Н. Винер

Задание 1. Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение-зачин, затем расположите все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис, заключенный в содержании первого предложения (средняя часть). Обратите внимание на особенности построения предложений (вводные конструкции, наличие союзов, указательных местоимений). Это поможет вам разобраться в логике рассуждения. У данного текста нет третьей, заключительной части (концовки). Составьте ее, учитывая общее содержание и особенности построения высказываний в данном тексте.

1. Люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами или профессиональными интересами, т.е. ассоциируется с конкретной жизненной ситуацией.

2. Механическое же «задалбливание», зубрежка – самый неэффективный способ запоминания.

3. Известно, что одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов.

4. Основа хорошей памяти – установление прочных ассоциаций.

5. Неслучайно ряд современных методик запоминания иностранных слов базируется на установлении звукового или зрительного ассоциативного ряда.

Задание 2. А)Прочитайте текст. Выделите начальные предложения абзацев. Определите их роль в тексте.

Все ли люди одинаково легко начинают общение с другим человеком? Конечно, нет. По типу общения все люди условно могут быть разделены на интровертов и экстравертов.

Одни люди легко включаются в общение, часто становятся лидерами в разговоре. Их не затрудняет первыми начать разговор, познакомиться с другим человеком. Это экстраверты. У таких людей много знакомых, приятелей. На занятиях для них нужны самостоятельность, творческие задания.

Иное дело – интроверты. Они не активны в общении. Больше отмалчиваются. Не берут на себя инициативу в общении. Им трудно начать знакомство с другим человеком. Отвечая на вопросы, они предпочитают односложные ответы. Им нравятся хорошо и четко организованные уроки с детальным объяснением (по А.Акишиной, В.Шляхову).

Б) Попробуйте восстановить весь текст по начальным предложениям абзацев.

Не менее важной частью, чем вступление, является заключение. Закон края гласит...

О чем же надо помнить,придумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любого жанра любой речи...

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть...

Задание 3. Прочитайте о приеме, по которому работал К.С. Станиславский. С какой целью он его использовал? Как этот прием может вами использоваться в научном дискурсе?

Оказывается, Станиславский, когда учил актеров разыгрывать новую пьесу, требовал, чтобы они ознакомились с пьесой и, в частности, со своей ролью, но не разрешал им говорить словами роли. Они должны были разыгрывать соответствующие действия своими словами. И только после того, как они таким образом обыгрывали известную роль, он постепенно переводил их к словам, которые написаны автором данной пьесы (из лекций проф. П.Я. Гальперина).

Задание 4. Дополните текст подходящими по смыслу глаголами в необходимых формах. Будьте внимательны – учитывайте стилистическую принадлежность текста.

Первое документальное свидетельство систематического использования угля в качестве топлива... к Англии первой половины XIII века. Промышленная революция XVIII века... уголь в Великобритании основным источником энергии. Эту роль он... до начала ХХ века, когда на смену ему... нефть и природный газ. В 1900 году доля угля в общем потреблении энергоресурсов... 60%, в 1980-м — 27%, в 2000-м — 28%. Согласно прогнозу, к 2020 году потребление угля вновь... — до 32% и, вероятно, далее будет... (По Кизильштейн Л. Солнечный камень. – Наука и жизнь. – № 8, 2010).

Задание 5. Выделите ключевые слова и словосочетания в нижеприведенном тексте. Попробуйте по ним восстановить текст.

История появления искусственного жидкого топлива началась с появлением автомобилей, переходом флота на мазут и нефть, авиации — на бензин. Странам, не имеющим собственных нефтяных месторождений, пришлось заняться разработкой технологий получения искусственного моторного топлива. Немецкие инженеры Франц Фишер и Генрих Тропш разработали такую технологию, названную их именами. Перед Второй мировой войной в Германии было построено 9 заводов по производству синтетического жидкого топлива. Во время войны продукцией этих заводов обеспечивались механизированные части вермахта. В послевоенное время дешёвая ближневосточная нефть существенно снизила интерес к искусственному топливу везде, кроме Южно-Африканской Республики (ЮАР). Не имея собственных источников нефти и находясь в международной изоляции в связи с господствовавшей в стране идеологией расового апартеида, правительство закупило пакет технологий производства искусственного жидкого топлива — сначала на основе угля, а позднее на основе природного газа. В 1950 году в ЮАР была основана компания «Sasol», которая до 1990-х годов оставалась монополистом в этой области. Нефтяной кризис начала 1990-х годов возродил интерес к проблеме синтетического жидкого топлива, что привело к совершенствованию технологий синтеза и разработке новых катализаторов процесса.

(По Кизильштейн Л. Солнечный камень. –

Наука и жизнь. – № 8, 2010).

Задание 6. А) Прочитайте рекомендации по составлению конспектов:

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

2) передача основных положений текста «своими словами»;

3) смешанный вариант.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу части текста; составить план;

2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитатами, используя сокращения.

Существуют правила записи текста:

1) В начале нужно записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания.

2) Запись должна быть краткой, но понятной.

3) Необходимо сохранять структуру (композицию) источника, последовательность изложения, тематические разделы.

4) Можно выделить поля слева и справа. Слева — отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзагловки и т.п.), формируются основные проблемы. Справа — записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

5) Необходимо пользоваться символами и сокращениями – как общепринятыми, так и придуманными составителем конспекта.

6) Не сокращайте термины, которые встречаются в конспекте впервые.

7) Желательно рубрицировать текст конспекта и пользоваться выделением отдельных значимых частей – определений, формулировок законов и т.п. (изменение шрифта, цвета, использование рамки и т.д.), подчеркиванием (для выделения заголовков, подзаголовков, выводов, тем).

8) Если вы составляете конспект для написания курсовой или дипломной работы, не забывайте правильно оформлять цитаты и указывать страницу источника цитирования.

Б) Прочитайте следующее высказывание. Согласны ли вы с результатами исследований? Можно ли использовать данный прием при составлении конспектов?

По рзелутьтаам исслдеовнаий ондгоо агнилсйкого уиневрстиета, не иемет занчнеия, в ккаом поярдке рсаополежны бкувы в слвое. Главное, чотбы первая и поселдняя были на метсе. Остланьые буквы моугт следвоать в понлом бепсродяке и все равно тескт мжоно прчоитать. Причиной этгоо ялвятеся то, что мы не читаем кжадую букву по одтельнсоти, а тлоько все слово целкиом.

Задание 7. Прочитайте следующие микротексты.

А) Соответствует ли предложенная фраза главной мысли текста: Все законы физики формулируются на основании множества опытов и наблюдений?

К середине 19 в. многочисленные опыты показали, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно. Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается вполне определенным образом. Силы трения тормозят тела, которые при этом разогреваются. На основании множества подобных наблюдений и обобщения опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Б) Найдите фразу, которая содержит главную информацию.

Полиплоидия у животных встречается редко. Однако у некоторых видов домашних животных она невозможна. Известный советский ученый Б.Л. Астауров впервые создал полиплоидные формы тутового шелкопряда. Он пошел по пути, сходному с тем, который предложил Г.Д. Карпеченко. Используя отдаленную гибридизацию и полиплоидию, он создал совершенно новую форму тутового шелкопряда, объединившую в своем геноме хромосомы двух видов. Эта работа, несомненно, относится к числу блестящих достижений современной биологии.

В) Законспектируйте следующий текст:

Правовой статус цитаты в Российской Федерации определился достаточно давно. Ещё в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года имелась статья 492, согласно которой:

«Допускается без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого использовано, и источника заимствования: …

2) воспроизведение в научных и критических работах, учебных и политико-просветительных изданиях отдельных изданных произведений науки, литературы и искусства и отрывков из них; при этом воспроизведение в виде цитат допускается в пределах, обусловленных целью издания, а воспроизведение в ином виде, в том числе в сборниках, допускается в объеме, не превышающем в общей сложности одного авторского листа из произведений одного автора».

В Законе № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года правовой статус цитаты определялся статьей 19:

«Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

Во вступившей в силу с 1 января 2008 года и действующей ныне части 4 ГК РФ правовой статус цитаты определяется статьей 1274, в которую этот абзац перенесен почти без изменений (исчезла формулировка «исследовательские цели», по всей видимости, поскольку они почти полностью совпадают с научными):

«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

Техническая сторона оформления цитаты (какие для этого следует использовать знаки препинания, обязательно ли выделять цитату иным шрифтом, и т. п.) законодательно не регламентирована.

Задание 8. Проанализируйте данные ниже аннотации. Какие особенности представления информации о книге (и других публикациях) следует отметить? Какие тематические блоки можно выделить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: