовладельческого государства. Спартанское войско отли-
чалось высоким морально-волевым настроем, храбростью, неукротимой волей к победе.
В Афинах физическое воспитание так же было органической частью школьного и послешкольного воспитания и образования и осуществлялось примерно в те же сроки, что и в Спарте, в нем больше чем в Спарте уделялось внимание духовному, эстетическому направлениям. Набор средств физического развития в обоих городах-государствах был примерно одинаков, но в Афинах большое внимание уделялось орхестрике, танцам, играм с мячом
Есть сведения о том, что в палестрах и гимнасиях Афин обращалось внимание на соотношение нагрузки и отдыха, адекватных возрасту детей и подростков и особенностям развития их организма. Конечно, все это решалиэмпирически, на основе опыта практической деятельности, поскольку еще не было инструментария, методов точного определения оптимального отношения временных характеристик работы и отдыха. Н Большое значение в Древней Греции имели всегреческие атлетические игры, главными из которых были Олимпийские. Они проводились в долине реки Алфей в местечке Олимпия у подножья горы Хронос в честь главного» бога древних греков Зевса, храм которого находился там же, в священной долине Алтис. Игры имели большое культурное, политическое экономическое значение, оказывали существенное влияние на воспитание и образование подрастающих поколений.
Кроме Олимпийских игр проводились Истмийские, (на перешейке
Юстмус) в честь бога воды Посейдона (Нептуна), Немейские (в память о
мертвых) в долине Немее. Подготовка к играм, участие в них играли вели-
кую роль в гармоническом развитии тела, в развитии физических сил и
двигательных навыков: «...укрепляя тело строгими гигиеническими усло-
виями, грамматикой, музыкой и графикой содействовали...умственному
развитию» (П.Ф. Лесгафт. С. 111). Во время проведения Олимпийских игр
оживлялась торговля, заключались торговые сделки, военные союзы. В
культурной программе игр выступали философы, драматурги, ораторы,
поэты. В Олимпийских играх выступали выдающиеся деятели Древней
Греции (Пифагор, Платон). У Платона, в частности, неоднократно встре-
чаются упоминания об Олимпийских играх, о борьбе, а также о военноприкладных упражнениях (П.Ф. Лесгафт, т. 1. С. 86-112).
Для многих военачальников и государственных деятелей участие Олимпийских играх было средством укрепления своего престижа. Про-грамма Олимпийских игр менялась. На 1-х древнегреческих Олимпийских играх (776 г. д. н. э.), которые проводились в течение одного дня и юли по одному виду - бегу, впоследствии постоянно увеличивалось как количество видов до 20 видов спорта, по которым проводились состязания, так и общая продолжительность проведения игр (до 5 дней). На период игр прекращались ведение войны, большие столкновения, запрещалось ношение оружия. В играх имели право участвовать только свободнорожден ни греки, которые обязаны были представить свидетельство о том, что они в течение 4-6 месяцев готовились к выступлению на играх. Иногда для подготовки к играм устраивались тренировочные лагеря. Постоянно coвершенствовались методы тренировки. Тренеры умели различать типы телосложения атлетов и степень их адекватности конкретному виду спорта, использовали методы психологической подготовки. Процесс подготовки к соревнованиям делился на макроциклы (4 года) и микроциклы (4 дня) (Л. Кун. С. 70).
Игры проводились в полном соответствии с правилами, за соблюдением которых следили судьи. Правила проведения состязаний, по-видимому, менялись, как и количество представленных на них видах. Менялось и количество судей. Первоначально был только один судья «...а со 108-й Олимпиады число их доходило до десяти» (П.Ф. Лесгафт. С. 110).
Перед началом игр каждый участник должен был предъявить сведения о своей жизни, а перед выездом на старт дать клятву, что он действительно готов к данным состязаниям и будет точно исполнять все их правила.
В период проведения игр проходили состязания не только в различ ных видах двигательной деятельности (бег, прыжки, метания), но и в ли зыке, ораторском к театральном искусствах.
Для проведения игр в Олимпии на протяжении многих десятилетии строился комплекс сооружений, необходимых для обслуживания и прове-
дение игр, куда входили - стадион, храмы, гимнасий, палестра, ипподром, зал сообраний и т. п.
Иногда в период проведения Олимпийских игр и подготовки к ним обострялась политическая борьба, проявлялось недовольство необъективностью или несправедливостью судейства.
Возникновение и развитие профессионализма в сфере агонистики ■тепенно приводит к снижению ценностей древнегреческой гимнастики и проотесту против раздутого культа атлетизма. В содержании эллинийских игрснижается объем беговых упражнений и увеличивается удельный вес конных соревнований, борьбы, кулачных боев. Расширялись количество атлетов, выступающих на играх за деньги (профессионалы). Появились случаи подкупа атлетов, а под словом «атлет» стали обозначать профессионалов (участников игр, выступающих за вознаграждение). Физическая культура, как атрибутивная часть культуры древней Греции, ранее объединяющая греков в процесс общественных связей, мельчала. Приоритетные положения занимала зрелищность, смещались культурные, ценностные акценты в сторону развлекательности.
Римские завоеватели Древней Греции пытались поставить Олимпийские игры на службу своим имперским интересам. Однако эта затея не увенчалась успехом. Соревнования использовались для утверждения политического авторитета представителей власти. Гимнасии превращались в институты по подготовке атлетов для публичных выступлений. В рамках игр стали проводиться бои гладиаторов между собой или против зверей (тигров, пантер, львов и др.)- В кулачных боях кисть руки обматывалась ремнями с медными бляхами и кольцами, что приводило к ранениям и увечьям участников соревнований.
Культура Древней Греции и её атрибут - физическая культура - область деятельности и ее результаты только свободнорожденных греков. Это продолжение тех процессов, которые имели место в государствах Двуречья, Древней Индии. Китая, Японии и достигли пика в своем развитии в эпоху эллинизма. Виды, формы физических упражнений, организация физического воспитания в основе своей имели культовые ритуалы, движения и действия заимствованные из сферы труда (возделывание поч-
вы, посев, сбор урожая), военного дела. В Древней Греции возникло само понятие «культура» как обработка, возделывание того, что дала природа сущности, это адекватно природе культуры и физической культуры на всем многовековом пути их развития. Физическая культура античности достигла таких высот, такого социально - политического, военного значения, какого не достигала позднее ни в одном обществе, ни в одном государстве.
Она была органической частью обучения и воспитания, несла на себе черты этики и эстетики эллинизма. Целью ее было гармоничное телесное и духовное развитие свободнорожденных граждан (рабовладельцев). В эпоху
эллинизма были организованы и проводились на протяжении многих сотен
лет Всегреческие олимпийские игры. Существовали правила их проведе-
ния, судейства, награждения, подготовки к ним, регистрация результатов
систем подготовки к ним (тренировки). Строились и эксплуатировали
спортивные сооружения (стадионы, площадки).
Физическая культура помогла сплочению греков в борьбе против
врагов. В сфере физической культуры функционировали крупные воена-
чальники, мыслители, политические деятели, писатели, поэты, ученые
(Платон, Сократ, Пифагор, Софокл, Эврипид и др.). Положительное отно-
шение к человеческой телесности - один из важнейших критериев гума-
низма в культуре эллинизма.
В Древней Греции была предпринята первая попытка классификации (структурирования) человеческих потребностей (Эпикур 3 в. д. н. э.). Пла-тон указывал на животное (по рождению) происхождение человека, вме- сте с ним признавая его социальность.