И.А. Горьковая
Несомненно, самооценка, являясь одним из регуляторов поведения деятельности, относится к центральным образованиям личности. Целый ряд авторов изучают различные факторы, определяющие формирование «Я-образа» у индивида. При этом считается, что формирование «Я-концепции» ограничено присущими ей возможностями познания себя и саморегуляции, то есть она носит поэтапный характер. Самооценка как часть самосознания не строго фиксирована, а развернута во времени, те есть может измениться в сторону завышения или понижения в зависимости от целого ряда обстоятельств. Актуальная самооценка является отражением степени развития самосознания и его специфики у данного конкретного индивида. Следовательно, самооценка, лежащая в основе формирования «Я-концепции», оказывает существенное влияние на социальную адаптацию индивида.
В данном исследовании изучалась самооценка и ее вариативность в зависимости от степени выраженности у представителей нашего общества в одном возрастном периоде, но выходцев из разных социальных слоев — из криминальной субкультуры (59 воспитанников ТУ пригорода С.-Петербурга со строгим контролирующим режимом) и общечеловеческой культуры (65 учащихся средних образовательных школ С.-Петербурга в возрасте 15—17 лет). Следует сразу же отметить, что осознаваемость-неосознаваемость компонентов самооценки не рассматривалась.
|
|
Уровень самооценки: средняя, высокая или низкая оценивались при помощи методики исследования «комплекса недостаточности» (G.J. Manasters, R.J. Corsisni, 1982). Самооценка, отражающая оценочное количественное ее выражение, которая здесь представляет собой субъективное сравнение по трем типам переменных: а) физические характеристики, б) социальные характеристики, в) личностные цели и нормы, определялась по первой шкале.
В результате обследования воспитанников Специального ТУ средняя самооценка выявилась у 54% испытуемых, высокая у 39% и низкая у 7%. При параллельном обследовании учащихся средних образовательных школ выявилась подобная картина: средняя самооценка у 55%, высокая — у 39% и низкая — у 6%. То есть никаких различий по степени выраженности каждого варианта оценочного отношения к себе между экспериментальной и контрольной группами несовершеннолетних не обнаруживается.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что самооценка у подростков, являющихся представителями различных культур, в одинаковой мере регулирует поведение и деятельность в рамках микросреды. Иными словами, самооценка как один из основных копинг-ресурсов, в одинаковой мере способствует социальной адаптации подростков с устойчивым противоправным поведением и их законопослушных сверстников, но в границах среды первичной социализации.
|
|
Указанная методика представляет возможность выявить, кроме оценочного отношения к себе, и более широкое положительное или отрицательное представление о себе, то есть самоотношение. По терминологии же А. Адлера и его последователей «чувство недостаточности» или «комплекса недостаточности (неполноценности)» соответствует, по сути дела, понятию самоотношения.
Вообще, еще в 20—30-х годах весьма серьезно рассматривался вопрос о существовании у индивида «чувства недостаточности» или «комплекса недостаточности (неполноценности)» и его роль в развитии личности. Несмотря на то, что исследователи в качестве критериев этого комплекса использовали различные личностные черты и по-разному рассматривали точку перелома, указывающую на его наличие или отсутствие, все придерживались единодушного мнения о том, что этот комплекс на разных жизненных этапах присутствует у каждого человека.
Чувство недостаточности или комплекс недостаточности, выявляемое посредством указанной методики, определялось по величине расхождения между оценками шкалы № 1 (общей оценки) и шкалы № 5 (где хотел бы быть). Комплекс недостаточности констатировался в том случае, если эта разница составляла 0% и более.
В итоге обследования воспитанников Специального ТУ и школьников обнаружилось, что комплекс недостаточности наблюдается у 58% испытуемых в экспериментальной и у 55% в контрольной группах. Следует отметить, что довольно негативное самоотношение может сочетаться с различными вариантами самооценки. Так встречаются случаи в обеих группах испытуемых, когда высокая самооценка наблюдается нарду с комплексом недостаточности.
Обращает на себя внимание, что, также как и при исследовании самооценки, наличие комплекса недостаточности или его отсутствие у подростков с устойчивым противоправным поведением и их законопослушных сверстников совершенно идентично.
Становление мировоззрения и, в частности, отношение к себе и определение своего места в окружающем мире, что является одной из наиболее противоречивых и трудных проблем периода взросления, напрямую связано с формированием жизненной перспективы. И если до этого описывалась самооценка, которая основывается на оценке удовлетворенности-неудовлетворенности того, что уже имеется, то не менее важным является оценка собственного потенциала. Используемая методика также позволяет оценить отношение к собственному будущему. Оценка собственного потенциала или будущего производилась по показаниям шкалы № 4, которая направлена на оценку через 5 лет. Градация отношения к будущему производилась аналогично оценке отношения к себе на данный момент.
Собственная перспектива воспитанников Специального ТУ оценивается положительно в 35,5% и в 36% случаев у учащихся средних общеобразовательных школ. Эти подростки уверены в своих силах и возможностях наиболее эффективно осуществить жизненные планы. Довольно средне, не столь оптимистично оценивают свое будущее 52,5% подростков экспериментальной группы и 55% из контрольной группы. Негативно же оценивают свое будущее 12% подростков с устойчивым противоправным поведением и 9% школьников. Причем отрицательно оценивается не интеллектуальный потенциал, а потенциальные, в первую очередь, материальные возможности родителей, без помощи которых вероятность достижения целей, по мнению этих подростков, резко падает.
Полученные результаты в видении своего будущего, своего потенциала у подростков, характеризующихся устойчивым криминальным поведением в течение ряда лет, и их законопослушных сверстников совершенно тождественны.