Сколько корней имеют приведенные слова? Запишите слова в три столбика: 1)один корень; 2)два корня; 3)три корня

1)передвижной, 7)премьер-министр,

2)малоподвижный, 8)автомотоклуб,

3)двадцать, 9)детясли-сад,

4)двухсотый, 10)стенгазета,

5)пятидесятилетие, 11)автомат,

6)вице-президент, 12)газификация.

Задание 3

Укажите, от каких из указанных в скобках слов образованы следующие слова. За справками обращайтесь к словарям: Словообразовательный словарь русского языка для школьников/Сост. Борисовская Е.Н. –М.:Славянский дом книги, 2003. -346с.; Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. –М.: Просвещение, 1991. –288с.

1)Грузовик (грузить, грузовой, груз).

2)Перепись (переписать, переписанный, переписчик).

3)Красочный (красочность, красить, краска).

4)Отзвучать (отзвук, звучать, звук).

5)Мирить (мир, мирный, мировой).

6)Ненадолго (долго, долгий, надолго).

Задание 4

Определите способ образования данных слов: 1)суффиксальный, 2)приставочный, 3)приставочно-суффиксальный, 4)бессуффиксный.

1)привкус, 8)собрат,

2)причал, 9)раздать,

3)приветливый, 10)разведчик,

4)сотрудник, 11)синь,

5)созвучный, 12)синева,

6)составной, 13)по долгу,

7)советник, 14)повсюду.

Задание 5

Укажите способ образования выделенных наречий. Приведите примеры наречий, которые образованы тем же способом.

1. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь и опрометчиво–безумно вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит широколиственно и шумно!.. (Тютч.)

1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ

2. Я увидел утро, чуть-чуть брезжит, чуть-чуть загорается восток… чуть-чуть пробивается росток тоненькой былинки запоздалой.(Пр.)

1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ

3. Владимир Николаевич говорил по-французски прекрасно, по-английски хорошо, по-немецки дурно. (Тург.)

1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ

4. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля. (Тютч.)

1)суффиксальный 2)приставочный 3)приставочно-суффиксальный 4)повторение основ

Задание 6

Определите значение суффикса -к- в приведенных словах: 1)лицо женского пола, 2)лицо общего рода, 3)отвлеченное действие, 4)субъективная оценка.

1)лакомка, 9)прогулка,

2)футболка, 10)иностранка,

3)иголочка, 11)сеялка,

4)выскочка, 12)белоручка,

5)зачетка, 13)радистка,

6)чистка, 14)засолка,

7)дочка, 15)сестричка.

8)расческа,

Задание 7

Повторение приставок в словах создает особый стилистический эффект. Какое значение имеют приставки в выделенных словах?

Запишите предложения в следующем порядке: 1)приставки имеют значение «вычленение чего-нибудь», 2)значение «дойти до чего-нибудь», 3)значение «начало действия», 4)значение «многократность действия», 5)значение «движение насквозь».

1)Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать! (Рожд.)

2)А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. (Кун.)

3)Все открыто пристальному взору: дно речное, паутины нить. Очень любит осень в эту пору отобрать, отсеять, отцедить. (Сок.)

4)И огнем заполыхала, и, пройдя через огонь, закричала, завздыхала, эта самая гармонь. Отозвались, зазвенели балалайки в три струны, заходили как хотели, заплясали плясуны. Закружились хороводы, полушалки зацвели, и поближе и поодаль люди душу отвели. (Пр.)

5)Сколько раз ты ходила в моем саду? Ровно столько, скажу, сколько дней в году! Ты мой наигрыш перелистывала, ты моих снегирей пересвистывала, ты моих голубей переманивала, в колокольчики в саду перезванивала. (Пр.)

Задание 8

Прочитайте, найдите однокоренные слова. Укажите количество рядов родственных слов в каждом варианте (повторяющиеся формы одного и того же слова не считайте).

I вариант

Найти корень слова – это значит найти его первоначальный, внутренний, затаенный смысл. Дело только в том, что корень слова говорит обычно об одной стороне предмета, об одном из его признаков.

Почему крыло называется крылом? Потому что с помощью крыла птица прикрывается, она укрывает себя и своих птенцов (есть выражение: «быть под крылышком»). С помощью крыла птица также летает, но в слове, как таковом, этого не отмечено. (Рыбн.)

1.Два ряда 2.Три ряда 3.Четыре ряда

II вариант

Признаком портного может быть и то, что он кроит, и то, что он шьет, и то, что он имеет дело с материалом. Русский язык знает два синонима – швец (швея) и портной (портниха). Порт – древнерусское слово: кусок ткани, одежда (отсюда - портки). Швец от глагола шить. Есть слова закройщик, закройщица – одна из специализаций портновского цеха. Сейчас вошел в жизнь термин пошивочная мастерская. Мы видим, что язык устойчиво держится в кругу основных производственных представлений кроить, шить из порта (материала). (Рыбн.)

1.Два ряда 2.Три ряда 3.Четыре ряда

Задание 9

Чем различаются однокоренные слова: 1)значением, 2)значением и стилистической окраской, 3)стилистической окраской? За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Розенталь Д.И., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. –М.: Рольф, 2001. –832с.

1)Белеть – белеться.

2)Благоустройство – благоустроенность.

3)Больше – более.

4)Брошь – брошка.

5)Болотистый – болотный.

6)Выемка – выем.

7)Ветреный – ветряной.

8)Добавление – добавка.

9)Возвращение – возврат.

10)Влезть – взлезть.

Задание 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: