Практическая часть – направленная на развитие компетенций

(ориентировочная основа действия студента).

Задание№1 Определить растворимость препаратов.

ООД. Ознакомиться с сущностью понятия «растворимость», значение условных терминов: «очень легко растворим», «легко растворим», «растворим», «умеренно растворим», «мало растворим», «очень мало растворим», «практически нерастворим», изложенными в ГФ XI, выпуск 1 (стр.175).

1. Получить два лекарственных вещества для исследования, приготовить их для испытания - растереть в мелкий порошок.

2. Поместить навеску подготовленного объекта массой 1 г в колбу, пользуясь пипеткой (до 10 мл) или бюреткой, добавлять при встряхивании воду до полного растворения.

3. Исходя из затраченного для растворения объема воды и рекомендаций ГФ XI, выпуск 1 (стр. 175), дать оценку растворимости лекарственного вещества.

4. Исследовать растворимость второго объекта, взяв уменьшенную навеску-0,10. Представить результаты преподавателю, оформить работу в виде протокола.

Задание№2 Определить прозрачность или степень мутности лекарственных веществ.

ООД. Ознакомиться с рекомендациями ГФ XI, выпуск 1 (стр.198) для определения прозрачности и степени мутности.

1. Подобрать в соответствии с требованиями ГФ одинаковые пробирки.

2. Пользуясь эталонными растворами, установить прозрачность или степень

мутности предложенных объектов.

3. Представить результаты преподавателю, оформить протокол.

Задание №3 Определить окраску или бесцветность лекарственных веществ.

ООД. Ознакомиться с рекомендациями ГФХ1 по определению окраски жидкостей в общей статье (с. 194) и в частных фармакопейных статьях на соответствующие лекарственные вещества.

1. Подобрать пробирки, соответствующие требованиям ГФ для определения

цветности.

2.

 
Используя основные растворы, приготовить эталон, необходимый для

установления цветности исследуемого препарата.

3. В соответствии с рекомендациями ГФ дать оценку цветности предложенных

препаратов.

4. Представить результаты преподавателю, оформить протокол.

Задание№4 Определить кислотность-щелочность лекарственных веществ.

ООД. На примере частных статей ГФХ изучить приемы подготовки лекарственного вещества к определению кислотности щелочности (ФС 493-«Оксилидин», ФС 521-«Феноксиметилпенициллин», ФС 530-«Фторотан») и методы определения кислотности-щелочности (ФС 503-«Папаверина г/хл, ФС 554-«Промедол», ФС 498 — «Пахикарпина гидройодид»).

1. Пользуясь указаниями соответствующей фармакопейной статьи, Приготовить раствор (взвесь, фильтрат, водный экстракт после расслоения жидкости) нужной концентрации для исследования кислотности-щелочности предложенного лекарственного вещества.

2. Установить методом титрования, потенциометрически, визуально,

колориметрически или с помощью универсальной индикаторной бумаги

кислотность-щелочность исследуемого образца.

3. Сравнить полученные результаты с допустимыми по ФС для данного

лекарственного вещества и сделать соответствующие заключения.

4. Оформить протокол, сдать результаты преподавателю.

Задание№5 Определить потерю в массе при высушивании (при прокаливании) лекарственного вещества.

ООД. Взвесить на аналитических весах чистый сухой бюкс с крышечкой (для прокаливания-фарфоровый тигель).

1. Поместитьв бюкс навеску лекарственного вещества, взвешенную на

аптечных весочках согласно указаний в частной фармакопейной статье и

определить массу бюкса (тигля) с навеской на аналитических весах.

2. Рассчитатьмассу навески(m н) по разнице между массой бюкса(тигля) с

навеской (m б+н) имассой пустого бюкса (тигля) (m б):

mн=mб+н-mб

3. Соблюдая температурные условия, отмеченные в частной ФС, высушить

лекарственное вещество в сушильном шкафу (либо прокалить в муфельной

печи) в течение I часа (бюкс должен быть открытым).

4. С помощью щипцов закрыть бюкс крышечкой и, соблюдая технику

безопасности, поместить бюкс (тигель) в эксикатор для охлаждения на 30

 
минут.

5. Определить массу бюкса (тигля), с навеской после первого высушивания

6. Повторно поместить бюкс (тигель), открыв его, в сушильный шкаф на 1 час и после охлаждения взвесить(m 2).Сравнить m 1 с m 2,сделать вывод о

достижении m constпостоянной массы. При необходимости повторяют

высушивание до достижения постоянной массы (ГФ XI, выпуск 7, стр. 13).

7. Рассчитайте абсолютную потерю массы (m абс) по разнице между массой

бюкса с навеской до высушивания (m б+н) и массой бюкса с навеской после

высушивания (m const):

mабс= mб+н- mconst

8. Рассчитать относительную потерю в массе(%), принимая массу навески (тн)

за 100%

m н -------- 100%или W% потери=(m абс/ m н)х100%
m абс ------- Х%

9. Сравнить полученную потерю в массе с допустимой и сделать выводы.

10. Оформить протокол и сдать результаты преподавателю.


Задание №6
Провести определение сульфатной золы для характеристики чистоты лекарственного вещества, (см.ГФХI(2),с24).

ООД. Определить массу предварительного прокаленного тигля(m т).

1. Поместить в тигель указанную в частной статье навеску лекарственного

вещества (m т+н), распределить ее тонким слоем по дну тигля. Расчет точной

массы навески: mн=mт+н- mт

2. С помощью пипетки с резиновой грушей добавить в тигель

концентрированной серной кислоты, смочив ею лекарственное вещество(0,5-

1 мл).

3. Подготовленное таким образом лекарственное вещество нагревать в

вытяжном шкафу на электроплитке с сеткой до удаления видимых паров

серной кислоты.

4. Прокалить остаток в муфельной печи при температуре красного каления до

постоянной массы. Первое взвешивание проводят через час прокаливания и

30 минутного охлаждения в эксикаторе(m1) второе взвешивание (m2) после

дополнительного прокаливания в течение часа с последующим 30 минутным

охлаждением и т.д. (m3,…), до достижения постоянной массы (mconst).

5. Рассчитать абсолютную массу сульфатной золы: mабс.золы=mconst- mт

6. Рассчитать относительную массу сульфатной золы, принимая навеску взятого лекарственного вещества за100%.

mн-----100%

mабс----Х%

 
или W%золы = (mабс/mн) х 100%

7. Сравнить полученное значение сульфатной золы с допустимыми и сделать

соответствующее заключение.

8. Оформить протокол, сдать результаты преподавателю.

Задание№7 Установить наличие и количество недопустимых примесей.

ООД. Подобрать две пробирки, отвечающие требованиям для определения примеси (бесцветные, одинакового диаметра, с одинаковой формой дна).

1. Пользуясь рекомендациями ГФ ХI (вып.1, стр.165) исследовать

предложенные лекарственные вещества на содержание недопустимых

примесей. Навеску лекарственного вещества растворить в воде (для

нерастворимых - встряхнуть с водой и профильтровать).

2. Добавить вспомогательный реактив и разделить на 2 равные части.

3. В одну пробирку добавить реактив (основной опыт) и сравнить со второй

пробиркой (контрольный опыт), объем которой уравнен с основным опытом

добавлением воды вколичестве равном объему основного реактива.

4. Сравнение мутности и опалесценции проводят в проходящем свете на темном фоне, окраски - в отраженном свете на матово-белом фоне, соблюдая

требуемый промежуток времени от начала опыта. Сделать вывод.

5. Оформить протокол, сдать результаты преподавателю.

Задание №8 Провести испытания лекарственных веществ на допустимую примесь и установить пределы содержания (см ГФXI(1), с.165).

ООД. Подобрать две пробирки, отвечающие требованиям для определения примеси (бесцветные, одинакового диаметра, одинаковой формы дна).

1. Ориентируясь на допустимый предел примеси, провести расчеты, по частной ФС.

2. Приготовить раствор лекарственного вещества (первая пробирка), во вторую

пробирку налить соответствующий объем эталонного раствора Б, если

необходимо, разбавить его, как указано в ФС.

3. В обе пробирки добавить одинаковые объемы (в соответствии c

рекомендациями ГФХI) вспомогательногои основного реактивов и

перемешать.

4. Через указанный в ГФпромежуток времени сравнить первую пробирку,

содержащую лекарственное вещество (основной опыт), и вторую (эталон),

наблюдая муть, опалесценцию в проходящем свете на темном фоне, а окраску в отраженном свете на матово-белом фоне. Сделать заключение о наличии и пределах недопустимой примеси.

5. Сдатьрезультаты преподавателю, оформить протокол.

 
Ожидаемые результаты развиваемых компетенций на занятии.

Студент должен знать:

- общие фармакопейные требования к лекарственным средствам;

- назначение эталонных растворов;

- принцип действия потенциометра;

- сущность понятий «чувствительность реакции», «основной и

вспомогательный реактив», «основной и контрольный опыт», «основной опыт и эталон», «эталонный раствор» и «эталон»;

- методику определения испытаний в проходящем и отраженном свете, на

темном и матовом белом фоне.

Студент должен уметь:

- провести испытания на допустимые примеси (пределы);

- провести испытания на недопустимые примеси;

- провести испытание растворимости;

- провести определение прозрачности и степени мутности жидкостей;

- провести определение бесцветности и окраски жидкостей;

- провести высушивание, минерализацию и прокаливание лекарственных

веществ;

- провести определение общей золы, сульфатной золы, золы нерастворимой

хлороводородной кислоте;

- провести отделение летучих веществ, в том числе воды, различными

методами;

- провести определение кислотности, щелочности, pH;

- приготовить эталонный раствор Б, эталон, основной и контрольный опыты

при исследовании чистоты.

Студент должен владеть:

- общими методами и приемами исследования лекарственных веществ в

соответствии с требованиями Государственной фармакопеи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: