Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.12 Основы педиатрии
050100.62 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Музыка
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины«Основы педиатрии» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников. Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ педиатрии, даст возможность будущим педагогам более успешно решать одну из первоочередных задач, стоящих перед обществом - сохранение и укрепление здоровья детей.
К концу изучения курса студенты должны:
1) знать: особенности развития детей раннего и дошкольного возраста; закономерности роста и развития; гигиенические основы детского питания и режима дня детей;
основные направления профилактики болезней у детей; причины детских болезней и детского травматизма; признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка;
2) уметь: создавать оптимальные условия воспитательного процесса, способствующие сохранению здоровья детей; использовать и активизировать резервные возможности детского организма; организовывать валеологическое образование детей; организовывать санитарное просвещение родителей и персонала ДОУ.
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Изучение курса завершается зачетом.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Предмет и задачи курса педиатрии
План
1. Определение понятий "педиатрия" и "гигиена".
2. Методы исследования в педиатрии и гигиене.
3. Краткий исторический очерк.
4. Понятия «рост» и «развитие».
5. Основные закономерности роста и развития.
6. Оценка физического развития ребенка.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Определение понятия «педиатрия», предмет изучения.
2. Определение понятия «гигиена», предмет изучения.
3. Связь педиатрии и гигиены с другими науками.
4. Методы исследования в педиатрии и гигиене.
5. История зарождения педиатрии и гигиены как наук.
6. Вклад российских ученых в развитие педиатрии и гигиены.
7. Определение понятия «рост».
8. Определение понятия «развитие».
9. Основные закономерности роста и развития.
10. Классификация возрастных периодов детства.
11. Понятие физического развития.
12. Соматоскопия.
13. Соматометрия, методика соматометрии.
14. Оценка физического развития детей по сигмальным и центильным таблицам.
15. Гармоничность физического развития.
16. Понятие "биологический возраст", его определение у детей.
Тема для самостоятельного изучения
Система охраны материнства и детства.