Проблема материи и субстанции в философии

Проблема бытия как поиска оснований единства мира включает вопросы обоснования соотношения единого и многого, происхождения бесконечного многообразия пред-
метного мира из единого основания. Теоретические поиски их решения привели к формированию понятия субстанции – выражения важнейшего аспекта бытия.

Субстанция (от лат. лежащее в основе)– философская категория, выражающая внутреннее единство различных конкретных вещей и явлений, через которые она существует. Субстанция обозначает то, что существует самостоятельно, само по себе; нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; неделимое; единое; что само себя определяет и способно к саморазвитию и самоорганизации; постигаемое разумом, в отличие от многообразия чувственно воспринимаемого.

В истории философии прослеживаются несколько основных подходов к трактовке понятия субстанции. Большинство философских учений объясняют единство мира из одной единственной субстанции и называются монистическими. Субстанция здесь понимается как абсолютно самостоятельная, которая для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции. Следует различать материалистический монизм (материя как субстанциональное начало) и идеалистический монизм (субстанциональное начало – сознание, мысль, дух).

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат два исходных начала – материальное и духовное (например, учение Р. Декарта), а также плюрализм – признание множества первоначал бытия. Представители этого подхода признают относительный характер самостоятельности субстанциональных начал мира, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая субстанция (Бог).

Фундаментальной для философского и научного познания мира является категория «материя» (от лат. материал, вещество). Истолкование материи как субстанции позволяет объяснить единство мира через его многообразие, не прибегая к помощи таких потусторонних внешних сил, как Бог, Мировая Душа, Абсолютный Дух и т.д. Эволюция взглядов на материю нашла отражение в существовании основных исторических форм материализма, в этапах становления новоевропейского естествознания.

Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии. Здесь формируется как материалистическое понимание материи как сущности природы (древнегреческие натурфилософы, атомисты, стоики), так и идеалистическая трактовка материи как пассивного, низшего, изменчивого, множественного начала (Платон, Аристотель, неоплатоники). Оппозиция материи духу (сознанию, разуму, форме, идеи и т.д.) составила идеологическое значение понятия материи и основу противостояния материализма и идеализма.

В рамках материалистической традиции длительное время материя сводилась к одному из вещественных субстратов (огонь, вода, атомы и т.д.), существующих наряду с предметами, или включала природно-божественное содержание в различных формах пантеизма (Дж. Бруно, Спиноза). Представители классического материализма Нового времени (Д.Дидро, П. Гольбах, Д. Толанд, Л. Фейербах и др.), исходя из принципа «из ничего не возникает ничего», трактуют материю как единственную реальность, вечность существования, субстанцию, обладающую способностью к самодвижению и саморазвитию, а пространство и время полагают ее атрибутами.

Наибольший вклад в развитие учения о материи в ХIХ–ХХ вв. внес диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), разрабатывающий представление о субстанциональности материи как бесконечно развивающемся многообразии единого материального мира. В диалектическом материализме понятие материи выступает как предельно широкое, его нельзя определить через какое-то другое родовое понятие. Его можно зафиксировать только через противопоставление иному предельно общему понятию, обозначающему нематериальное, идеальное, – сознание, мышление, дух. Диалектический материализм объявляет идеальные явления вторичными по происхождению и выводит их из материи.

Классическое диалектико-материалистическое определение «материи»было дано В.И. Лениным. По его мнению, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Смысл данного определения состоит в том, что материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое, это предельная абстракция, с помощью которой мы объединяем качественно различные вещи сообразно их общему свойству – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и человечества. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое, чисто внешнее сходство предметов и явлений, конкретных признаков и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений действительности. Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. При этом материальное единство мира понимается как диалектическое, противоречивое единство многообразия: как наличие в объективной реальности качественно различных вещей и процессов и как иерархические отношения между различными по степени сложности и организованности системами, выражающиеся во включении менее сложных систем в более сложные и вместе с тем несводимости законов их существования.

Диалектико-материалистическое определение материи признает принципиальную познаваемость материального мира. История познания и практики подтверждает неисчерпаемость материи, т.е. ее бесконечное качественное и количественное многообразие, которое упорядочено и структурировано на уровнях неживой и живой природы. Таким образом, философский материализм и наука имеют одинаковые позиции в понимании бытия, которое отождествляется с существованием чувственных вещей, одновременно являющихся основой и доказательством собственной стабильности и постоянной воспроизводимости.

Диалектико-материалистическая трактовка материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности далеко не охватывает многообразие форм ее существования, именно поэтому оно не может считаться истиной в последней инстанции и неизбежно должно уточняться и корректироваться, исходя из новейших данных современной науки в области изучения структуры и свойств материальных объектов.

В фундаменте современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации, представленной уровнями неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы входят: элементарные частицы (участвуют в четырех типах взаимодействия – сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном); физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы возникновения и исчезновения элементарных частиц); атомы; звезды (продукт взаимодействия элементарных частиц, ядер атомов, ионов); молекулы; макротела (жидкие, твердые, газообразные); планеты (тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу); планетные системы; галактики (совокупность звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа); системы галактик; Метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Согласно современным научным теориям Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва – процессов перестройки физического вакуума с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Тем самым, наша Вселенная представляет собой результат развития качественных преобразований одного состояния материи в другое.

В структуру материи на уровне живой природы включают: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень организации (одноклеточные организмы); многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (сообщества одного вида, воспроизводящие себя в потомстве); биоценозы (продукт взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальная система жизни, результат взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое сообщество, имеющее свои подструктуры (семья, классы, нации и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: