Сравнительная характеристика административно-управленческого статуса бывших автономных округов

Название административно-территориальной единицы, созданной в результате объединения вместо автономного округа Уровень в АТУ нового субъекта РФ Административное управление Административно-территориальное деление Численность титульного этноса, тыс. чел. / % от общего населения Площадь территории, тыс. кв. км.
  Коми-Пермяцкий округ территориальный Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа 6 муниципальных районов 59,0 32,8
  Эвенкийский район муниципальный Администрация района 21,5 767,6
  Таймырский Долгано-Ненецкий район муниципальный Администрация района 13,8+7,6 879,9
  Корякский округ территориальный Министерство по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера 4 муниципальных района 26,7 301,5
  Усть-Ордынский Бурятский округ территориальный Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа 6 муниципальных районов 39,6 22,4
  Агинский Бурятский округ территориальный Администрация Агинского Бурятского округа 3 муниципальных района 62,5 19,6

Таким образом, наиболее стандартизированная и схожая модель управления создана в Красноярском крае. Здесь бывшие автономии получили статус муниципальных районов с особым статусом и фактически ничем кроме этнокультурной специфики не отличаются от других муниципальных районов края.

Похожие системы управления наблюдаются в случае с Коми-Пермяцким и Корякским округами. В обоих случаях созданы специальные министерства по делам округов (выполняющие межведомственные и координационные функции) с сохранением традиционно сложившегося муниципального деления территории бывших автономных округов.

Третья модель управления бывшими автономиями представлена на примере бурятских автономных округов. Хотя в них сохранено традиционное муниципальное деление и созданы администрации на местах, функционал последних очень сильно отличается.

В целом примеры Иркутской области и Камчатского края позволяют говорить о постепенном отказе от тех особых прав и полномочий, которые во время торга, сопровождавшего объединение регионов, смогли обеспечить себе элиты бывших автономных округов. По-видимому, уже в следующем электоральном цикле институциональные возможности влияния бывших автономных округов на деятельность органов власти объединенных регионов еще более снизятся.

Требуют отдельного рассмотрения проблемы социально-экономического развития бывших автономных округов. И здесь необходимо различать новые субъекты Российской Федерации, созданные в процессе объединения как минимум по двум направлениям:

‑ экономическая самодостаточность нового субъекта;

‑ успешность экономической и социальной включенности бывших автономных округов в социально-экономическое пространство нового субъекта Федерации.

Социокультурные проблемы объединения субъектов Федерации связаны главным образом с сохранением и развитием культуры, языка и традиционного образа жизни коренных этносов бывших автономных округов [см.: 14]. Не менее актуальна и проблема сохранения их этнической идентичности в условиях утраты политической автономии.

В заключении подведем итоги. Что получила Российская Федерация и федеральный Центр в результате объединения, то есть фактической ликвидации матрешечных субъектов?

В политическом плане основная задача – уход от ассиметричной федерации и унификация системы государственного управления – не решена [см.: 5]. Во-первых, процесс объединения субъектов РФ фактически свернут и воспринимается населением главным образом как проект по ликвидации этнонациональных автономий. Во-вторых, система управления в ликвидированных автономных округах стала еще более сложной и ассиметричной, особенно в понимании «особого статуса».

В социально-экономическом аспекте объединение не дало принципиально позитивных результатов: уровень и качество жизни населения бывших автономных округов фактически не изменилось к лучшему. Многие обещанные Москвой в ходе подготовки к референдумам по объединению проекты и социальные программы в большинстве случаев остались не выполненными.

В культурном содержании результаты объединения более значимы и связаны с тем, что в условиях ликвидации политической автономии было просто необходимо сохранить и развивать традиционную культуру, язык, национальные традиции и образ жизни коренных (титульных) этносов ликвидированных автономных округов. Региональные программы поддержки именно в сфере культуры можно считать наиболее успешными.

В целом необходимо говорить о постепенном отказе от тех особых прав и полномочий, которые во время торга, сопровождавшего объединение регионов, смогли обеспечить себе бывшие автономии.

Таким образом, итоги объединения субъектов Федерации свидетельствуют о доминировании негативных последствий над позитивными достижениями, а также наличии большого числа рисков и угроз социально-политического и этнокультурного содержания отложенного характера.

Литература

1. Брежнев О.В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. – 2010. ‑ №7;

2. Григонис В.П. Конституционное законодательство об образовании нового субъекта Российской Федерации и правовой статус автономных округов // Мир юридической науки. – 2010. ‑ №3;

3. Дагбаев Э.Д. Политические стратегии акторов в процессе укрупнения регионов / Э.Д. Дагбаев // Регионалистика и этнополитология / ред. Р.Ф. Туровский. ‑ М.: РАПН; РОССПЭН, 2008;

4. Дамдинов Б.Д. Административно-территориальные единицы с особым статусом: проблемы теории // Сибирский юридический вестник. – 2009. ‑ № 3;

5. Иванов А.М. Ассиметрия в федеративном устройстве России // Философия права. – 2009. ‑ №6;

6. К вопросу об особом статусе автономных округов в объединенных «сложносоставных» субъектах Российской Федерации: проблемы теории // Сибирский Юридический Вестник. – 2006. ‑ №1;

7. Княгинин К.Н. Особый статус административно-территориальной единиц, образованных на территории бывших автономных округов: опыт теоретического моделировании // Академический юридический журнал. – 2011. ‑ №43;

8. Княгинин К.Н. Территории бывших автономных округов в объединенных субъектах Российской Федерации в поисках особого статуса // Современное право. – 2010. ‑ №11;

9. Колмогорова Д.М. О ходе процесса образования нового субъекта РФ – Пермский край: пошаговая хроника // Панорама исследования политики Прикамья. Вып. 3. ‑ Пермь: Пермское книжное изд-во, 2005;

10. Личичан О.П., Дамдинов Б.Д. Проблемы взаимодействия нормативно-правовых систем субъектов Российской Федерации на территории новых субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения // Сибирский юридический вестник. – 2010. ‑ № 2;

11. Мкртумян А.Р. Объединение субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы // Режим доступа: http://www.fpa.su/problemy-realizatsii-konstitutsionnogo-zakonodatels/

12. Территориально-политическое устройство российского государства: от прошлого к будущему: тез. докл. Всерос. науч. конф. РАГС, 3 апр. 2008 г.: VI полит. чтения Каф. Политологии и полит. управления / отв. ред. А.С. Фалина. – М.: Изд-во РАГС, 2008;

13. Филиппова Н.А. Традиционные этнические меньшинства в новых субъектах Российской Федерации: альтернативные подходы к обеспечению интересов «титульных» наций // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2009. ‑ Т.5. ‑ №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: