Я.В. Чежина
Комплексный подход к изучению психологической организации человека, к анализу таких категорий как личность и индивидуальность, невозможен без обращения к ее исходным (сенсорно-перцептивным) уровням. Так, С.Л. Рубинштейн, подчеркивая иерархичность организации психического, указывал на взаимосвязанность структурных компонентов всех его уровней.
В данной статье кратко представляются результаты исследования, проводимого на протяжении 5-ти лет (1994—1998) и посвященного изучению соотношения между показателями успешности зрительно-осязательного переноса, с одной стороны, и когнитивно-эмоциональными характеристиками у школьников, с другой. В экспериментах участвовали одни и те же испытуемые (25 человек) в период их обучения в 3, 6 и 8-м классах.
Основанием гипотезы исследования послужили теоретические идеи и эмпирические данные, представленные в коллективной монографии Б. Г. Ананьева, Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова, А.В. Ярмоленко «Осязание в процессах познания и труда» (1959). Непосредственным основанием экспериментов явились предположение и аргументы Л.М. Веккера о производности от осязания свойств проекции и предметности в других сенсорных модальностях, а затем и в психологических характеристиках более высокого уровня.
|
|
Первоначальный методический и экспериментальный вариант реализации гипотезы — измерение ранее сформированной «включенности» осязания в зрительную модальность по результатам зрительно-осязательного переноса (узнавания посредством осязания объектов — разных по механическим свойствам тканей и различных по геометрии плоских и объемных фигур — после их зрительной репрезентации).
По данным нашего исследования, на всех уровнях 5-летнего лонгитю-да успешность переноса (по числу ошибок) почти одинаково коррелировала по значимости и знаку связи (положительному) с числом ошибок как в тесте Равена (г =0,42 при р<0,03 в 3-м кл.; г =0,67 при р< 0,001 в 6-м кл.; г =0,38 при р < 0,06 в 8-м кл.), так и в тесте Готгшальда-Виткина (г =0,34 при р< 0,09 в 3-м кл., г =0,36 при р< 0,07 в 6-ом кл., г =0,48 при р< 0,02 в 8-м кл.). Этот факт является, на наш взгляд, важным эмпирическим аргументом в пользу рассматриваемой гипотезы.
Другая динамическая характеристика успешности зрительно-осязательного переноса (его время) таких однозначных и повторяющихся связей не имела. Так, в 3-м и 8-м классах время и ошибки переноса прокоррелировали отрицательно (Гз = -0,39 при р< 0,05 и Г8= -0,32 при р< 0,1), а в б-ом — положительно (г =0,38 при р < 0,06). Корреляций времени и ошибок переноса с временем тестов Равена и Готтшальда-Виткина также не сохраняется по величине и знаку на разных фазах лонгитюда: в 3-м классе коэффициент корреляции между временем переноса и временем теста Равена равен 0,41 при р< 0,05, а в 6-м классе связь переноса с временем теста Равена становится отрицательной (г = -0,34 при р < 0,09). Ошибки переноса дали две отрицательные корреляции со временем тестов Равена и Готтшальда в 3-м классе и одну положительную со временем теста Готтшальда в 8-ом классе.
|
|
Психологический смысл устойчивости отрицательных связей в 3-м классе между временем выполнения когнитивных тестов и переноса и ошибками в переносе заключается, вероятно, в преобладании на данном возрастном этапе импульсивности (слабости критерия принятия решения) над рефлексивностью.
В пользу гипотезы исследования (о связи исходных и производных психологических характеристик) свидетельствуют 8 значимых корреляций и 3 тенденции между обоими показателями переноса и 6-ю эмоционально-личностными характеристиками по результатам Hand-теста. Так, ошибки переноса значимо отрицательно рокоррелировали с аффектацией (г = -0,50 при р< 0,01), страхом (г = — 0,50 при р < 0,01) и директивно-стью (г = -0,52 при р<0,01), а положительно — с напряжением (г =0,41 при р < 0,05) и активными безличными ответами (г = 0,42 при р< 0,05). Время переноса обнаружило отрицательные связи с зависимостью (г = -0,53 при р< 0,01)и активностью (г = -0,48 при р< 0,01), а положительные — с напряжением (г = 0,47 при р< 0,01), страхом (г = 0,34 при р< 0,1) и пассивными безличными ответами (г = 0,37 при р< 0,07).
При завершении исследования результаты, полученные на основе номотетических данных, предполагается дополнить данными идиографического анализа.