О. П. Маку шина
В настоящее время, в условиях социально-экономического кризиса, особое внимание привлекают вопросы психического развития личности. Современные условия накладывают существенный отпечаток на содержание, характер и формы протекания периодов кризисов личностного развития. Особое место в этой связи занимает подростковый возраст, традиционно расцениваемый в психологической науке как сложный, противоречивый, переломный этап развития, знаменуемый повышенной конфликтностью в отношениях с окружающими, непредсказуемостью реакций, чрезмерной ранимостью и трудновоспитуемостью. В психологической науке сложились противоречивые взгляды на причины, роль и значение возрастных кризисов личностного развития. Так, ряд авторов указывают на их необязательность и расценивают их как неблагополучный вариант перехода от одного возрастного этапа к другому (А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, X. Ремшмидт). Противоположный подход заключается в утверждении того, что кризис имеет чрезвычайно важное значение для развития личности (К.Н. Поливанова). С точки зрения Л.С. Выготского, за любым негативным симптомом кризиса стоит позитивный аспект.
|
|
Одной из центральных задач этого возраста выступает обретение самостоятельности и эмоциональной независимости от родителей. В литературе выделяются два варианта прохождения подросткового кризиса, условно называемые кризисом независимости (характеризуемым повышенной конфликтностью, негативизмом, протестными формами) и кризисом зависимости (проявляющимся в чрезмерном послушании по отношению к взрослым) (А.М. Прихожан). Отделение от семьи является сложным процессом как для подростков, так и для их родителей, которые традиционно воспринимают трудновоспитуемость, конф-ликтность и непредсказуемость своих детей как негативные проявления переходного периода и ратуют за спокойное его протекание. Между тем, несмотря на внешнюю неблагоприятность кризисных проявлений полученные в последнее время данные говорят о нормативности и, более того, даже желательности для личности первого варианта прохождения подросткового кризиса.
Одним из подтверждений этому могут случить результаты нашего исследования, проведенного в декабре 1998 г. среди учащихся 10-х классов общеобразовательных школ г. Воронежа. В качестве метода исследования выступали беседа и ретроспективные свободные описания, в которых учащиеся описывали свои отношения с родителями, учителями, сверстниками, имевшие место в подростковом возрасте, и в целом ощущения от прошедшего возрастного периода. Результаты, полученные после математической обработки, показывают, что у сегодняшних молодых людей при воспоминании подросткового возраста тенденция к независимости связывается с серьезными конфликтами с родителями, чувством непонимания, повышенной ранимостью, желанием противопоставить себя взрослым, но при этом также и с потребностью в самопознании, с глобальными изменениями внутреннего плана, связанными с процессом взросления. Напротив, тенденция к зависимости связывается со спокойным протеканием этого периода, хорошими, однозначно доверительными отношениями с родителями, повсеместной ориентацией на их мнение, но при этом также и с отсутствием выраженных процессов самопознания, отсутствием переживаемого чувства взросло-сти. Установлено, что лица, пережившие подростковый период по типу кризиса зависимости, и после его завершения характеризуются повышенным уровнем инфантильности и зависимости, перешедшей в устойчивое личностное формирование, в то время как вариант прохождения кризиса по типу независимости не влечет за собой подобного рода осложнений.
|
|
Таким образом, в современных условиях кризисные проявления потребности подростков в независимости в действительности представляют собой прогрессивный вариант развития личности, позволяющий выйти за пределы старой системы самоощущения и перейти на новый этап личностного развития, в то время как внешне спокойное и благополучное протекание подросткового периода является своего рода регрессией на ранний период развития отношений, сохраняющий спокойствие и чувство безопасности, эмоциональной защищенности.