Викарное научение в психотерапии

Викарное научение используется в психотерапии, в виде методике рокировки ролей в психодраме. Смена роли в драматизациях способствует более глубокому усвоению роли партнера по общению. В актах общения, вызываемого эмоцией гнева партнеры предстают в качестве агрессора и жертвы. Когда родитель гневно выражает недовольство поведением сына, то сын по умолчанию присваивает отцу функцию агрессора и принимает роль жертвы. Результат зависит от того как эти роли будут разыгрываться.

Предположим, что психотерапевт, намеревающийся расширить сознание отца и сына для взаимопонимания применяет психодраму. Он моделирует разыгрывание ссоры в семье и предлагает при этом агрессору исполнять роль жертвы. Это облегчает отцу при замещении роли сына не только восприятие собственного поведения в роли агрессора, но и способствует пониманию ее состояния. Жертва же, в свою очередь, воспринимает и усваивает поведение и мотивацию агрессора, что и отцу и сыну помогает более глубокому пониманию и себя и ситуации. Аналогично психотерапевтом могут быть смоделированы и отношения доминирования и власти, обиды и вины, согласия и конфликта, ревности и страха, в результате чего стороны этих отношений получают не только более глубокое осознание своих отношений, но приобретают возможность более эффективного управления своим поведением.

Викарное научение может ускорять патогенный процесс. Оно может способствовать передаче различных фобий от матери ребенку; например, боязнь матери закрытых помещений, темноты и т.п. способствует возникновению подобных фобий у ребенка. Ситуации, на которые родители, в особенности мать, реагируют страхом, беспокойством и тревогой, способствуют научению, в результате которого и ребенок приобретает страх, вызываемых этими ситуациями. Единственно эффективный путь исцеления в этом случае состоит в моделировании тех ситуаций, в которых формировались фобии и в них мать с пользой для себя и для ребенка должна разыгрывать свое бесстрашие. При этом у ребенка будет происходить викарное научение поведению в условиях ситуаций, определяемых как опасные.

То же может происходить и с соматическими симптомами. Поскольку симптомы болезни являются защитными поведениями, с помощью которых организм борется за здоровье, то естественно считать, что эти поведения возникают вследствие научения. Ребенок, который видит, как старшего братика освободили от сегодняшнего посещения садика, так как "у него болит живот и понос", то при повторениях подобной ситуации и у младшего, который видит это и эмоционально реагирует на поведение брата, перед тем как отправляться в садик может возникнуть боль в животе и понос, как защитные реакции против страха быть в детском садике или перед разлукой с матерью. Педиатру при анализе симптомов следует принимать во внимание закономерности обыкновенного и викарного научения, чтобы не допустить ошибки: вместо того, чтобы изменить поведение родителя, он сделает ребенку назначение лекарства против поноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: