Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями

Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями, по форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется объединеням государств – конфедерациям.

Унитарным (unus (лат.) - один) является единое государство, части которого не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РБ (“Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство”).

Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. Есть один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов - в зависимости от административно-территориального деления государства.

В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчиненный, подзаконный характер.

Федерация (foedus (лат.) - союз) - сложное, союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Конфедерация - (в переводе с латинского означает “сообщество”) - это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств.

Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из конфедерации. Конфедерации являются неустойчивыми образованиями.

Политический режим - это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Политические режимы можно разделить на две большие группы - антидемократические и демократические режимы.

Государство для решения своих задач действует и действует весьма активно. Для общей характеристики деятельности государства в юридической науке выработано понятие "функции государства".

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества (т.е. по управлению обществом).

Один из основных критериев классификации — сферы государственной деятельности. По этому основанию различаются внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции — это такие направления деятельности государства, которые направлены на решение задач внутреннего развития общества. К числу внутренних функций относятся экономическая, финансовая, социальная, политическая, экологическая, культурная, функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, функция обеспечения общественной безопасности.

Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами. Можно выделить две основных внешних функции государства - военную и сотрудничества с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является государственный аппарат.

Аппарат государства - это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т.е. для управления обществом).

Механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.).

Итак, механизм государства — это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Принципы, т.е. об основополагающих началах, положениях, идеях, которые находятся в основе организации и деятельности аппарата государства.

* Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Гуманизм предполагает прежде всего учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов - права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др.

* Демократизм. В переводе с греческого “демократия” означает “народовластие”. Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

* Гласность. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.

* Законность. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы” (ч.2 ст.15 Конституции РФ). “Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства” (ч.2 ст.7 Конституции РБ). Более подробное освещение проблем законности будет изложено в темах по теории права.

* Равноправие. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В разных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д. “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе” (ч.4 ст.32 Конституции РБ). В ст.39 Конституции РБ говорится: “Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностям, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах”.

* Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое “двойное подчинение” - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

* Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность - это деятельность достаточно сложная и специфическая, данные характеристики обусловлены современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип долгое время недооценивался. Для того, чтобы быть назначенным на любую должность в государственном аппарате, требовалось наличие прежде всего определенных морально-политических качеств (в большинстве случаев необходимо было состоять в рядах КПСС), и только потом уже - сугубо профессиональных.

* Сочетание единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов, - а голосованию предшествует как правило обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т.п., - позволяет находит более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время часто качественной работе коллегиальных органов государства препятствуют различные обстоятельства организационного характера - не всегда достаточная быстрота работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях - отсутствие четкой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

* Разделение властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Его теоретическое обоснование связано прежде всего с учеными Нового времени Дж.Локком и Ш.Л.Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций.

Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежно злоупотребление властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), ее распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти:

- Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти - парламент, а лиц, его составляющих - депутаты.

- Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти - правительство, оно также в различных странах имеет разные названия, наиболее распространенные - совет министров или кабинет министров. Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом, или иными органами; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом, или же в формировании правительства принимают участие и президент (монарх), и парламент.

Названия органов законодательной власти в различных государствах крайне разнообразны: Федеральное собрание в России, Парламент - Национальное собрание в Республике Беларусь; Парламент - в Англии, Италии, Канаде; Конгресс в США; Федеральное собрание в Австрии; Палата депутатов в Греции, Люксембурге; Собрание республики в Португалии; Генеральные кортесы в Испании; Генеральные штаты в Нидерландах; Фолькетинг (Дания); Альтинг (Исландия); Стортинг (Норвегия); Эдускунт (Финляндия); Рикстаг (Швеция). Органы исполнительной власти именуются как правило советом или кабинетом министров, или же просто правительством; в Финляндии, однако, правительство называется Государственным советом, а в Швейцарии - Федеральным советом.

- Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц, ведущих себя неправомерно. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам - судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьезные - уголовные - наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров. В качестве такой же гарантии выступает осуществление судебной власти только в определенных процедурах, причем здесь их значение выше значения процедур в иных сферах правовой деятельности. Поэтому во многих государствах приняты гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, иные процессуальные кодексы.

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:

1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если различные ветви власти будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит государство.

Эти два положения - суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: