Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;
ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;
ü физико-химические методы анализа в медицине (калориметрический).
Уметь:
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
ü выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;
ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
ü производить расчеты по результатам эксперимента.
Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.
|
|
Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.
Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты.
План проведения занятия:
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Входной контроль знаний | 10 мин |
3. | Разбор тематического материала | 40 мин |
4. | Выполнение ситуационных задач | 40 мин |
5. | Интерактивная работа студентов | 20 мин |
6. | Итоговый контроль знаний | 10 мин |
7. | Выполнение и оформление лабораторной работы | 50 мин |
8. | Домашнее задание | 5 мин |
Вопросы для изучения темы:
1. Термодинамика, основные понятия и задачи. Параметры состояния (экстенсивные и интенсивные) и функции состояния системы.
2. Понятие внутренней энергии. Работа и теплота – две формы передачи энергии. Первое начало термодинамики. Изохорные и изобарные процессы. Тепловой эффект химической реакции. Энтальпия как функция состояния системы. Эндотермические и экзотермические процессы.
3. Первое начало термодинамики для изобарных процессов. Закон Гесса. Термохимические расчеты и их использование для энергетической характеристики химических и биохимических процессов. Стандартные энтальпии образования и сгорания. Следствия из закона Гесса.
4. Энергетическая ценность пищевых продуктов, обоснование рационов питания, основные задачи биоэнергетики.
5. Второе начало термодинамики, вклад С. Карно и Р. Клаузиуса. Энтропия как функция состояния системы. Критерии самопроизвольно протекающих процессов в изолированных системах. Связь энтропии с вероятностью состояния системы
|
|
6. Применение первого и второго начала термодинамики к живым организмам. Математическое выражение второго начала термодинамики для открытых систем. Энергия Гиббса как функция состояния системы и критерий направленности процессов. Условия возможности протекания реакций в прямом направлении. Математическое выражение, связывающее изменение энергии Гиббса с изменениями энтальпии и энтропии. Расчет изменения энергии Гиббса по следствиям закона Гесса.
7. Экзергонические и эндергонические реакции. Понятие о сопряженных процессах. Коэффициент полезного действия биохимических процессов.