Нехарактеризованные способы действия

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправ­ленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по спо­собу глагольного действия: бежать — бегать, везти — возить, вести — водить, гнать — гонять, гнаться — гоняться, ехать — ез­дить, идти — ходить, катить — катать, катить — катиться, лезть — лазить, лететь — летать, нести — носить, нестись — но­ситься, плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — таскать, тащиться — таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершаю­щееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторо­ну (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более раз­нообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась по­дальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способ­ность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы — характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного дейст­вия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать — убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать — убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе рус­ского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: