Общие закономерности развития науки

Каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает, прежде всего, историзм самой науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

Следует отметить, что наука имеет общие и специфические закономерности развития. Общие закономерности свидетельствуют о единстве науки с другими формами духовно-практической деятельности. Среди общих закономерностей можно отметить эволюционно-историческую закономерность развития науки, согласно которой наука развивается согласно естественноисторическим потребностям общественного развития. Вот почему любое научное открытие, если оно происходит преждевременно, т.е. до того, как возникнут потребности, связанные с его признанием и использованием, теряется в глубинах истории. В отличие от естественноисторической закономерности, выражающей стихийный характер развития науки, можно особо выделить культурно-историческую закономерность развития науки, которая актуализировалась начиная с эпохи Нового времени. Наука стала осознавать себя как особую разумную силу, способную быть подконтрольной задачам и целям сознательной, культурно-исторической деятельности людей.

Наука, определяясь общественной практикой и ее потребностями, развивается также и по своим собственным закономерностям, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития.

Рассмотрим некоторые общие закономерности развития науки. К числу общих закономерностей развития науки относятся следующие: а) закономерная преемственность в развитии научных знаний; б) закономерное единство количественных и качественных изменений в развитии науки; в) закономерности дифференциации и интеграции наук и др.

Закономерная преемственность познания выражает его неразрывность, последовательность, поэтапность, сочетающиеся с внутренним единством знаний. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях. Объективной основой преемственности в науке является то, что в самой действительности имеет место поступательное, последовательное развитие вещей и явлений. Воспроизведение реально развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, также происходит через отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания.

В этом процессе восхождения содержание отрицаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде, с удержанием положительного. Новые теории не отрицают полностью старые, потому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области. История науки показала, что, например, в физике более поздние этапы ее развития вовсе не сводят к нулю значение более ранних стадий, а лишь указывают границы применимости этих более ранних стадий, включая их как предельные случаи в более широкую систему новой физики.

Соотношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме, а именно в качестве предельного случая, удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика - квантовая механика». Поэтому, по словам Эйнштейна, «лучший удел» какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позволяет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения.

Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо распространять истинные идеи за рамки того, на чем они опробованы. Все то, что мы уже знаем, можно и нужно распространять на более широкие области и горизонты познания, выходящие за пределы известного. Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование всего содержания прежних знаний. Он обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

В развитии науки эпохи относительной стабильности отделены друг от друга краткими периодами кризисов, во время которых под давлением фактов, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого вполне незыблемыми, и через несколько лет находят совершенно новые пути. Такие неожиданные повороты всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний. Эти повороты свидетельствуют о закономерном единстве количественных и качественных изменений в развитии науки. Этап количественных изменений науки - это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит перерыв непрерывности, скачок, коренное обновление фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции. Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются переосмыслению именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренного обновления основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.

Крупные качественные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики, нанотехнологических дисциплин в области металлургии, электроники, биологии, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Закономерное развитие науки характеризуется взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, разделения наук, превращения отдельных научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и естествознание. Среди естественных наук эпохи Нового времени лидером становится классическая механика, тесно связанная с математикой. В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»). Утонченная специализация наук приводит к тому, что единое общее понимание всей науки с большим трудом поспевает за развитием различных научных направлений, которые трудно удержать в общей связке.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, междисциплинарная и др. Таким образом, в современной науке получает все большее распространение закономерная тенденция объединения, направленная на решение крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями современной эпохи.

Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает историзм самой науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

Специфические закономерности развития науки показывают ее особую роль в развитии человечества. Сюда относятся: 1) непрерывно-дискретный характер эволюции научного знания; 2) экспоненциальный рост научной информации; 3) усложнение структуры науки как в знаниевом, так в институциональном отношениях; 4) абсолютный и относительный рост дороговизны научных, особенно прикладных исследований; 5) увеличение относительного веса науки в системе культуры, особенно в сфере материальной деятельности и др. Раскрытие этих закономерностей должно явиться одной из главных целей в изложении истории науки в целом и отдельных научных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: