ЦЕЛЬ: Изучить положение р-элементов в периодической системе, их химические свойства, биологическую активность и применение медицине.
ЗНАТЬ:
1. Общая характеристика р-элементов, их расположение в периодической системе элементов. Строение электронных уровней для р-элементов. Характер изменения свойств р-элементов по периодам и подгруппам. Наиболее характерные степени окисления. Правило "четности". Органогенные р-элементы. Микроэлементы среди р-семейства.
2. Свойства р-элементов III А группы. Изменение активности в подгруппе. Реакции, доказывающие неметаллический характер бора и его соединений. Борные кислоты. Бура. Амфотерный характер алюминия, оксида и гидроксида алюминия. Соединения, характерные для таллия. Биологическая роль Al+3 и его соединений, применяемых в медицине.
3. Свойства р-элементов IV А группы. Электронные формулы и степени окисления для углерода, кремния, германия, олова и свинца. Изменение химической активности в подгруппе, кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений данных элементов. Оксиды р-элементов IV А группы и соответствующие им кислоты. Оксиды углерода и кремния. Угольная и кремневая кислоты. Поликремневые кислоты. Соединения олова и свинца. Токсическое действие на организм свинца и его соединений.
4. Свойства р-элементов V А группы. Электронные формулы, характерные степени окисления. Закономерности изменения свойств элементов в подгруппе. Фосфор, кислородные соединения, соответствующие им кислоты. Свойства солей. Окислительно-восстановительная активность P+5, Р+3 и Р-3. Состав и биологическая роль АТФ и АДФ.
5. Мышьяк, сурьма и висмут. Характерные степени окисления для мышьяка, сурьмы и висмута. Оксиды, их кислотно-основной характер. Кислоты и соли мышьяка, сурьмы. Мышьяковистая и мышьяковая кислоты. Арсениты, арсенаты. Токсическое действие As+3. Реакция Марша. Биологическая роль As+5.
6. Свойства р-элементов VI А группы. Электронные формулы и степени окисления. Степени окисления для кислорода. Активные формы кислорода, механизм действия на организм, ферментативная антиоксидантная защита. Устойчивость водородных соединений элементов VI-А группы. Окислительно-восстановительный характер соединений элементов данной подгруппы.
7. Свойства серы и ее соединений. Действие тяжелых металлов на серусодержащие ферменты. Свойства сероводорода, его токсичность. Сернистая, серная и тиосерная кислоты. Их соли. Оксиды, кислоты селена и теллура. Биологическая роль селена.
8. Галогены. Электронные формулы. Степени окисления. Изменение химической активности в подгруппе. Водородные соединения галогенов. Хлорная вода. Жавелевая вода. Хлорная известь. Кислородные соединения хлора. Биологическая роль галогенов и применение их соединений в медицине.
УМЕТЬ:
1. Самостоятельно пользоваться учебной и справочной литературой.
2. Пользоваться химической посудой и оборудованием (пробирки, индикаторная бумага, водяные бани, спиртовки, держатели для спиртовок и т.д.).
3. Наблюдать за протеканием химических реакций и делать обоснованные выводы.
4. С помощью качественных химических реакций подтверждать наличие в исследуемом растворе соответствующих катионов и анионов элементов р-блока, уметь записывать химизм происходящих процессов.
5. Фиксировать аналитические эффекты химических реакций.
6. Решать типовые практические задачи.
ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
2. Навыками безопасной работы в химической лаборатории.
3. Навыками оформления результатов и выводов экспериментальных работ.