1)передвижной, 7)премьер-министр,
2)малоподвижный, 8)автомотоклуб,
3)двадцать, 9)детясли-сад,
4)двухсотый, 10)стенгазета,
5)пятидесятилетие, 11)автомат,
6)вице-президент, 12)газификация.
Задание 3
Укажите, от каких из указанных в скобках слов образованы следующие слова. За справками обращайтесь к словарям: Словообразовательный словарь русского языка для школьников/Сост. Борисовская Е.Н. –М.:Славянский дом книги, 2003. -346с.; Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. –М.: Просвещение, 1991. –288с.
1)Грузовик (грузить, грузовой, груз).
2)Перепись (переписать, переписанный, переписчик).
3)Красочный (красочность, красить, краска).
4)Отзвучать (отзвук, звучать, звук).
5)Мирить (мир, мирный, мировой).
6)Ненадолго (долго, долгий, надолго).
Задание 4
Определите способ образования данных слов: 1)суффиксальный, 2)приставочный, 3)приставочно-суффиксальный, 4)бессуффиксный.
1)привкус, 8)собрат,
2)причал, 9)раздать,
3)приветливый, 10)разведчик,
|
|
4)сотрудник, 11)синь,
5)созвучный, 12)синева,
6)составной, 13)по долгу,
7)советник, 14)повсюду.
Задание 5
Укажите способ образования выделенных наречий. Приведите примеры наречий, которые образованы тем же способом.
1. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь и опрометчиво–безумно вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит широколиственно и шумно!.. (Тютч.)
1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ
2. Я увидел утро, чуть-чуть брезжит, чуть-чуть загорается восток… чуть-чуть пробивается росток тоненькой былинки запоздалой.(Пр.)
1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ
3. Владимир Николаевич говорил по-французски прекрасно, по-английски хорошо, по-немецки дурно. (Тург.)
1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ
4. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля. (Тютч.)
1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ
Задание 6
Определите значение суффикса -к- в приведенных словах: 1)лицо женского пола, 2)лицо общего рода, 3)отвлеченное действие, 4)субъективная оценка.
1)лакомка, 9)прогулка,
2)футболка, 10)иностранка,
3)иголочка, 11)сеялка,
4)выскочка, 12)белоручка,
5)зачетка, 13)радистка,
6)чистка, 14)засолка,
7)дочка, 15)сестричка.
8)расческа,
Задание 7
Повторение приставок в словах создает особый стилистический эффект. Какое значение имеют приставки в выделенных словах?
Запишите предложения в следующем порядке: 1)приставки имеют значение «вычленение чего-нибудь», 2)значение «дойти до чего-нибудь», 3)значение «начало действия», 4)значение «многократность действия», 5)значение «движение насквозь».
|
|
1)Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать! (Рожд.)
2)А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. (Кун.)
3)Все открыто пристальному взору: дно речное, паутины нить. Очень любит осень в эту пору отобрать, отсеять, отцедить. (Сок.)
4)И огнем заполыхала, и, пройдя через огонь, закричала, завздыхала, эта самая гармонь. Отозвались, зазвенели балалайки в три струны, заходили как хотели, заплясали плясуны. Закружились хороводы, полушалки зацвели, и поближе и поодаль люди душу отвели. (Пр.)
5)Сколько раз ты ходила в моем саду? Ровно столько, скажу, сколько дней в году! Ты мой наигрыш перелистывала, ты моих снегирей пересвистывала, ты моих голубей переманивала, в колокольчики в саду перезванивала. (Пр.)
Задание 8
Прочитайте, найдите однокоренные слова. Укажите количество рядов родственных слов в каждом варианте (повторяющиеся формы одного и того же слова не считайте).
I вариант
Найти корень слова – это значит найти его первоначальный, внутренний, затаенный смысл. Дело только в том, что корень слова говорит обычно об одной стороне предмета, об одном из его признаков.
Почему крыло называется крылом? Потому что с помощью крыла птица прикрывается, она укрывает себя и своих птенцов (есть выражение: «быть под крылышком»). С помощью крыла птица также летает, но в слове, как таковом, этого не отмечено. (Рыбн.)
1.Два ряда 2.Три ряда 3.Четыре ряда
II вариант
Признаком портного может быть и то, что он кроит, и то, что он шьет, и то, что он имеет дело с материалом. Русский язык знает два синонима – швец (швея) и портной (портниха). Порт – древнерусское слово: кусок ткани, одежда (отсюда - портки). Швец от глагола шить. Есть слова закройщик, закройщица – одна из специализаций портновского цеха. Сейчас вошел в жизнь термин пошивочная мастерская. Мы видим, что язык устойчиво держится в кругу основных производственных представлений кроить, шить из порта (материала). (Рыбн.)
1.Два ряда 2.Три ряда 3.Четыре ряда
Задание 9
Чем различаются однокоренные слова: 1)значением, 2)значением и стилистической окраской, 3)стилистической окраской? За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Розенталь Д.И., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. –М.: Рольф, 2001. –832с.
1)Белеть – белеться.
2)Благоустройство – благоустроенность.
3)Больше – более.
4)Брошь – брошка.
5)Болотистый – болотный.
6)Выемка – выем.
7)Ветреный – ветряной.
8)Добавление – добавка.
9)Возвращение – возврат.
10)Влезть – взлезть.
Задание 10